Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 08:30, курсовая работа
В современной российской правовой науке нет, наверное, более популярного, но в то же время малоизученного термина, чем " правовое государство ", особенно когда речь идет о построении правового государства в России. По отношению к данному феномену можно сказать то же самое, что в свое время Аврелий Августин сказал о времени: "Пока я не задумываюсь об этом, мне кажется, что нет ничего понятнее". Актуальность темы обусловлена постоянным обращением к ней со стороны ученых-правоведов. Упоминание о правовом государстве можно найти практически во всех учебниках по общей теории государства и права и конституционному праву России, выпущенных за последние десять лет, в главах книг, посвященных данному вопросу, в статьях правоведов самых различных взглядов и методологических ориентаций. Сегодня признается тот факт, что правовым может быть названо такое государство, чье функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Взгляды теоретиков на правовое государство …………………..4
Глава 2. Сущность и признаки правового государства…………………….12
Глава 3. Проблемы и перспективы формирования правового государства в
России………………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………...44
Не укоренился пока в стране такой важнейший компонент западного гражданского общества и правовой культуры, как уважение к закону и к признанным в обществе социальным нормам, признание их необходимым регулятором индивидуальной и коллективной активности граждан. Движение России к правовому государству, провозглашенное в начале реформ, обернулось порочным кругом: власть не хочет или не умеет управлять на основе закона, граждане отвечают уклонением от его выполнения.
В целом, анализ современной ситуации приводит к следующим выводам:
Для России правовое государство - это антипод государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
Правовое государство
немыслимо без развитого
Правовое государство недостаточно декларировать, зафиксировать, пусть даже на конституционном уровне, процесс его создания сопряжен с рядом факторов (социально-культурных, юридических, экономических, политических).
Российское общественное устройство "физически" не может повторять никакие из имеющихся (американских, европейских или азиатских) аналогов. Создание правовой государственности в стране неизбежно сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличием определенных ресурсов.
Издержки демократии 90-х гг. - правовой произвол, преступность, обнищание значительной части населения - на рубеже XX и XXI вв. вновь реанимировали достаточно опасную ("старую") отечественную идею о якобы "спасительной" миссии так называемого "сильного государства". В истории политической и правовой мысли силовая характеристика государства всегда неизбежно влечет и силовую трактовку права (сила рождает право, право - приказ власти, право есть не что иное, как организованная сила). Правовое же государство по природе своей является антитезой "государству силы" и эта противоположность в наших условиях имеет принципиальное значение.
Заключение
Таким образом, анализ исследуемого материала, исторической и современной действительности позволяет сделать следующие выводы.
1. Идея правового государства
терминологически обозначает
2. Учение о правовом
государстве возникло и живет
в общественно-историческом
3. Возникновение и эволюция
идеи правового государства - процессы
реальные и познаваемые. На каждом
из этапов развития
4. Человечество выстрадало
идею правовой
В начале XXI в. Россия вновь оказалась на перекрестке исторических дорог, в ситуации исторического выбора. Какие же выводы напрашиваются при таких обстоятельствах? Прежде всего, приходится констатировать, что в стране нет пока социально-экономических и политических условий, нравственного климата, политического и культурного уровня, которые позволяют осуществлять принципы провозглашенного правового государства. Оно остается для нас пока идеалом. Парадокс заключается в том, что, несмотря на все бросающиеся в глаза перемены, действительно новой государственности в России так и не создано.
Теперь уже общепризнанно, что создание предпосылок для правового государства едва ли возможно без длительного переходного периода. Проблема эта не только и не столько правовая, сколько социально-политическая. Таким образом, появление новой государственности требует длительного промежутка времени, чтобы привести в соответствие институты государственной власти, систему управления.
В то же время законодательство остается одним из важнейших средств достижения поставленной цели. Движение к правовому государству предполагает совершенствование системы законодательства. В переходный период, переживаемый ныне Россией, когда контуры нового общества не вполне ясны или не получили всеобщего признания и четкого юридического оформления, это довольно сложная задача. За прошедший постсоветский период не удалось не только создать новой, демократической законности, но и во многом недосягаемым стал уровень старой дореформенной законности.
В ряду неурегулированных вопросов такие важные для конституционного права, как соотношение полномочий центра и субъектов Федерации. Этот процесс, процесс разграничения полномочий и собственности между федеральной властью и субъектами Федерации, идет крайне медленно. В интересах Федерации предоставить регионам максимум возможностей по управлению территорией. Но функции, которые останутся федеральным властям, должны осуществляться координированно по всей стране. Пока же часть местного законодательства часто подрывает единое правовое пространство Российской Федерации, необходимое для обеспечения законности.
К сожалению, постсоветское государство не является еще социальным государством, хотя ст.7 Конституции РФ и провозглашает это. Нет пока ни концепции строительства нового социального государства, ни системы конкретных программ, воплощающих концептуальные принципы. Социальная реформа возможна, но лишь при оживлении экономики. Да и вся правовая реформа далека еще от завершения. Само законодательство, указы президента, акты правительства противоречивы, зачастую не выполняются, как не выполняются многие решения судов, престиж которых в обществе невысок. В последнее время сформировалась устойчивая тенденция неисполнения многих решений судов по гражданским делам, в том числе и государственными органами, а неисполнение судебных решений ставит под сомнение само существование судебной власти, а значит и правового государства.
Правовая реформа в сфере осуществления государственной власти отнюдь не ограничивается правосудием. Важно обеспечить прямое действие положений Конституции РФ в деятельности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Законотворчество субъектов Федерации не должно подрывать единство правового пространства России. Необходимо поэтому как можно быстрее законодательно закрепить систему инструментов федерального контроля за законностью нормативных актов субъектов Федерации, предусматривающую, в частности, ведение федерального Регистра правовых актов субъектов Федерации и установление конституционно-правовых санкций за умышленное неподчинение правовым актам федеральных органов власти или должностных лиц.
Основной целью реформ в сфере правового обеспечения экономики должно явиться создание комплексного механизма правового регулирования, отвечающего как законам и требованиям свободного рынка, так и экономической безопасности России. Принятие 30.12.01 г. Трудового кодекса уже явилось большим шагом вперед в деле реформирования существующего на сегодня законодательства. Можно сказать, что в результате его принятия обеспечен разумный баланс интересов всех участников трудовых отношений. Главную роль в правовом обеспечении земельной реформы сегодня играет новый Земельный кодекс РФ, базирующийся на Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации.
Одним из факторов, гарантирующих успешное формирование правового государства, является совершенствование государственного аппарата, осуществление административной реформы. Важнейшими направлениями этого процесса в ближайшей перспективе видятся: улучшение подбора профессиональных служащих государственного аппарата и усиление борьбы с коррупцией в государственном аппарате и государственных хозяйственных организациях и учреждениях. Предстоит принятие Кодекса государственной службы, осуществление Антикоррупционной программы. Необходимо также создание административной юстиции как самостоятельной подсистемы в судопроизводстве, как формы контроля за законностью в сфере управления.
Такова в общих чертах законодательная стратегия на ближайшие годы. Для ее реализации необходимо отработать механизм своевременной подготовки и принятия законов, регулирующих все стороны жизни российского общества. Предстоит также большая работа по приведению российского законодательства в соответствие с международным правом и международными обязательствами России, хотя этот процесс был начат еще в годы "перестройки". Строить новую Россию надо на прочном законодательном фундаменте. Это единственно верный путь, позволяющий вывести страну в первой половине XXI века как состоявшееся правовое государство .
Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. - М.: Юрайт, 2005. - 48 с.
2. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. - М.: Наука, 1971. - 226 с.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Новый юрист, 2007. - 624 с.
4. Краснов М.А. Перспективы
правового государства в России
// Общественные науки и
5. Любашиц В.Я. и др. Теория государства и права. - Р-н/Д.: МарТ, 2002. - 512 с.
6. Моисеев Н.Н. Агония России. Есть ли у нее будущее. - М.: Зерцало, 1996. - 88 с.
7. Морозова Л.А. Проблемы
современной российской
8. Не будет ни революций, ни контрреволюций // Российская газета. - 2001. - 4 апр. - С.2-5.
9. Назаренко Г.В. Теория государства и права: КЛ. - М.: Плюс, 1999. - 176 с.
10. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2009. - 552 с.
11. Нерсесянц В.С. Философия права. - М.: Юнити-Дана, 1997. - 412 с.
12. Общая теория государства и права. В 2-х тт. Т.1/Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2006. - 416 с.
13. Платон. Сочинения. Т.3. Ч.2. - М.: Наука, 1972. - 316 с.
14. Рац М.В. Идея открытого общества в современной России. - М.: Зерцало, 1997. - 287 с.
15. Солженицын А.И. К нынешнему состоянию России // Завтра. - 1997. - № 3 (164).
16. Темнов Е.И. Теория государства и права. - М.: Экзамен, 2003. - 320 с.
17. Теория государства права / Под ред.М. М. Рассолова и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - 640 с.
18. Теория государства и права. / Под ред.В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2008. - 570 с.
[1] Платон. Сочинения. Т.3. Ч.2. – М., 1972. – С.188-189.
[2] Любашиц В.Я. и др. Теория государства и права. – Р-н/Д., 2002. – С.188-190.
[3] Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. – М., 1971. – С.193.
[4] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 2008. – С.105.
[5] Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2007. – С.615.
[6] Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997. – С.106.
[7] Конституция РФ. – М., 2005. – С.4.
[8] Теория государства права / Под ред. М.М.Рассолова и др. – М., 2007. – С.261.
[9] Темнов Е.И. Теория государства и права. – М., 2003. – С.278.
[10] Назаренко Г.В. Теория государства и права: КЛ. – М., 1999. – С.48.
[11] Темнов Е.И. Теория государства и права. – М., 2003. – С.280.
[12] Рац М.В. Идея открытого общества в современной России. – М., 1997. – С.22.
[13] Любашиц В.Я. и др. Теория государства и права. – Р-н/Д., 2002. – С.199.
[14] Общая теория государства и права. Т.1 / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2006. – С.368.
[15] Краснов М.А. Перспективы
правового государства в России
// Общественные науки и
[16] Морозова Л.А. Проблемы
современной российской