Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Теория государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая познание, «она приближается к осуществлению своего основного предназначения - служить научным ориентиром государственно-правовой практике»1

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Эволюция правовой государственности……….……..………..4
1.1 Развитие научных идей о правовом государстве……………………4
1.2. Формирование понятия правового государства……..…………….11

Глава 2. Основные признаки правовой государственности…………..14
2.1. Принципы деятельности правового государства……….…….…...14
2.2 Признаки правового государства…………………

Файлы: 1 файл

ПГ=понятие и основные признаки.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Маркс и  Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и  государства ( у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое).  Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого  общежития,  а  жизнедеятельность гражданского общества  есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена  всей  истории"4. Маркс рассматривал  государство  и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и  право  исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов.  Примечательным является утверждение Маркса,  в котором он выразил  идею  правового  государства "Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный".

Прогрессивная политико-правовая  мысль  Западной  Европы в лице Иеринга, Паунда, и других оттачивали элементы теории правового  государства  с  позиции  своего  времени и опыта прошлого. большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать  лишь такое государство,  где законодатель так же подзаконен, как и гражданин.  В концепции Еллинека  государство определяется как  представитель  общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным  и  общечеловеческим  солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества.

Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей,  таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма.  Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведениях  теоретически  завершили русскую концепцию правового государства.

Поэтому перейдем к рассмотрению формирования самого понятия - правовое государство, и плюрализма мнений в его понимании.

 

 

 

1.2. Формирование понятия правового государства

 

 

Рассмотрим поэтапное формирование понятие правового государства. В настоящее время ученые считают, что «закон должен иметь демократическую направленность… защищать свободу и права человека»5, а чуть ранее Г.Ф. Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) Для  устранения  произвола необходимо установление норм объективного права,  которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие,  в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении. 2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав. 3) Чтобы  новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних,  отделив от исполнительной  власти законодательную,  утвердить самостоятельность судебной власти,  и допустив к соучастию в  законодательстве выборные общественные элементы. Реальные гарантии правовой государственности Шершеневич  видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое  ограничение власти;  б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти;  г) подчиненность государства стоящему  над ним праву.  В  действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения".

В послеоктябрьский  период  в  России идеи правового государства и соответствующие им понятия были подвержены влиянию революционного  правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не  воспринимала  идею  правового государства,  считая её буржуазной, диаметрально  противоположной  классовой  концепции государства.

  В последние годы в русле  реформаторских процессов произошли  серьезные изменения в научных  взглядах на государство и  право.     Концептуальные  положения и пути формирования  правового государства излагаются  в трудах сегодняшних исследователей права и государства:  С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и   деятельности  государственной  власти,  которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными  объединениями на основе норм права"6.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество, наличие в обществе такого правового режима, при котором во взаимоотношениях граждан и государства господствует право и закон, а не произвол и насилие. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.

П. Хаберле отмечает, что плюрализм мнений вызывает большие трудности в однозначной, неизменной трактовке конкретного явления, понятия, категории, например: «до сих пор не выработано достаточно четкой и удобной формулировки относительно того, как следует понимать достоинство человека»7.

Вот как аргументируют свое мировоззрение ученые, ставящие акцент на соблюдении прав человека. М.В. Баглай центральной задачей правового государства видит сущностную его черту - «движение человечества к свободе, осознанное стремление обуздать государство-левиафана, заставив его уважать законы и права человека»8, В.В. Бойцова - «совокупность государственно-властных механизмов, действующих на законной и правовой основе в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан»9.

В современной юридической литературе развиваются различные аспекты понятия правового государства. Взгляды на его сущность отражены в трудах многих заслуженных ученых.

Особенностью современного изложения позиций конкретных ученых является то, что они основываются на исторически сформированном фундаменте знаний. Однако при едином источниковом базисе научная мысль не стоит на месте. Ее развитие в настоящее время подвержено трансформации в зависимости от занимаемой позиции определенного ученого на ту или иную проблему. Е.И. Темнов останавливается на проблемах двусмысленности понимания и назначения естественного права, где один аспект побуждает «…к совершенствованию, изменению» а, другой «…к стабильности»10 идущей из природы явлений, сущности не приемлющей преходящее. Потому правовая государственность при видимой однозначности предстает для исследователя в разных ценностных ориентирах.

 

 

 

 

 

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

2.1. Принципы деятельности правового государства

 

 

Принципы характеризующие правовое государство являются основой всей государственной деятельности.

Принципы – это идеи лежащие в основе деятельности правового (в нашем случае) государства.

А признаки, которым мы уделим внимание чуть позже – это те свойства деятельности государства, специфика его функций, по которым мы можем судить о принадлежности государства к определенной типологии государств.

Обобщая представленные правовые воззрения ученых, отразим следующие принципы правового государства11:

1.Народовластие (демократия).

2.Плюрализм мнений.

3.Верховенство правового закона, законность.

4.Государственная власть ограничена  правом.

5.Равенство, свобода, обеспечение  и защита прав и свобод человека  и гражданина.

6.Взаимная ответственность государства и личности.

7.Разделение властей.

8.Дополнить перечень могут: наличие  гражданского общества, правовая  активность населения, обладание  гражданами и должностными лицами  высоким правосознанием и правовой  культурой и некоторые иные…

Верховенство права (закона) в обществе как главный  принцип правового государства  предопределяет и прочие его принципы,  в частности подчинение закону и самого государства,  и его  органов, и должностных лиц.

Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. Центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три12 главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления  внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Рассмотрев различные подходы ученых, автор отмечает, что, несмотря на понятные всем принципы деятельности, во многих позициях в том числе по единству понимания термина – правовое государство стоит отметить, что чаще всего в определениях характеризуется не столько само правовое государство, сколько общество, в котором оно формируется, существует. Это понятно, ведь государство не может развиваться отдельно от общества и, следовательно, государство не может стать правовым, «идеальным», «…при несовершенном социуме. Для того чтобы такое государство сформировалось, должно измениться и само общество»13. В свою очередь самому социуму необходимы для благополучного формирования материальное благополучие, отсутствие национальной вражды, социальных противоречий, высокий уровень образования, развитая культура и иные составляющие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Признаки правового государства

 

 

Рассмотрим те признаки государства по наличию которых государство можно будет отнести к правовому. Большинство признаков находятся во взаимосвязи с принципами деятельности государства, поэтому допустимо перечисление схожих наименований с принципами государства. В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правового государства. Соответственно мы можем выделить и схожие признаки правового государства.

"Экономической  основой правового государства  являются производственные отношения,  базирующиеся  на многоукладности,  на различных формах  собственности(государственной,  коллективной, арендной, частной,  акционерной,  кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В  правовом государстве  собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же государственности реализуется  только  при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

"Социальную  основу  правового государства  составляет само регулирующееся  гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и интересы.  Правовое государство это и  социальное государство".

Нравственная основа  правового  государства  заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности,  её чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового  качеством  законов:  они  должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство, которое  концентрирует в себе суверенитет народа,  наций и народностей, населяющих его территорию".

"Политическая  природа  государства наиболее  четко проявляется в его суверенитете". Суверенность государства выражается в том, что  ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества,  и,  наконец, осуществлять правосудие.

В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует  возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2) заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон, 3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено", 4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства14.

Информация о работе Правовое государство