Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Теория государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая познание, «она приближается к осуществлению своего основного предназначения - служить научным ориентиром государственно-правовой практике»1

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Эволюция правовой государственности……….……..………..4
1.1 Развитие научных идей о правовом государстве……………………4
1.2. Формирование понятия правового государства……..…………….11

Глава 2. Основные признаки правовой государственности…………..14
2.1. Принципы деятельности правового государства……….…….…...14
2.2 Признаки правового государства…………………

Файлы: 1 файл

ПГ=понятие и основные признаки.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается не только господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, но и где власть принадлежит народу, где осуществляется народовластие.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:

1. Верховенство правового закона  во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового  государства базируется на принципе  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод  гражданина, их правовая и социальная  защищенность.

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности и  правопорядка в обществе.

Мы уже отмечали некоторую схожесть принципов и признаков деятельности в правовом государстве. Это наверное правильно, ведь в деятельности государства должны отражаться принципы основанные на единой и комплексной идее правового государства.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие: преодоление правового нигилизма в массовом сознании; выработка высокой политико-правовой грамотности; появление действенной способности противостоять произволу; разграничение партийных и государственных функций; - установление парламентской системы управления государством; торжество политико-правового плюрализма; выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Правовое государство – есть путь к возрождению естественных прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих ценностей в праве. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую  организацию общества.

3. Располагает специальным государственным  механизмом.

4.Обладает определенной административно-территориальной организацией  на своей территории.

5. Существует благодаря налогам  и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации. Основное направление деятельности правового государства состоит в закреплении и обеспечении прав человека и в последовательном проведении разделения властей.15

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни - высшей формой  выражения  и  защиты  прав и свобод людей в системе правовых ценностей является  закон.  Если  вдуматься  в словосочетание "правовое государство",  то можно понять, что на первом месте в таком государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.   Нерушимость его закрепляется в Конституции (основном законе) страны  и  распространяется  на прочие законы и нормативные акты. На  страже  неукоснительного  соблюдения  конституционных предписаний стоит  Конституционный Суд и вся система судов правового государства.  поэтому правовое государство это и конституционное государство.

Реальность прав  личности,  обеспечение  её  свободного развития.     В социально-политической жизни свобода человека  выступает как его  право.  В  правах  человека выражаются возможности его действий в различных сферах  жизнедеятельности:  экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы,  тем свободнее личность.  Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества. 

Правовое государство  провозглашает  и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как  прирожденные качества каждого человека, взаимную ответственность государства и личности.

Самоограничение государства  правом,  закрепляющим свободу личности,  не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям  государства. Правовой  характер  взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.

Основным признаком организации  и  деятельности  правового государства является разделение властей основанное на принципе организации власти. Это принцип разделения власти между законодательными,  исполнительными и судебными органами государства.  Данное положение означает,  что ни одному из государственных органов  не  принадлежит  вся   государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет  права  подменять  деятельность другого органа.  Такое  разграничение  направлено на то,  чтобы удержать власть от возможных  злоупотреблений  и  не  допустить возникновения тоталитарного управления государства,  не связанного правом - вместе с тем,  если одна из трех  ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство  и  превратится  в  силу не движения и развития, а торможения.  Поэтому верховное положение  занимает законодательная власть,  поскольку  именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией  правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.

Правосудие в правовом  государстве  осуществляется  только судебными органами.

Таковы основные  характеристики  правового государства.  В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного   развития  государственно-организованного общества. естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить  новые  элементы  в теорию и практику строительства правового государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении нашего курсового исследования хочется подчеркнуть важность вопроса гражданского общества, как питательной среды правового государства. О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь несколько лет назад. И не случайно: гражданское общество — это спутник правового государства, т. е. правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество.

Правовое государство и гражданское общество — это государство и общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).

 Признаками (особенностями) правового  государства являются:

1. Верховенство правового закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового  государства базируется на принципе  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности  и государства.

4. Реальность прав и свобод  гражданина, их правовая и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности и  правопорядка в обществе.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

  1. Алексеев С.С. "Теория государства и права".
  2. Афанасьев В.С. Правовое государство: проблемы формирования // Исследования теоретических проблем правового государства. –М., 1996.
  3. Баглай М.В. Правовое государство: от идеи к практике // Коммунист. –М., 1989. -№ 6.
  4. Бойцова В.В. Правовое государство – гарантия реализации прав и свобод граждан // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1990. № 1.
  5. "История политических учений", ч.1; М.1971
  6. Кудрявцев В.Н. "Правовое государство", изд. "Вопросы философии".
  7. Лившиц Р.З. Теория права. – Москва: изд-во “БЕК” 1994.
  8. Маркс К. Т. 17., С. 306.
  9. Нерсесянц  В.С.  "Гражданское общество и правовое государство", журнал "Государство и право".
  10. Темнов Е.И. Идеи правового государства в правовой доктрине раннебуржуазных мыслителей // Исследования теоретических проблем правового государства. –М., 1996.
  11. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1998.
  12. Хаберле П. Достоинство человека как основа демократической государственности // Государственное право Германии. Т. 1. М., 1994.
  13. Хропанюк В.И. "Теория государства и права" ,М.1993.

 

1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1998. С. 10.

2 Темнов Е.И. Идеи правового государства в правовой доктрине раннебуржуазных мыслителей // Исследования теоретических проблем правового государства. –М., 1996. С. 25.

Информация о работе Правовое государство