Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 18:31, реферат
В последнее время в научных и политических кругах заметно оживились дискуссии о роли государства в дальнейшем развитии общества, о типе государства, которое в наибольшей степени отвечает российским традициям и современным условиям. Повышается интерес и ксовременным концепциям социального государства, которые существенно отличаются от традиционных либеральных и марксистских воззрений на сущность и формы государственно-обществен-ного устройства. Активизировало научный поиск и принятие по инициативе Президента РФ В.В. Путина общенациональных проектов развития образования, здравоохранения, агропромышленного и жилищного комплексов страны.
И.В. Леонов. Правовое социальное государство: трудности становления.
Право и управление. XXI век,
2008, № 1.
И.В. Леонов.
К.ю.н.
В последнее время
в научных и политических кругах
заметно оживились дискуссии
о роли государства в дальнейшем
развитии общества, о типе государства,
которое в наибольшей степени
отвечает российским традициям и
современным условиям. Повышает
Как известно, идеи правового государства складывались исторически на протяжении многих веков в контексте разработки теории права и государственного строительства. Многие из них были сформулированы еще в древности. А вот концептуально-научные представления о социальном государстве сложились относительно недавно. Ее разработкой занимались и сегодня занимаются многие социологи и экономисты, историки и юристы, социальные психологи и этики. Только в нашей стране по этой проблематике опубликовано более трехсот научных работ, издано несколько монографий и учебных пособий, проводятся научно-практические конференции и «круглые столы».
Практически все ученые согласны, что в нашей стране формирование социального государства только начинается, причем проходит трудно и весьма противоречиво. И, с нашей точки зрения, объясняется это целым рядом причин. Их истоки кроются в том, что:
1) идеи правового социального государства, которые давно стали важнейшей характеристикой западной цивилизации, никогда не занимали достойного места в социально-политических и правовых доктринах России, а потому не могли стать целью социального развития;
2) специфика России, в отличие от Запада, состоит в том, что задача формирования социальной государственности возникла не на фундаменте государственности, основанной на праве, а в обстановке очередного системного кризиса российского общества, глубокого социального расслоения общества и углубляющейся пропасти между бедными и богатыми, массового правового нигилизма, пренебрежительного отношения к правам и свободам человека;
3) подавляющее большинство
россиян, согласно оценкам
Правовым и социальным государство нельзя провозгласить. Даже конституционного закрепления его принципов недостаточно. Формирование правового социального государства — это длительный исторический процесс, который может успешно развиваться лишь при наличии соответствующих условий — высокого уровня экономики и культуры, соответствующего духовно-нравственного потенциала общества.
Далеко не все эти условия реально существуют в современной России, право у нас по-прежнему не стало предметом серьезной защиты со стороны государства, не является его непререкаемой ценностью. Чаще всего оно ассоциируется либо со свободой выбора индивида, либо только с принуждением. Не считая свою страну правовым государством, большинство граждан в качестве первоочередных мер для выхода страны из сложившейся ситуации предлагает «проявить политическую волю», «отобрать и поделить», «навести порядок», «привлечь к ответственности». Россиянам, похоже, ближе и понятнее система авторитарной и даже диктаторской псевдоправовой формы государственного правления, чем демократическая социально-право-вая система государственного устройства. Сложившиеся стереотипы и представления советских времен преодолеваются с большим трудом, когда важнейшими средствами и экономической базой достижения законности и социальной справедливости считались общенародная собственность, практически тотальное огосударствление производства (в том числе колхозно-коопе-ративного) и преимущественно уравнительное распределение имеющихся благ.
Но это, так сказать, на
обыденном уровне. Ученым и серьезным
политикам давно понятно, что
понятия «социальное
С другой стороны, они представляют собой своего рода противоположности: если сущностным содержанием правового государства является защита прав и свобод человека от ограничений и опеки со стороны государства, то социальное государство, напротив, предполагает активные усилия государства в направлении обеспечения права человека на достойное существование. Для «правового государства» главное — защита граждан от излишнего вмешательства государства, для «социального» же, наоборот, главное — защита социально-экономических и культурных прав и свобод граждан силами государства. Социальное государство, признавая необходимость государственного перераспределения значительной доли доходов в пользу малоимущих слоев, главный акцент делает на развитии производства и увеличении общественных ресурсов, позволяющих постоянно повышать и во многом гарантировать достойный жизненный уровень всех граждан.
Правовое государство — это реальное воплощение принципов законности и идей социальной справедливости. Главное для правового государства — законность; стремление оградить человека от произвола и мелочной опеки со стороны государства; гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности.
Фундаментальную философскую
концепцию правового
Основные признаки правового государства современная наука определяет следующим образом:
— наличие развитого гражданского общества, т.е. сознательных и обладающих высокой правовой культурой и высоким правосознанием граждан. Именно в таком обществе люди соблюдают законы и добиваются того, чтобы их соблюдало и гарантировало государство;
— суверенитет народа — народ является высшим источником и первоосновой власти, государство лишь представляет и отстаивает его интересы;
— всеобщность права
и верховенство закона, нормативное
(законодательное) регулирование общественных
отношений преимущественно на строгой
правовой основе. Отсюда верховенство
конституции и правовых законов,
гарантирующих свободу в
— соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права;
— приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие. Правовое государство исходит из того, что чрезмерное вмешательство власти в жизнь общества неизбежно превращает его в деспотическое;
— последовательное проведение в жизнь принципа разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную (по горизонтали), а в федеративном государстве — на власть федерального центра и власть субъектов федерации (по вертикали);
— самостоятельность и независимость судебной власти — именно она следит за тем, чтобы две другие ветви в своих действиях следовали закону. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на государственные и общественные институты, на все физические и юридические лица;
— взаимная ответственность
и доверие государства и
Таким образом, правовое государство
— это особая форма организации
политической власти, характеризующаяся
верховенством закона и легитимностью
власти, высоким престижем и
Несколько по иному обстоит дело с социальным государством.Социальное государство также реализует свои полномочия в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общественных отношений — стремится расширить права личности за счет усиления их социально-экономического блока. И, самое главное, стремится наполнить правовые нормы более справедливым, социально ориентированным содержанием. Социальным называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан и их социальной защищенности1. Социальное государство — это своего рода механизм согласования интересов различных уровней и различных субъектов общественных отношений, гармонизации свободы, социальной ответственности и социальной справедливости на правовой основе. Социальное государство, пишет профессор Б.С. Эбзеев, — это фактор общественного благополучия, основывающийся на принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности членов общества. Конституционное же закрепление социальности государства означает возложение на государство общесоциальной функции, заботы властей о благе всех граждан и распределении материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу2.
В основе обеих этих моделей (правовой и социальной) лежатединые объективные основания и предпосылки: экономической основой является многоукладная рыночная социально ориентированная экологическая экономика, в условиях которой свободное предпринимательство сочетается с определенным (на макроуровне)государственным регулированием хозяйственного развития по принципу «свобода — насколько возможно, планирование — насколько необходимо»; социальная основа — развитое гражданское общество, способное защитить человека от произвола властей; политическая основа— демократия, народный суверенитет, высокая политико-правовая культура граждан, развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности; политический и идеологический плюрализм при относительном согласии основных политических сил о необходимом наборе социальных программ. Достижение консенсуса на политическом уровне позволяет сохранить преемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий; нравственная основа — равенство всех перед законом, свобода личности, уважение чести и достоинства человека, гуманизм и социальная справедливость.
В отличие от советского патерналистского государства, которое стремилось в принудительном порядке установить минимальную планку благополучия всех с помощью покровительства, благотворительности и, главное, — жесткого контроля и уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в результате повышения эффективности производства, развития личной инициативы, повышения ответственности каждого за свою судьбу.
В наши дни ученые-государствоведы стремятся найти меру оптимального сочетания принципов правового и социального государства. При этом сторонники консервативно-либеральных моделей обычно больший акцент делают на правовом, а идеологи социал-демократии — на социальном принципе. При этом все едины в главном — в том, что «такое государство не только обеспечивает достойные условия жизни», но и делает акцент на том, что «человек сам должен заботиться о себе и своей семье»1.
Немало пишется также и о
неолиберальной, так называемойсубсидиарной мод
Последствиями перехода к такой
модели социального государственного
устройства вероятнее всего будут:
а) сокращение бюджетных субсидий производителям
товаров и услуг, замена льгот
и выплат, предоставляемых по категориальному
принципу, на адресные выплаты наиболее
нуждающимся при их существенном
сокращении; б) диверсификация форм предоставления
подобных услуг на основе активного
привлечения негосударственного сектора,
что предполагает равноправный доступ
к государственному финансированию
для государственных и
в) постепенное разгосударствление учреждений
бюджетной сети, предоставляющих социальные
услуги, и переход к их финансированию
на принципах государственного социального
заказа; г) расширение свободы выбора граждан,
пользующихся бесплатными или субсидируемыми
социальными услугами, в том числе на основе
введения специальных социальных счетов,
дающих право их обладателям на получение
бесплатных или субсидируемых услуг на
определенную сумму по заранее оговоренному
перечню у любой организации, имеющей
лицензию на их предоставление; д) объединение
государственного финансирования с частными
благотворительными ресурсами, в том числе
на основе механизмов государственного
социального заказа и социальных счетов
граждан; е) увеличение дифференциации
пенсий при поэтапном увеличении пенсионного
возраста; ж) уменьшение объемов стационарной
медицинской помощи, оказываемой при плановой
госпитализации.
Информация о работе Правовое социальное государство: трудности становления