Правовое социальное государство: трудности становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 18:31, реферат

Описание работы

В последнее время в научных и политических кругах заметно оживились дискуссии о роли государства в дальнейшем развитии общества, о типе государства, которое в наибольшей степени отвечает российским традициям и современным условиям. Повышается интерес и ксовременным концепциям социального государства, которые существенно отличаются от традиционных либеральных и марксистских воззрений на сущность и формы государственно-обществен-ного устройства. Активизировало научный поиск и принятие по инициативе Президента РФ В.В. Путина общенациональных проектов развития образования, здравоохранения, агропромышленного и жилищного комплексов страны.

Файлы: 1 файл

тема 12. правовое соц.гос-во.docx

— 33.95 Кб (Скачать файл)

Анализируя эти модели (правового, социального и субсидиарного) государства, нельзя абстрагироваться от того, что провозглашенные правовым государством индивидуальных свобод и невмешательства государства в дела гражданского общества, не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, обострению социального неравенства и классовых столкновений. Глубокое фактическое неравенство людей обесценивает юридическое равноправие, превращает использование конституционных прав в привилегию имущих слоев. В этом скрыта одна из главных слабостей правового государства. Изменить ситуацию можно, в том числе путем реализации идей субсидиарного государства.

Но, с нашей точки зрения, только социальное государство может быть серьезным ответом на социальное несовершенство правового государства в его либеральном варианте, причем не в духе субсидиарности и декларативных заявлений об обеспечении «максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств», «всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ», «экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте», «высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг»1.

Ничего в принципе не меняет даже понимание субсидиарности, как  «принципа, согласно которому права  и интересы индивида, малой группы, первичных социальных общностей  имеют приоритет перед правами  и интересами более высокого порядка, в том числе государства»2. Социальное государство это нечто иное. Это государство, которое стремится к гарантированному обеспечению населению страны достойных условий существования, реальной социальной защищенности и реальному вовлечению каждого к управлению производством3. Основу планов и программ такого государства составляют не политические декларации, а конкретные социальные показатели, критерии, стандарты и индикаторы, ориентированные в конечном итоге на такой интегрированный показатель, как «уровень жизни человека», который создает и гарантирует, как это закреплено в ст. 7 Конституции РФ, необходимые условия для достойной жизни и свободного развития человека, всесторонней самореализации творческого потенциала каждого.

Иными словами, социальное государство  — это государство, для которого высшей ценностью является человек, его жизнь и личное достоинство; внутренняя и внешняя политика которого направлена на защиту не только общенациональных, региональных, корпоративных и групповых  интересов, а, прежде всего, на защиту прав, свобод и законных интересов человека; каждое управленческое решение которого носит правовой характер; которое  обеспечивает социальную ориентированность  не только государственного, но и частного сектора экономики; которое проводит активную социальную политику; которое основано на взаимной социальной ответственности власти, общества и гражданина; которое заботится об экологической безопасности жизни человека; которое нетерпимо к бюрократизму, коррупции и иным теневым отношениям; которое заботится о развитии гражданского общества, об авторитете каждого его института.

Эффективность социального  государства находится в прямой зависимости от целого ряда факторов финансово-материального, интеллектуально-кадрового, нормативно-правового, информационного и духовно-нравственного характера. Среди них в первую очередь выделяют: уровень экономического развития страны и темпы научно-технического и экономического роста; согласие основных политических сил относительно набора социальных программ, реализуемых государством; развитое чувство общественной солидарности, ответственности и законопослушности граждан, их правовая и нравственная культура.

Принятие национальных социальных проектов и руководствоПрезидентом страны процессом их реализации, проводимая государством бюджетная, налоговая и ценовая политика, правовое, инвестиционное и кредитно-де-нежное регулирование экономических отношений, политическая, административная и судебные реформы в стратегическом плане как раз и направлены на то, чтобы содействовать решению главной задачи — обеспечить устойчивое повышение благосостояния народа. А значит, противостоять чиновничьему произволу, коррупции, разграблению национальных богатств, организованной преступности и другим антиобщественным проявлениям. Без этого стать социальным и правовым государство не может в принципе.

Все вышеизложенное позволяет  сделать вывод, что эффективное  взаимодействие правового и социального  государства возможно только на основе определенных принципов, которые в конечном итоге являются неотъемлемыми ценностями как для одного, так и другого типа:

1) принцип законности — режим соблюдения норм права всеми субъектами общественных отношений, метод перевода «писаного» права в реальное право, форма гарантии реализации прав, свобод и законных интересов человека и общества в целом;

2) принцип свободы, под которой понимается право человека быть свободным в определении своей судьбы, свободным от политического, административного и экономического принуждения, а также гарантированность законом возможности развивать индивидуальные способности, активно участвовать в общественной и политической жизни. Свобода — это освобождение человека от страха унизительной зависимости от нищеты, бедности, унижений. Свобода — это умение соотносить свою волю и интересы с волей и интересами других;

3) принцип солидарности как основное условие выживания человеческого общества. Согласие, сочувствие, взаимоуважение образуют основу солидарности. Только в солидарном обществе может быть воплощен принцип социальной справедливости и достигнуто равноправие людей. В солидарности, взаимодействии между гражданами и общественными группами — залог достижения всеобщего благосостояния и благосостояния каждого человека. Вот почему построить правовое социальное государство можно лишь на основе компромисса интересов различных социальных, национальных, политических, религиозных и иных социальных групп;

4) принцип равенства — равенство субъектов правовых отношений перед законом. Каждый имеет право на достойные условия жизни независимо от происхождения, социальной, этнической, религиозной, партийной и половой принадлежности. Равенство — это равные возможности для проявления своей индивидуальности, равные юридические условия для самореализации;

5) принцип приоритетности права, который трактуется не как воля какой-то партии или какого-то класса, возведенная в закон, а как выражение общественных интересов в законах, которые служат благосостоянию граждан и общества в целом.

Для того чтобы стать социальным государством, российскому обществу предстоит решить немало чрезвычайно сложных проблем, в том числе таких, как формирование гражданского общества, «выращивание» среднего класса, становление цивилизованной системы социального партнерства, резкое усиление «инвестиций в человека». На первом же этапе надо реализовать приоритетные национальные программы в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса, которые предметно обсуждались на встрече Президента РФ с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного Совета 5 сентября 2005 г.

Но в первую очередь России нужно стать правовым государством — только на прочном правовом фундаменте может формироваться и функционировать социальное государство. Уже сегодня следует задуматься о признании и юридическом закреплении целого ряда новых социальных прав человека и гражданина: право в области доступа к ценностям культуры, право на гражданскую позицию в экологической сфере, право на жизнь, здоровье и участие детей в общественной жизни, право на образование всю жизнь, право на доступ к средствам массовой информации и новым информационным технологиям, право на сохранение национально-культурного своеобразия и др. Мы поддерживаем предложение о том, что все принимаемые законы, указы, постановления и другие государственные управленческие решения в обязательном порядке должны проходить независимую общественно-научную экспертизу на предмет их социальности. Эту работу могли бы выполнять многие негосударственные организации, в том числе создаваемые ныне общественные палаты.

По-прежнему важным остается законодательное закрепление государственных  социальных стандартов при параллельном усилении ответственности органов  государственной власти и местного самоуправления, руководителей и  иных должностных лиц за игнорирование, нарушение или невыполнение этих стандартов.

В заключение еще  раз подчеркнем, что социальное правовое государство — это своего рода идеал, реализовать который на практике в полной мере невозможно. И никто  перед собой такую задачу не ставит. Даже самая развитая система социального  правового государства не лишена определенных недостатков. Она, скажем, принудительным путем лишает граждан  значительной части их имущества  или имущественных прав с последующей  передачей их другим гражданам (в  частности, путем налогообложения). Можно согласиться выводом некоторых  ученых, что институт льгот, всякого  рода выплат и бесплатных пособий  по бедности стимулирует значительную прослойку людей к тому, чтобы  стать постоянными бедными на государственном содержании. Социальному  государству свойственна тенденция  к увеличению численности получателей  пособий и росту суммарных  выплат, т.е. к отвлечению постоянно  возрастающего количества людей и ресурсов от производительной деятельности к непроизводительному потреблению. Рано или поздно наступает момент, когда государство не в состоянии удовлетворять и гарантировать растущие социальные запросы.

Есть и другие сложности, абстрагироваться от которых  невозможно. Тем не менее, это не означает, что наша страна должна отказаться от построения социального государства. Понятно, что нынешняя Россия — еще  не социальное государство. И таковым не станет до тех пор, пока не избавится от массовой безработицы, запредельного имущественного и социального расслоения людей, пока не победит коррупцию, бюрократизм, социальное высокомерие бизнеса и безответственность чиновника.

© МГИМО, 2008

© И.В. Леонов, 2008

 

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 4-е изд. М., 2004. С. 124.

2 Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 386

1 Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право. М., 2005 С. 122.

2 Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. // Коммерсант. 2000. 12 мая.

3 Актуальные проблемы экономической политики: стратегия экономических реформ в Российской Федерации. М., 2000. С.14.

1 Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года.

2 Социальное государство: Краткий словарь-справочник / Ред. Н.Н. Гриценко. М., 2002. С. 262.

3 Основы политической науки: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Л. Пугачева. Ч. 1. М., 1996. С. 221.


Информация о работе Правовое социальное государство: трудности становления