Правовой режим: понятия и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Вопросы, касающиеся правового регулирования, являются очень актуальными. Одним из механизмов правового регулирования является правовой режим. В теории права входит в научно-практический обиход термин «правовой режим». Этим термином обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включить все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………..……………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА И ЕГО ПРИЗНАКИ……..5
1.1. Общие правовые режимы, их признаки и структура….........................5
1.2. Специальные административно-правовые режимы (САПР)………...8
1.3. Классификация специальных
административно-правовых режимов……………………………………..11
ГЛАВА II.ОСОБЫЕ ВИДЫ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ…………………….13
2.1. Режим чрезвычайного положения…………………………………….14
2.2. Режим особого положения……………………………………………..21
2.3. Режим военного положения……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Kursach.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

в) природно-техногенные - временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях ЧП продукции и иную необходимую в условиях ЧП производственно-хозяйственную деятельность; отстранение от работы на период действия ЧП руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей; отстранение от работы на период действия ЧП руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер по запрещению забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также по привлечению государственного материального резерва, мобилизации ресурсов организаций, изменению режима их работы, их переориентации на производство необходимой в условиях ЧП продукции и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей; в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения определенных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

На территории, на которой введено ЧП, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода его действия. В случае истечения в период действия ЧП срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия ЧП, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».

Президент РФ вправе приостановить действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено ЧП, если эти акты противоречат указу Президента РФ о введении на данной территории ЧП.

В качестве составного элемента режима выступают формы особого государственного управления, вводимые на период ЧП. Закон предусматривает, что указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания:

а) временного специального органа управления территорией, на которой введено ЧП;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП.

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                2.2. Режим особого положения.

 

Помимо чрезвычайного положения действующее законодательство и административная практика предусматривают возможность введения иных видов особых правовых режимов, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций криминогенного, природного, экологического и техногенного характера, которые получили условное название особое положение. Эти режимы могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов РФ вправе ввести на отдельных территориях или в населенных пунктах особые условия хозяйствования и режимы жизнедеятельности населения.

Согласно Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» особый правовой режим устанавливается и в зоне проведения контртеррористической операции, предусматривающий такие меры, как ограничение свободы передвижения, ограничение личной неприкосновенности и др. Поддержание этого режима обеспечивает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

В последнее время широкое распространение получила практика введения органами исполнительной власти субъектов РФ режимов чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера. При этом они руководствуются федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлениями Правительства РФ.

Данные правовые акты не предусматривают возможность введения какого-либо особого режима, но устанавливают отдельные административные меры, в том числе носящие ограничивающий характер, которые могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (ЧС). К таким мерам относятся проведение эвакуации; остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС; проведение аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий; ограничение доступа людей в зону ЧС; использование средств связи, транспорта и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС; привлечение на добровольной основе населения к проведению аварийно-спасательных работ; усиление охраны общественного порядка в зоне ЧС.

Особый режим позволяет комплексно применять указанные средства, направляет их на достижение единой цели. Режим помогает добиться реального исполнения вводимых запретов и ограничений, контролировать порядок реализации принятых предписаний, создать организационно-правовой механизм, адекватный остроте ЧС. Но без надлежащей правовой основы нельзя выработать общеобязательные режимные правила, а значит, обеспечить соответствующее поведение населения и привлечение к ответственности за их нарушение. Объявление особого режима без закрепления оснований, условий и официальной процедуры введения, при отсутствии исчерпывающего перечня возможных чрезвычайных мер представляется неправомерным ограничением прав и свобод.

Очевидно, необходимо принятие специального закона о режиме чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, который существенно отличается от чрезвычайного положения. Во-первых, это федерально-региональный режим, право устанавливать который должны иметь и органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Во-вторых, этот режим не предусматривает ограничение конституционных прав личности, социально-политической активности. Ограничение свободы передвижения, свободы предпринимательской деятельности и некоторых других прав выступают как неизбежные последствия аварийно-спасательных, восстановительных, предупредительно-организационных, эвакуационных мероприятий. В-третьих, такой режим не предполагает изменение компетенции органов публичной администрации, перераспределение полномочий. В качестве органов, осуществляющих руководство деятельностью по обеспечению режима ЧС, выступают глава исполнительной власти субъекта РФ, главные управления и управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов РФ, комиссии по чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органов местного самоуправления, региональные центры - территориальные органы МЧС России. Для поддержания режима ЧС привлекаются органы внутренних дел субъекта РФ, силы и средства иных федеральных органов исполнительной власти, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               2.3. Режим военного положения.

 

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против России.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) России войны признаются:

вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства или группы государств на территорию РФ, любая военная оккупация территории России, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;

бомбардировка вооруженными силами иностранного государства или группы государств территории РФ или применение любого оружия против России;

блокада портов или берегов России вооруженными силами иностранного государства или группы государств;

нападение вооруженных сил иностранного государства или группы государств на Вооруженные Силы РФ либо другие войска независимо от места их дислокации;

действия иностранного государства или группы государств, позволяющих использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

засылка иностранным государством либо от имени иностранного государства или группы государств вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против России, равносильные актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие действия по применению вооруженной силы иностранным государством или группой государств против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности России а также иные несовместимые с Уставом ООН и равносильные актам агрессии действия.

Возможность введения на территории РФ или в отдельных ее местностях военного положения предусмотрена ст. 87 Конституции РФ. Право введения военного положения предоставлено Президенту РФ, который незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом «О военном положении».

Специфика военного положения заключается в необходимости усиления роли и расширении полномочий военных органов в управлении на территории, где введено такое положение. При этом органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать помощь органам военного управления, военному командованию в решении возложенных на них задач по обороне страны.

Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы могут привлекаться для обеспечения режима военного положения. При этом они выполняют следующие задачи:

1) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

2) участие в спасении и эвакуации  населения, проведении аварийно-спасательных  и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

3) охрана военных, важных государственных  и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность  населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов  энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

4) пресечение деятельности незаконных  вооруженных формирований, террористической  и диверсионной деятельности;

5) охрана общественного порядка  и обеспечение общественной безопасности;

6) участие в проведении иных  мероприятий по обеспечению режима  военного положения.

В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

На территории, на которой введено военное положение, могут применяться следующие меры:

усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и других объектов;

введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, временное отселение жителей в безопасные районы;

введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду, агитацию, иную деятельность, подрывающую оборону и безопасность Российской Федерации;

привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

Информация о работе Правовой режим: понятия и виды