Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:26, контрольная работа

Описание работы

Судебная власть собой в соответствии с теорией разделения властей систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции РФ. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов.

Содержание работы

Введение 3
1. Судебная власть в Российской Федерации и ее конституционно-правовые основы 4
2. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации 7
2.1 Полномочия Конституционного Суда РФ 7
2.2 Состав, порядок образования и организация работы Конституционного Суда РФ 9
2.3 Аппарат Конституционного Суда РФ 14
3. Основные правила конституционного судопроизводства 16
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Контрольная по КПРФ.docx

— 37.44 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Институт Внешнеэкономических Связей, Экономики  и Права

 

Юридический факультет

Специальность №030501.65

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По предмету: Конституционное право Российской Федерации

на тему: «Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3го курса Крутицкий  В.С.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волхов 2012

 

Оглавление

Введение 3

1. Судебная власть в Российской Федерации и ее конституционно-правовые основы 4

2. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации 7

2.1 Полномочия Конституционного Суда РФ 7

2.2 Состав, порядок образования и организация работы Конституционного Суда РФ 9

2.3 Аппарат Конституционного Суда РФ 14

3. Основные правила конституционного судопроизводства 16

Заключение 18

Список литературы 20

 

 

Введение

 

Судебная  власть собой в соответствии с  теорией разделения властей систему  судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и  полнота. Все эти качества нашли  свое отражение в нормах Конституции  РФ. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (статья 18 Конституции РФ). Именно этим предопределено положение судов в государственном механизме.

Целью нашего исследования является обоснование  содержания темы: «Конституционный Суд в судебной системе России», в курсе «Конституционные юстиции в Российской Федерации»

 

1. Судебная власть  в Российской Федерации и ее  конституционно-правовые основы

 

Общая характеристика судебной системы РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным  законом «О судебной системе РФ».

Судебная  власть осуществляется специальными государственными органами – судами (статья 11 Конституции  РФ). В целях успешного осуществления судебной власти Конституции РФ наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам, образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции РФ, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов: Конституционного Суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда РФ, а также судей федеральных судов, и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ«Федеральным законом «О судоустройстве».

Единство  судебной системы находит свое выражение  в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета.

Социальное  назначение судов – обеспечение  надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни.

По своим  задачам суды – правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее  место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.

К федеральным  судам относятся Конституционный  Суд РФ; суды общественной юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ (рассматривают споры с участием физических лиц в порядке уголовного, гражданского и административного судопроизводства); арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ (рассматривают экономические споры с участием юридических лиц в порядке гражданского судопроизводства).

В составе  Верховного Суда РФ выделяются Пленум (общее собрание судей Верховного Суда РФ), Президиум, судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, Военная коллегия, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Кассационная коллегия, Кассационная палата. Судьи  Верховного Суда РФ назначаются Советом  Федерации по представлению Президента РФ, согласованному с высшей квалификационной коллегией судей РФ и председателем  Верховного Суда РФ. Также в систему  федеральных судов общей юрисдикции входят верховные суды республик, краевые  суды, областные суды, городские  суды городов федерального значения, суды автономных округов, суд автономной области (суды уровня субъекта РФ) и  районные (и приравненные к ним) суды. В составе судов уровня субъекта РФ образуются судебные коллегии по уголовным  и гражданским делам. Федеральные  судьи этих судов назначаются  на должность указом Президента РФ, согласованным с квалификационной коллегией судей соответствующего субъекта РФ. В систему судов общей  юрисдикции входят также военные  суды – окружные и флотские военные  суды (аналогичные судам уровня субъекта РФ) и гарнизонные военные суды (приравненные к районным судам). Материально-техническое  обеспечение судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ) осуществляется Судебным департаментом при Верховном  Суде РФ и его территориальными органами.

В составе  Высшего Арбитражного Суда РФ выделяются Пленум (общее собрание судей Высшего  Арбитражного Суда РФ), Президиум. Судьи  Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, согласованному с Высшей квалификационной коллегией судей РФ и председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Также в  систему арбитражных судов входят федеральные арбитражные суды уровня субъектов РФ, федеральные арбитражные  судьи этих арбитражных судов  назначаются на должность указом Президента РФ. Материально-техническое  обеспечение указанных арбитражных  судов осуществляется Высшим Арбитражным  Судом РФ.

На основании  Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», в соответствии с законами субъектов РФ, могут  учреждаться суды субъектов РФ –  мировые судьи (входящие в систему  судов общей юрисдикции) и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Компетенция конституционного (уставного) суда субъекта РФ определяется конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ. Обычно конституционные (уставные) суды субъектов  РФ занимаются проверкой соответствия законов и иных актов субъектов  РФ конституции (уставу) субъекта РФ, официальным  толкованием конституции (устава) субъекта РФ. Конституционный (уставной) суд  субъекта РФ финансируется из бюджета  субъекта РФ.

 

2. Правовой статус  Конституционного Суда Российской  Федерации

 

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации  определяются Конституцией Российской Федерации.

Конституция РФ в статье 125 определяет порядок  образования и деятельности, компетенцию  Конституционного Суда РФ. Более подробно эти вопросы, рассмотренные в  ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда. В этом документе устанавливаются: порядок определения персонального состава палат; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях; особенности делопроизводства и т.д.

 

2.1 Полномочия Конституционного  Суда РФ

 

В целях  защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и  гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей территории Конституционный  суд РФ:

1)разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ:

а)федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ;

б)конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в)договоров  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г)не вступивших в силу международных договоров  РФ;

2)разрешает  споры о компетенции:

а)между  федеральными органами государственной  власти;

б)между  органами государственной власти РФ и органами государственной власти РФ;

в)между  высшими государственными органами субъектов РФ;

  1. по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
  2. дает толкование Конституции РФ;
  3. дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  4. выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения:
  5. осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы  права. Конституционный Суд РФ при  осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Полномочия  Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

 

2.2 Состав, порядок  образования и организация работы Конституционного Суда РФ

 

Согласно  действующему законодательству Конституционный  Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Конституционный  Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст.9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации  рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления  Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место  судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности  судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

Федеральным конституционным законом о Конституционном  Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный  юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии  не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст  пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность  с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний  день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором  ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон предусматривает полные гарантии независимости судей.

Информация о работе Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации