Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:26, контрольная работа
Судебная власть собой в соответствии с теорией разделения властей систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции РФ. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов.
Введение 3
1. Судебная власть в Российской Федерации и ее конституционно-правовые основы 4
2. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации 7
2.1 Полномочия Конституционного Суда РФ 7
2.2 Состав, порядок образования и организация работы Конституционного Суда РФ 9
2.3 Аппарат Конституционного Суда РФ 14
3. Основные правила конституционного судопроизводства 16
Заключение 18
Список литературы 20
Судья считается
ушедшим или удаленным в
В состав Конституционного Суда РФ входят две палаты, включающие в себя, соответственно, 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. На пленарном заседании судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат – судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ (ст.20 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд: разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В заседаниях
палат Конституционный Суд
а)федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б)законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в)договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
г)не вступивших в силу международных договоров РФ.
Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции:
а)между федеральными органами государственной власти;
б)между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в)между высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Правила проведения заседаний суда (пленарных и в составе палат) в соответствии с Законом о Конституционном Суде в основном одинаковы.
Как в
пленарных заседаниях, так и в
заседаниях в составе палат центральной
фигурой является судья данного
Суда. Он наравне с другими судьями
активно участвует в
конституционный суд
2.3 Аппарат Конституционного Суда РФ
В аппарате Конституционного Суда РФ можно выделить две части.
Одна
из них - это так называемый аппарат
судей. При каждом судье состоят
три работника, призванных помогать
непосредственно ему и ему
подчиненных (аппарат Председателя
Суда, его заместителя и судьи-
Вторая
часть - это секретариат, состоящий
из ряда управлений, названия которых
говорят сами за себя (например, Управление
Конституционного права, Управление конституционных
проблем частного права, Управление
конституционных основ
Секретариат,
осуществляет организационное, научно-аналитическое,
информационно-справочное и иное обеспечение
Суда. Он проводит прием посетителей,
рассматривает в
Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются по представлению Председателя Суда на пленарных заседаниях. Действует Секретариат под общим руководством Председателя Суда и непосредственным руководством судьи-секретаря.
В составе аппарата Конституционного Суда РФ возрожден существовавший до 1917г. институт судебных приставов. На них возлагается поддержание порядка в заседаниях Суда. Их требования о соблюдении правил, установленных для посетителей Суда и участников процесса, являются обязательными. Отказ от их выполнения может повлечь применение судом санкций, в том числе при определенных обстоятельствах - штрафа.
В целом
аппарат Конституционного Суда РФ укомплектован
специалистами высокой
Как и при Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, при Конституционном Суде РФ образуется Научно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его персональный состав и положение о нем утверждается Судом. Основная задача этого Совета - обсуждение сложных проблем, возникающих перед Судом, и дача рекомендаций.
Конституционное
судопроизводство является самостоятельным
видом судопроизводства (наряду с
уголовным, гражданским и
Конституционный суд РФ действует на основании Конституции РФ, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», Регламента Конституционного Суда РФ.
Конституционный (уставной) суд субъекта РФ действует на основании конституции (устава) соответствующего субъекта РФ, закона соответствующего субъекта РФ о конституционном (уставном) суде субъекта РФ, регламента конституционного (уставного) суда субъекта РФ.
Принципами
конституционного судопроизводства являются:
независимость, коллегиальность, гласность,
устность разбирательства, язык судопроизводства,
непрерывность судебного
Конституционный
Суд РФ (и конституционные (уставные)
суды субъектов РФ) не вправе рассматривать
какой-либо вопрос по своему усмотрению.
Для этого необходим
Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ рассматривают, прежде всего, вопросы права, а не решают политические проблемы и не исследуют фактические обстоятельства дела, если такое исследование находится в компетенции других органов (в том числе судебных).
При рассмотрении вопроса о соответствии того или иного акта Конституции РФ Конституционный суд РФ проверяет его по содержанию и форме, по субъекту и процедуре принятия, по соответствию конституционному разграничению предметов ведения и полномочий (ст. 71-73 Конституции РФ), конституционному принципу разделения властей. Если оспариваемый акт принят до вступления в силу Конституции РФ (25 декабря 1993 г.), то он рассматривается только по содержанию.
Решение Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после провозглашения, являются важным источником российского конституционного права.
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный
контроль относится к числу эффективных
средств обеспечения
Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом, по запросам Президента РФ, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации уже всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд РФ решает вопросы исключительно конституционного права. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный Суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию РФ, но и на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, из «ссылок» самой Конституции РФ.
Также следует
отметить, что Конституционный Суд
РФ обладает полномочиями конституционного
контроля и не вправе заниматься конституционным
надзором, то есть возбуждать проверку
конституционности
Главной особенностью Конституционного Суда РФ как судебного органа в судебной системе является и то, что он выступает как гарант политического мира в обществе и государстве.
Информация о работе Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации