Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:26, контрольная работа

Описание работы

Судебная власть собой в соответствии с теорией разделения властей систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции РФ. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов.

Содержание работы

Введение 3
1. Судебная власть в Российской Федерации и ее конституционно-правовые основы 4
2. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации 7
2.1 Полномочия Конституционного Суда РФ 7
2.2 Состав, порядок образования и организация работы Конституционного Суда РФ 9
2.3 Аппарат Конституционного Суда РФ 14
3. Основные правила конституционного судопроизводства 16
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Контрольная по КПРФ.docx

— 37.44 Кб (Скачать файл)

Судья считается  ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью  Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса  судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ (ст.19).

В состав Конституционного Суда РФ входят две палаты, включающие в себя, соответственно, 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает  дела в пленарных заседаниях и  заседаниях палат. На пленарном заседании  судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью  – секретаря Конституционного Суда РФ.

В пленарных  заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат – судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат  не должен оставаться неизменным более  чем 3 года подряд. В состав одной  палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ (ст.20 ФКЗ «О Конституционном  Суде РФ»).

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном  заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно  в пленарных заседаниях Конституционный  Суд: разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик  уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда; решает вопрос о выступлении  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения.

В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает  дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число  входят дела о соответствии Конституции  Российской Федерации:

а)федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б)законов  и иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в)договоров  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ;

г)не вступивших в силу международных договоров  РФ.

Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает  также споры о компетенции:

а)между  федеральными органами государственной  власти;

б)между  органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между  высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Правила проведения заседаний суда (пленарных  и в составе палат) в соответствии с Законом о Конституционном  Суде в основном одинаковы.

Как в  пленарных заседаниях, так и в  заседаниях в составе палат центральной  фигурой является судья данного  Суда. Он наравне с другими судьями  активно участвует в разбирательстве  дела: вправе предварительно знакомиться  со всеми материалами, подлежащими  обсуждению при рассмотрении конкретного  дела, задавать во время заседания  вопросы сторонам, свидетелям, экспертам, свободно излагать свою позицию при  обсуждении всех вопросов, возникающих  по ходу заседания, в том числе  при вынесении итогового решения. Ему, как и другим судьям, предоставлено  право решающего голоса по всем рассматриваемым  вопросам. От участия в разбирательстве  конкретного дела судья может  быть отстранен только в случаях, четко указанных в законе. К  примеру, это возможно, когда объективность  судьи в разрешении дела может  быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских отношений с представителями сторон. Решение об отстранении должно быть мотивированным и поддержанным большинством участвующих в заседании судей. Перед принятием такого решения отстраняемый судья вправе изложить свои соображения. На заседаниях присутствуют лица, именуемые участниками процесса. К ним по закону относятся стороны, их представители, свидетели, эксперты и переводчики. Сторонами считаются заявители (органы, лица, направившие в Суд обращение, послужившее поводом для рассмотрения данного дела), органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, а также государственные органы, компетенция которых оспаривается. Им, естественно, предоставляются права, необходимые для активного отстаивания их позиций (например, право знакомиться с материалами, которые выносятся на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам, заявлять ходатайства). При этом нужно подчеркнуть, что они наделяются равными процессуальными правами. Какие бы то ни было привилегии, в том числе зависящие от должностного положения сторон или их представителей, недопустимы. Этим обеспечивается состязательность производства в Конституционном Суде РФ. В судебных заседаниях независимо от содержания рассматриваемого дела могут участвовать Президент РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства РФ. Председатель Верховного суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека. Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ. Им предоставлено право излагать свою позицию по делу независимо от того, являются они или не являются сторонами.

конституционный суд

 

2.3 Аппарат Конституционного  Суда РФ

 

В аппарате Конституционного Суда РФ можно выделить две части.

Одна  из них - это так называемый аппарат  судей. При каждом судье состоят  три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему  подчиненных (аппарат Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря  по численности несколько больше).

Вторая  часть - это секретариат, состоящий  из ряда управлений, названия которых  говорят сами за себя (например, Управление Конституционного права, Управление конституционных  проблем частного права, Управление конституционных основ федеративного  устройства и самоуправления территории, Управление международного права и  др.). В задачи этих управлений входят первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов по соответствующей  проблематике. В секретариате имеются  также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем  за исполнением решений Конституционного Суда, обеспечением Суда необходимой правовой информацией. Общая численность секретариата – около 150 штатных единиц.

Секретариат, осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение  Суда. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном  порядке поступающие в Суд  обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих  изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений Суда.

Руководители  Секретариата и его подразделений  утверждаются по представлению Председателя Суда на пленарных заседаниях. Действует  Секретариат под общим руководством Председателя Суда и непосредственным руководством судьи-секретаря.

В составе  аппарата Конституционного Суда РФ возрожден существовавший до 1917г. институт судебных приставов. На них возлагается поддержание порядка в заседаниях Суда. Их требования о соблюдении правил, установленных для посетителей Суда и участников процесса, являются обязательными. Отказ от их выполнения может повлечь применение судом санкций, в том числе при определенных обстоятельствах - штрафа.

В целом  аппарат Конституционного Суда РФ укомплектован  специалистами высокой квалификации. В нем трудится немало правоведов, хорошо зарекомендовавших себя на научном  и практическом поприще.

Как и  при Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, при Конституционном  Суде РФ образуется Научно-консультативный  совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его  персональный состав и положение  о нем утверждается Судом. Основная задача этого Совета - обсуждение сложных  проблем, возникающих перед Судом, и дача рекомендаций.

 

3. Основные правила  конституционного судопроизводства

 

Конституционное судопроизводство является самостоятельным  видом судопроизводства (наряду с  уголовным, гражданским и административным), осуществляется Конституционным Судом  РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

Конституционный суд РФ действует на основании  Конституции РФ, ФКЗ «О Конституционном  Суде РФ», Регламента Конституционного Суда РФ.

Конституционный (уставной) суд субъекта РФ действует  на основании конституции (устава) соответствующего субъекта РФ, закона соответствующего субъекта РФ о конституционном (уставном) суде субъекта РФ, регламента конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

Принципами  конституционного судопроизводства являются: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие  сторон (гл. IV ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», соответствующие главы законов субъектов РФ в конституционных (уставных) судах субъектов РФ).

Конституционный Суд РФ (и конституционные (уставные) суды субъектов РФ) не вправе рассматривать  какой-либо вопрос по своему усмотрению. Для этого необходим направленный в установленном порядке уполномоченным органом (лицом) и отвечающий критериям  допустимости запрос (заявление, ходатайство).

Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ рассматривают, прежде всего, вопросы права, а не решают политические проблемы и не исследуют  фактические обстоятельства дела, если такое исследование находится в  компетенции других органов (в том числе судебных).

При рассмотрении вопроса о соответствии того или  иного акта Конституции РФ Конституционный суд РФ проверяет его по содержанию и форме, по субъекту и процедуре принятия, по соответствию конституционному разграничению предметов ведения и полномочий (ст. 71-73 Конституции РФ), конституционному принципу разделения властей. Если оспариваемый акт принят до вступления в силу Конституции РФ (25 декабря 1993 г.), то он рассматривается только по содержанию.

Решение Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в  силу немедленно после провозглашения, являются важным источником российского  конституционного права.

 

Заключение

Конституционный Суд РФ является судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный контроль относится к числу эффективных  средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое  является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении  правовых актов и действий государственных  органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически  конституционный контроль возник там  и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции  нуждались в гарантиях их реального  исполнения всеми в условиях конкретных государств.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  и по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного или подлежащего применению в  конкретном деле, в порядке, установленном  федеральным законом, по запросам Президента РФ, Совета Федерации, органов законодательной  власти субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ.

Акты  или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции  РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Решения Конституционного Суда РФ обязательны  на всей территории Российской Федерации  уже всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Следует подчеркнуть, что Конституционный  Суд РФ решает вопросы исключительно  конституционного права. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный  Суд РФ в своей работе опирается  не только на Конституцию РФ, но и  на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, из «ссылок» самой Конституции РФ.

Также следует  отметить, что Конституционный Суд  РФ обладает полномочиями конституционного контроля и не вправе заниматься конституционным  надзором, то есть возбуждать проверку конституционности соответствующих  официальных актов по собственной  инициативе.

Главной особенностью Конституционного Суда РФ как судебного органа в судебной системе является и то, что он выступает как гарант политического  мира в обществе и государстве.

Информация о работе Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации