Правовой статус муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Государственная служба делится на федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении. Именно двухуровневой системой российской государственной службы во многом обусловлены своеобразные черты и характерные особенности правового статуса государственных служащих, а сам правовой статус определяется широким спектром правовых актов как федерального, так и регионального уровня.

Содержание работы

Глава 1. Основы правового статуса государственного гражданского служащего
Правовой статус государственного служащего. Права государственного служащего
Обязанности государственного служащего
Ограничения и запреты, связанные с государственной службой
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего
2.1. Права и обязанности муниципального служащего
2.2. Ограничения и запреты для муниципального служащего

Файлы: 1 файл

введение в спец.docx

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Глава 1. Основы правового  статуса государственного гражданского служащего

    1. Правовой статус государственного служащего. Права государственного служащего
    2. Обязанности государственного служащего
    3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой

Глава 2. Правовой статус муниципального служащего

  2.1.   Права и обязанности муниципального служащего

  2.2.  Ограничения и запреты для муниципального служащего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы правового  статуса государственного гражданского служащего

    1. . Правовой статус государственного служащего. Права государственного служащего

Говоря  о  правовом  статусе  государственных   служащих   Российской

Федерации, следует отметить, что в России  сложилась  двухуровневая  система

государственной службы, которая  учитывает  федеративное  устройство  страны.

   Государственная   служба  делится  на   федеральную   государственную  службу, находящуюся   в  ведении  Российской  Федерации,  и  государственную   службу  субъектов  Федерации,  находящуюся   в  их  ведении.   Именно   двухуровневой системой   российской   государственной   службы   во   многом   обусловлены  своеобразные   черты   и   характерные   особенности    правового    статуса государственных   служащих,  а  сам  правовой  статус  определяется   широким  спектром правовых актов как  федерального, так и регионального  уровня.

       Правовой  статус  федеральных  государственных   служащих  урегулирован

преимущественно подзаконными  нормативными  правовыми  актами Президента  и Правительства Российской Федерации. В  противоположность  этому  большинство субъектов  Федерации  уже  приняли  специальные  законы  о   государственной  службе.  В  некоторых  субъектах   нормы,   определяющие   правовой   статус государственных  служащих,  нашли  непосредственное  закрепление  в  уставах некоторых субъектов  Федерации [5].

       Правовой  статус  субъекта  общественных  отношений  включает  в  себя

совокупность прав и обязанностей.

       Под  правами в данном случае  понимается  мера  юридически  возможного

поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные  интересы,  это есть средство   для  удовлетворения  какого-либо   интереса управомоченного лица для достижения определенного блага,  ценности;  под обязанностями   - мера юридически необходимого  поведения,  установленная для удовлетворения интересов   управомоченного   лица,   это   есть   гарантия    осуществления юридического права [7].

       Правовой  статус  государственных служащих  характеризуется их правами,

обязанностями, ограничениями, социальными гарантиями и ответственностью.

       Существенной   особенностью,    характеризующей    правовой    статус

государственного  служащего  является  ограничение  законом   некоторых   из

общегражданских прав, прежде всего в политической и экономической сферах.

       Важнейшей  характеристикой правового статуса  государственных служащих являются  вопросы, связанные  с  их  ответственностью,  а  так   же  различные гарантии, предоставленные  государственным  служащим  для   более  эффективной работы.

        Статус  государственных служащих можно  рассматривать и как дифференцированную и комплексную систему, которая включает в себя 
вертикальную и горизонтальную структуры. Вертикальное деление состоит в разграничении: 1) видов государственных служащих (например, в зависимости от занимаемых государственных должностей (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы); 2) уровней государственной службы: федеральная, в субъектах Федерации. Горизонтальное деление указывает на множество специальных направлений в государственной службе: архивная служба, служба безопасности, военная служба, дипломатическая и т.д.) [15].

       Правовой  статус государственных служащих  зависит также от условий, в  которых протекает государственная  служба. Поэтому особенности статуса  государственных служащих могут  определяться и объективно возникшей  общественно-политической либо государственно - правовой ситуацией: например, введение  режима чрезвычайного положения  или военного положения;

 объявление мобилизации;

 другие установленные  специальными законами административно  – правовые режимы. В этих случаях  содержание статуса государственного  служащего существенным образом  может изменяться;

 служащие могут получать  дополнительные полномочия, права;

 для них могут устанавливаться  специальные обязанности и особые  условия прохождения службы и юридической ответственности.

     Правовой статус  государственных служащих определяет в первую

очередь различный набор прав и обязанностей.

     Правовой статус  государственных служащих включает следующие

составляющие: способы замещения государственных должностей; нормирование и организацию труда; требования, предъявляемые к государственным служащим; права, обязанности, ограничения и запреты по должности; прохождение службы (аттестация, повышение по службе, присвоение квалификационного разряда, ранга, специального звания и т.п.)

     Права государственных  служащих.

       Под  правами государственного служащего   имеются  ввиду  обусловленные

Конституцией РФ, установленные  ФЗ, иными нормативными  актами  и охраняемые государством  возможности  и  свободы   профессиональной   деятельности   по обеспечению  исполнения полномочий государственных  органов.

       В   соответствии  с  Конституцией  РФ  государственные  служащие   как

граждане РФ, имеющие  определенную  род  и  характер  занятий,  равны  перед

законом и пользуются в  полной  мере  всеми  правами,  свободами,  которые

гарантируются  гражданам  конституцией  и   законами   РФ.   Государственные

служащие вместе   с  тем  наделяются  особыми  правами,  которые  называются

служебными правами и  принципиально отличаются  от  субъективных гражданских прав государственных  служащих по своим целям и составу[5].

       В статье 9 ФЗ от 31 июля 19995 года предусматриваются  общие для  всех

служащих   права,    обладание   которыми    не   связано   с    конкретными

государственными должностями. Они могут быть  подразделены  на  две  группы.

Первую группу  составляют  относящиеся  к  существу  служебной  деятельности права:

       - ознакомление  с документами, определяющими  его права и  обязанности

         по занимаемой государственной   должности  государственной   службы,

         критерий оценки качества работы  и условия продвижения по службе, а

         так же  на  организационно-технические   условия,  необходимые  для

         исполнения им должностных обязанностей;

       -  получение   в  установленном  порядке   информации  и   материалов,

         необходимых для исполнения должностных  обязанностей;

       - посещение   в  установленном  порядке   для  исполнения  должностных

         обязанностей предприятий, учреждений,  организаций  независимо  от

         форм собственности;

       - принятие  решений и  участие  в   их  подготовке  в  соответствии  с

         должностными обязанностями;

       - участие  по своей инициативе  в  конкурсе  на  замещение  вакантной

         государственной должности государственной  службы;

       - продвижение  по службе, увеличение денежного   содержания  в  учетом

         результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

       - переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации  за счет

         средств соответствующего бюджета.

       Вторую  группу  составляют  сопутствующие   статусу   государственных

служащих служебные права:

       - ознакомление  со всеми материалами своего  личного дела,  отзывами о

         своей деятельности и другими  документами до внесения их  в  личное

         дело, приобщение к личному делу  своих личных объяснений;

       - пенсионное  обеспечение с учетом стажа  государственной службы;

       -  проведение  по  его  требованию  служебного   расследования   для

         опровержения сведений, порочащих  его честь и достоинство;

       - объединение   в  профессиональные  союзы  (ассоциации)  для  защиты

         своих прав, социально-экономических  и профессиональных интересов;

       - внесение  предложений по совершенствованию  государственной службы в

         любые инстанции.

       Права  государственных служащих можно  разделить на неимущественные и имущественные.  К числу   последних   относится   право   на   материальное

обеспечение,  возмещение  издержек  в  связи   с   выполнением   должностных

обязанностей и другие.

       Права  служащих защищены. Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или  в  суд  для  разрешения  споров, связанных с государственной службой,  в  том  числе  по  вопросу  проведения квалификационных  экзаменов  и  аттестации,   их   результатов,   содержания выданных характеристик, приема на государственную  службу,  ее  прохождения, реализации   прав государственного   служащего,   перевода    на    другую государственную    должность    государственной    службы,    дисциплинарной ответственности государственного служащего,  несоблюдения гарантий  правовой и   социальной   защиты    государственного    служащего,    увольнения    с

государственной службы.

                     Названные права государственного  служащего принято считать основными,  что далее  они  конкретизируются  в  типовых  и  индивидуальных  должностных инструкциях. Как  пишет В.Н. Манохин, «не будем забывать,  что полный  объем должностных прав  по   каждой   должности индивидуальный».   Должностные инструкции определяют точные границы полномочий государственного  служащего, выход за эти границы, за пределы полномочий, законодательство  квалифицирует как превышение должностных полномочий  или злоупотребление ими.  С другой стороны, не допустимо неисполнение или ненадлежащее  исполнение  должностных полномочий,  выражающееся  в форме халатности,  бездействия,  неисполнения приказа и так далее.

       За  эти   отступления   от   установленных   полномочий   установлена

дисциплинарная  ответственность,  а  в  необходимых  случаях,   определенных

уголовным законодательством  – уголовная.

     Таким  образом, государственный служащий  обладает набором прав, которые  в совокупности с обязанностями  являют собой один из важнейших  элементов административно –  правового статуса государственного  служащего.

 

 

§ 2.2. Обязанности  государственного служащего

 

Под обязанностями государственного служащего понимается обусловленные

Конституцией Российской Федерации и  установленные  ФЗ,  иными нормативными актами   для   обязательного   систематического    осуществления    функции, составляющих в своей совокупности существо профессиональной деятельности  по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

       Находясь  на   государственной   службе,   государственные   служащие

подпадают под специальный  правовой режим, но вместе с тем, не освобождаются от общегражданских  обязанностей перед  обществом  (например,  нести  военную службу).

       Конституция   возлагает   на   отдельных   государственных   служащих

повышенные обязанности,  когда  это  диктуется  интересами  службы.  Так,  в

соответствии со статьей 41  должностные лица  обязаны обеспечить  каждому

возможность  ознакомления  с  документами  и  материалами,  непосредственно

затрагивающими его права и свободы и другие.

            Помимо того, нормы поведения  государственных служащих должны

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего