Правовой статус муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Государственная служба делится на федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении. Именно двухуровневой системой российской государственной службы во многом обусловлены своеобразные черты и характерные особенности правового статуса государственных служащих, а сам правовой статус определяется широким спектром правовых актов как федерального, так и регионального уровня.

Содержание работы

Глава 1. Основы правового статуса государственного гражданского служащего
Правовой статус государственного служащего. Права государственного служащего
Обязанности государственного служащего
Ограничения и запреты, связанные с государственной службой
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего
2.1. Права и обязанности муниципального служащего
2.2. Ограничения и запреты для муниципального служащего

Файлы: 1 файл

введение в спец.docx

— 41.50 Кб (Скачать файл)
gn:justify">носить отчетливо социальный характер, что предполагает чувство  высокой ответственности и готовность взять на себя выполнение сложных  обязанностей[15].

        В  ФЗ от 31 июля  1995  года  предусматривается   шесть  обязанностей,

относящихся  к  существу  служебной  деятельности,  и  две  –  сопутствующие статусу государственных служащих. В  целом,  каталог  основных обязанностей государственных  служащих   нельзя   считать   окончательно   установленным. Законодатель использует ряд нечетко определенных  понятий и предписаний   при   установлении   обязанностей.   В    отдельных    случаях сформулированы   самые   общие   положения,   которые    привлекаются    для интерпретации отдельных обязанностей.

       В   соответствии   с  Законом   «Об  основах   государственной   службы

Российской Федерации»  государственные  на  служащих  возлагаются  следующие обязанности:

1.  обеспечивать  поддержку конституционного  строя   и   соблюдение         Конституции Российской Федерации, реализацию Федеральных законов и         законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих         сферу его полномочий;  Требование  о соблюдении  Конституции и

законов может быть адресовано служащим всех видов  службы,  а  вот обеспечивать  поддержку конституционного строя, реализацию законов                    прямая обязанность только государственных  служащих;

2.  Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнение должностных инструкций. Государственный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

3.  обеспечивать  соблюдение  и защиту  прав  и законных  интересов граждан: в процессе осуществления своих должностных обязанностей         государственный служащий имеет дело,  как правило,   с людьми  –      гражданами, руководителями  предприятий и учреждений.  И первое        требование данной обязанности – самому государственному  служащему         не нарушать закон, права граждан и их  законные  интересы.  Второе         требование – чтобы их не нарушали другие государственные служащие,         подчиненные или подконтрольные    данному   должностному   лицу.         Наконец, данная  норма немалому  числу государственных служащих         вменяет в обязанность непосредственно охранять  права и законные         интересы граждан – служащим правоохранительных органов; а так же тем служащим,  которые заняты   по   роду   своей   деятельности        рассмотрением жалоб и обращений граждан;

4. Исполнение приказов, распоряжений и указаний выше стоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.

5.  в   пределах   своих   должностных   обязанностей   своевременно         рассматривать обращения граждан и общественных  объединений,  а         также предприятий,  учреждений  и организаций,   государственных         органов и органов местного  самоуправления  и принимать по  ним         решения в порядке, установленном федеральными законами и законами         субъектов Российской Федерации;

6.  соблюдать установленные   в   государственном   органе   правила         внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции,  порядок         работы со служебной информацией;

 7. поддерживать  уровень  квалификации,  достаточный  для  исполнения         своих должностных обязанностей;

8. хранить государственную и иную охраняемую законом тайну,  а также         не  разглашать  ставшие ему известными  в связи с исполнением         должностных обязанностей сведения,  затрагивающие частную жизнь,         честь и достоинство граждан. В данном случае речь идет   о личной         ответственности    за   сохранение   сведений,    не    подлежащих         разглашению,    но    кроме    того,    определенный    контингент         государственных   служащих   поставлен   специально   под   охрану         государственной и иных  видов тайн  посредством   использования         технических средств, прямой охраны объекта и тому подобное.

    Таким образом,  мы видим, что обязанности госслужащего  являются логичным продолжением его прав и в совокупности с оными делают возможным сделать систему государственного управления более эффективной.

 

 

§2.4. Ограничения  и запреты, связанные с государственной  службой

 

Для государственного гражданского служащего установлены  специальные ограничения и запреты  по службе (ст. 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).         Гражданский служащий не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его  недееспособным или ограниченно  дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

  1. осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  2. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  3. наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  4. близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  5. выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  6. наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  7. представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  8. непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

   Для гражданского  служащего установлены запреты,  связанные с гражданской службой. Гражданскому служащему, например, запрещается:

  1. участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  2. замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначения на государственную должность; б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной службе, что обеспечивает ее эффективность.     Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государственного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе постоянно в течение всего служебного времени;
  3. осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода;
  4. приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  5. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ);
  6. получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий;
  7. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;
  8. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  9. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  10. принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  11. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. Государство и его органы каждодневно имеют множество «внешних врагов», с которыми они призваны «бороться»: катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения, 
    военные конфликты, преступность, болезни и т. д. Если разрешить бастовать государственным служащим, то у государства появится «внутренний враг», способный в одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения.   Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно;
  12. использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений. Этот запрет напрямую связан с принципом внепартийности государственной службы. Но он не означает, что государственные служащие лишены права вступать в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Они могут придерживаться различных политических взглядов. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих соблюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является запрет на образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов и некоторых иных органов общественной самодеятельности.

    Таким образом государство накладывает на госслужащего ограничения и запреты, связанные с тем, чтобы государственный служащий более эффективно использовал свое служебное время в интересах государства и общества

     Под   правоограничениями,  связанными  с   государственной   службой,  понимаются условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено.

     В ст. 11 Ф.З.  установлены правоограничения,  конечной  целью которых

является эффективность  функционирования государственной  службы.

    Установленные правоограничения можно осматривать в двух аспектах:

. несовместимость должности  государственного  служащего   с  другими  видами   деятельности;

. обеспечение дисциплинарного  режима на государственной службе.

     ФЗ в пунктах  2 и 3 статьи 25 за несоблюдение  провограничений  обоих

видов предусматривает лишь  одно последствие –  прекращение  государственно- служебных отношений,  что, на наш взгляд, не совсем правильно.

     В интересах   государственной  службы  служащим  запрещено  заниматься

определенными  видами  деятельности.  В  случае  нарушения  государственным

служащим такого  рода  запретов  он  обязан  после  письменного  предписания

руководителя в течение  одного месяца сделать  выбор.  Если  такой  выбор  не

произведен без уважительных причин или им  даны  ложные  сведения о своем

решении, он подлежит увольнению с государственной службы.

     В условиях  перехода России к рыночным  отношениям и новой политической

системе  возникли  новые  требования,    предъявляемые   к   государственным

служащим. Это впервые  нашло  отражение  в  Федеральном  Законе  «Об  основах государственной  службы  РФ»  в   форме   установления   ряда   ограничений, связанных с государственной  службой. Как считает Д.М. Овсянко, - «они  имеют своей целью обеспечить высокий моральный облик государственного  служащего и свободу его действий   в   пределах   должностных   полномочий,   такие ограничения должны максимально препятствовать проявлениям коррупции.» [5]

       А в  целом же все  эти  ограничения   являются  неотъемлемой  составной

частью «служебного кодекса» лиц,  замещающих  должности  категории  «Б»  или«В».

      Государственному  служащему запрещено заниматься  другой оплачиваемой

деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной занимаемой должностью  в государственном органе.

     Это значит, что  нельзя  занимать  другую  оплачиваемую  должность  в

государственных органах, органах местного самоуправления,  на  предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Предусмотрено одно лишь   исключение:   государственному   служащему    разрешено    заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью,  поскольку она не ограничивает свободы его действий по  занимаемой  должности государственной службы.

       Государственному  служащему, замещающему должность  категории Б  или В не    разрешается    быть    депутатом     федерального     законодательного

(представительного)  органа,  законодательных   (представительных)   органов

субъектов Федерации, органов  местного  самоуправления.  Ему  лично  и  через

доверенных  лиц  запрещено  заниматься  предпринимательской  деятельностью,

имеющему своей целью получение прибыли.

       Государственному  служащему  не  разрешается   состоять  членом  органа

управления   коммерческой   организации   любой   формы   собственности    и

организационно-правовой  формы  (хозяйственное  товарищество  и   общество,

производственные кооперативы  и так далее).

       Государственному  служащему запрещается быть поверенными  или

представителем по делам  третьих лиц в государственном  органе, в  котором  он

работает,  либо  который  непосредственно   подчинен   или   непосредственно

подконтролен ему.

       Ему  запрещается использовать внеслужебных  целях средства материально-

технического,   финансового   и    информационного    обеспечения,    другое

государственное имущество  и служебную информацию.

       Государственному  служащему  запрещено  получать  от   физических   и

юридических  лиц  вознаграждения   в   связи   с   исполнением   должностных

полномочий, в том числе  и после выхода на  пенсию.  Этим  преследуется  цель

устранить его зависимость  от кого бы то ни было, особенно если он  незаконно

получает вознаграждения в любой форме. В  ФЗ  «Об  основах государственной

службы РФ»  названы  подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги,  оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения,  связанные с исполнением должностных  обязанностей.

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего