Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:41, курсовая работа
Государственная служба делится на федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении. Именно двухуровневой системой российской государственной службы во многом обусловлены своеобразные черты и характерные особенности правового статуса государственных служащих, а сам правовой статус определяется широким спектром правовых актов как федерального, так и регионального уровня.
Глава 1. Основы правового статуса государственного гражданского служащего
Правовой статус государственного служащего. Права государственного служащего
Обязанности государственного служащего
Ограничения и запреты, связанные с государственной службой
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего
2.1. Права и обязанности муниципального служащего
2.2. Ограничения и запреты для муниципального служащего
В ФЗ от 31 июля 1995 года предусматривается шесть обязанностей,
относящихся к существу служебной деятельности, и две – сопутствующие статусу государственных служащих. В целом, каталог основных обязанностей государственных служащих нельзя считать окончательно установленным. Законодатель использует ряд нечетко определенных понятий и предписаний при установлении обязанностей. В отдельных случаях сформулированы самые общие положения, которые привлекаются для интерпретации отдельных обязанностей.
В соответствии с Законом «Об основах государственной службы
Российской Федерации» государственные на служащих возлагаются следующие обязанности:
1. обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию Федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий; Требование о соблюдении Конституции и
законов может быть адресовано служащим всех видов службы, а вот обеспечивать поддержку конституционного строя, реализацию законов прямая обязанность только государственных служащих;
2. Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнение должностных инструкций. Государственный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
3. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан: в процессе осуществления своих должностных обязанностей государственный служащий имеет дело, как правило, с людьми – гражданами, руководителями предприятий и учреждений. И первое требование данной обязанности – самому государственному служащему не нарушать закон, права граждан и их законные интересы. Второе требование – чтобы их не нарушали другие государственные служащие, подчиненные или подконтрольные данному должностному лицу. Наконец, данная норма немалому числу государственных служащих вменяет в обязанность непосредственно охранять права и законные интересы граждан – служащим правоохранительных органов; а так же тем служащим, которые заняты по роду своей деятельности рассмотрением жалоб и обращений граждан;
4. Исполнение приказов, распоряжений и указаний выше стоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.
5. в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
6. соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
7. поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
8. хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. В данном случае речь идет о личной ответственности за сохранение сведений, не подлежащих разглашению, но кроме того, определенный контингент государственных служащих поставлен специально под охрану государственной и иных видов тайн посредством использования технических средств, прямой охраны объекта и тому подобное.
Таким образом,
мы видим, что обязанности
§2.4. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой
Для государственного
гражданского служащего установлены
специальные ограничения и
1) признания его
недееспособным или
Для гражданского
служащего установлены запреты,
Таким образом государство накладывает на госслужащего ограничения и запреты, связанные с тем, чтобы государственный служащий более эффективно использовал свое служебное время в интересах государства и общества
Под правоограничениями, связанными с государственной службой, понимаются условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено.
В ст. 11 Ф.З. установлены правоограничения, конечной целью которых
является эффективность функционирования государственной службы.
Установленные правоограничения можно осматривать в двух аспектах:
. несовместимость должности государственного служащего с другими видами деятельности;
. обеспечение дисциплинарного
режима на государственной
ФЗ в пунктах 2 и 3 статьи 25 за несоблюдение провограничений обоих
видов предусматривает лишь одно последствие – прекращение государственно- служебных отношений, что, на наш взгляд, не совсем правильно.
В интересах государственной службы служащим запрещено заниматься
определенными видами деятельности. В случае нарушения государственным
служащим такого рода запретов он обязан после письменного предписания
руководителя в течение одного месяца сделать выбор. Если такой выбор не
произведен без уважительных причин или им даны ложные сведения о своем
решении, он подлежит увольнению с государственной службы.
В условиях
перехода России к рыночным
отношениям и новой
системе возникли новые требования, предъявляемые к государственным
служащим. Это впервые нашло отражение в Федеральном Законе «Об основах государственной службы РФ» в форме установления ряда ограничений, связанных с государственной службой. Как считает Д.М. Овсянко, - «они имеют своей целью обеспечить высокий моральный облик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий, такие ограничения должны максимально препятствовать проявлениям коррупции.» [5]
А в
целом же все эти
частью «служебного кодекса» лиц, замещающих должности категории «Б» или«В».
Государственному
служащему запрещено
деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной занимаемой должностью в государственном органе.
Это значит, что нельзя занимать другую оплачиваемую должность в
государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Предусмотрено одно лишь исключение: государственному служащему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободы его действий по занимаемой должности государственной службы.
Государственному
служащему, замещающему
(представительного) органа, законодательных (представительных) органов
субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Ему лично и через
доверенных лиц запрещено заниматься предпринимательской деятельностью,
имеющему своей целью получение прибыли.
Государственному служащему не разрешается состоять членом органа
управления коммерческой организации любой формы собственности и
организационно-правовой формы (хозяйственное товарищество и общество,
производственные кооперативы и так далее).
Государственному
служащему запрещается быть
представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он
работает, либо который непосредственно подчинен или непосредственно
подконтролен ему.
Ему
запрещается использовать
технического, финансового и информационного обеспечения, другое
государственное имущество и служебную информацию.
Государственному
служащему запрещено
юридических лиц вознаграждения в связи с исполнением должностных
полномочий, в том числе и после выхода на пенсию. Этим преследуется цель
устранить его зависимость от кого бы то ни было, особенно если он незаконно
получает вознаграждения в любой форме. В ФЗ «Об основах государственной
службы РФ» названы
подарки, денежные вознаграждения, ссуды,
услуги, оплата развлечений, отдыха,
транспортных расходов и иные вознаграждения,
связанные с исполнением
Информация о работе Правовой статус муниципального служащего