Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:27, курсовая работа
Сохранение недостатков названного регулирования определяется, наряду с другими причинами, недостаточной научной проработанностью вопросов о месте, роли Президента в системе власти в Российской Федерации, природе и элементном составе его статуса. Требуют дальнейшей проработки вопросы о значении и содержании конституционных норм, посвященных Президенту РФ, составе и содержании конституционно-правого статуса Президента, направлениях его внутренней систематизации.
Главной целью данной курсовой работы является комплексный анализ на основе обобщения имеющегося теоретического, практического материала природы и содержания конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, выявление практических проблем, связанных с реализацией норм посвященных Президенту Российской Федерации,
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика правового статуса Президента РФ
…………………………………………………………..………..5
Понятие правового статуса Президента РФ………...5
Основы правового статуса Президента РФ…………………………………………………………8
Компетенция Президента РФ………………………...12
Глава 2 Выборы Президента РФ и проблемы его неприкосновенности………………………………………….20
2.1 Порядок избрания и вступления в должность президента РФ……………………………………………………………….20
2.2 Неприкосновенность Президента РФ………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..........27
Шифр
0000ЗФК
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное Агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Государственный морской университет
имени адмирал Ф.Ф.Ушакова»
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Специальность: «Юриспруденция»
КУРСОВЯ РАБОТА
по Конституционному праву на тему: № 55
«Правовой статус Президента РФ»
СТУДЕНТКИ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА
1 КУРСА
АБЛЯМИТОВОЙ З.А.
Г.НОВОРОССИЙСК
2013г.
ПЛАН.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика правового статуса Президента РФ
…………………………………………………………..………..5
Глава 2 Выборы
Президента РФ и проблемы его неприкосновенности……………………
2.1 Порядок избрания и вступления в должность президента РФ……………………………………………………………….20
2.2 Неприкосновенность Президента РФ………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Именно он выступает главной силой, задающей общий вектор работы всего государственного механизма. В силу этого правовое закрепление положения Президента Российской Федерации должно быть особенно тщательным.
Вместе с тем, правовое регулирование деятельности Президента Российской Федерации пока не обладает достаточным уровнем развернутости, глубины, упорядоченности. Оно во многом проблемно. Нормы, составляющие институт президентуры, содержатся во множестве различных правовых актов, слабо систематизированы.
Сохранение недостатков названного регулирования определяется, наряду с другими причинами, недостаточной научной проработанностью вопросов о месте, роли Президента в системе власти в Российской Федерации, природе и элементном составе его статуса. Требуют дальнейшей проработки вопросы о значении и содержании конституционных норм, посвященных Президенту РФ, составе и содержании конституционно-правого статуса Президента, направлениях его внутренней систематизации.
Главной целью данной курсовой работы является комплексный анализ на основе обобщения имеющегося теоретического, практического материала природы и содержания конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, выявление практических проблем, связанных с реализацией норм посвященных Президенту Российской Федерации,
Достижение главной цели настоящей курсовой работы реализуется через решение ряда взаимосвязанных задач. В их числе:
1).Обобщение и анализ накопленных научных и практических знаний о статусе Президента Российской Федерации, определение элементного состава статуса Президента Российской Федерации.
2).Раскрытие
конституционно-правового
3).Анализ основных источников, содержащих нормы института российской президентуры. Нормативно-правовая база курсовой работы включает Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Конституционного Суда Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА РФ
1Понятие правового статуса Президента РФ
Правовой статус
Президента России определён главой
четвёртой Конституции
Конституционно-правовой
статус главы государства
Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства, что делает его конституционно-правовой статус не вполне определённым.
Предпосылки этой конституционной ситуации связаны с особенностями формирования Правительства в России. Конституция не связывает процесс формирования Правительства с распределением мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными словами, Правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства, но может быть сформировано и без учета этого принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная историческая ситуация, при которой состав Правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различными аспектами его деятельности, в частности законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность исполнительной власти, ее неспособность решать насущные задачи.
Для преодоления
подобной ситуации Конституция установила
ряд прерогатив Президента, пользуясь
которыми он в «текущем» режиме может
влиять на деятельность Правительства.
Это такие прерогативы, как утверждение
структуры федеральных органов исполнительной
власти, назначение заместителей Председателя
Правительства и министров, право председательствовать
на заседаниях Правительства, контроль
за законностью его актов, непосредственная
подчиненность Президенту «силовых» ведомств.
Президент имеет право отправить Правительство
в отставку или принять отставку премьера,
которая автоматически влечет за собой
отставку Правительства в целом.
Таким образом, во взаимоотношениях Президента с Правительством императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики проявляется наиболее полно. Правительство и органы исполнительной власти в целом значительно более тесно, нежели другие ветви власти, «связаны» с Президентом, непосредственно подконтрольны ему.
При Президенте
действуют консультативные
Президент формирует также свою Администрацию и осуществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама Администрация органом власти не является.
В структуру президентской власти включаются полномочные представители Президента в федеральных округах.
Реализуя свои
конституционные полномочия, Президент
через своих полномочных
Основы правового статуса Президента РФ
Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции РФ, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте РФ.
Основы статуса Президента РФ закреплены в ст. 80 Конституции РФ. Президент является главой государства, лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа. Слово «президент» в буквальном переводе с латинского (praesidens) — «сидящий впереди». В современном значении общепринято под президентом понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путем выборов.
Президент РФ является гарантом Конституции РФ. Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства. Он накладывает вето на законы, не соответствующие Конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства РФ. Кроме того, выполнять функцию гаранта Конституции РФ он может не только лично, но и путем обращения в компетентные органы, прежде всего, в суды. Президент РФ вправе направлять в Конституционный Суд РФ запросы о конституционности различных нормативно-правовых актов и
обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования Конституции.
На Президента РФ возложена функция гаранта прав и свобод человека и гражданина. Эту функцию он реализует в своей личной деятельности, изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы. Указы и законы могут быть направлены на защиту правового положения личности в целом или регулировать статус отдельных групп населения: пенсионеров, военнослужащих и других групп населения, нуждающихся в защите со стороны государства. При Президенте РФ действует Комиссия по правам человека.
Президент РФ призван принимать необходимые меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Защита суверенитета, независимости, безопасности и целостности являются прямой обязанностью Президента РФ, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.
Важнейшая задача Президента РФ — обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами. Одним из эффективных и часто используемых на практике средств являются согласительные процедуры, которые дают возможности урегулирования отношений между различными органами государственной власти. Сущность таких процедур — в поисках компромиссных решений, удовлетворяющих все спорящие стороны, и, в конечном счете, в достижении взаимного согласия. Во всех подобных случаях Президент РФ играет роль арбитра, он выступает не как одна из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет.
К обеспечению взаимодействия органов власти можно отнести и направление Президентом РФ своих замечаний в парламент, что позволяет впоследствии избежать необходимости использования президентского вето. Предусмотрены также процедуры совместного формирования ряда центральных органов государства. Например, состав ЦИК РФ назначается на паритетных началах Президентом РФ, Государственной Думой и Советом Федерации.
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Основные направления внутренней и внешней политики определяются в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Реализация этих основных направлений политики, проведение их в жизнь является правом и обязанностью уполномоченных органов законодательной и исполнительной власти.
Наконец, Президент
РФ как глава государства