Правовой статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Сохранение недостатков названного регулирования определяется, наряду с другими причинами, недостаточной научной проработанностью вопросов о месте, роли Президента в системе власти в Российской Федерации, природе и элементном составе его статуса. Требуют дальнейшей проработки вопросы о значении и содержании конституционных норм, посвященных Президенту РФ, составе и содержании конституционно-правого статуса Президента, направлениях его внутренней систематизации.
Главной целью данной курсовой работы является комплексный анализ на основе обобщения имеющегося теоретического, практического материала природы и содержания конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, выявление практических проблем, связанных с реализацией норм посвященных Президенту Российской Федерации,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика правового статуса Президента РФ
…………………………………………………………..………..5
Понятие правового статуса Президента РФ………...5
Основы правового статуса Президента РФ…………………………………………………………8
Компетенция Президента РФ………………………...12
Глава 2 Выборы Президента РФ и проблемы его неприкосновенности………………………………………….20
2.1 Порядок избрания и вступления в должность президента РФ……………………………………………………………….20
2.2 Неприкосновенность Президента РФ………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..........27

Файлы: 1 файл

конституц.право курсовик.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

4) Президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Эти грамоты адресуются главой иностранного государства Президенту РФ. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу поручено представлять интересы своего государства на территории Российской Федерации, его словам и действиям надлежит «верить» (отсюда название «верительная грамота»). Отзывные грамоты прекращают полномочия дипломатических представителей;

5) Президент  РФ назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

7. Иные полномочия  Президента РФ. К иным полномочиям  Президента РФ относятся: назначение общероссийского референдума, решение вопросов гражданства Российской Федерации, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.

Президент РФ в целях выполнения своих полномочий формирует Администрацию Президента РФ в качестве своего рабочего органа. Положение об Администрации Президента РФ утверждено Указом Президента РФ от 2 октября 1996 г. (в редакции от 11 августа 1998 г.). *

 

 

 

 

 

*    СЗ  РФ. 1996. № 41. Ст. 4689.

 

Анализ полномочий Президента РФ позволяет сделать  вывод о том, что российская конструкция  президентской власти основана на использовании  элементов президентской и полупрезидентской  республик.

 

ГЛАВА2 ВЫБОРЫ  ПРЕЗИДЕНТА РФ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ

Порядок избрания и вступления в должность президента РФ

Порядок проведения выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным законом  от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Согласно ч. 1 ст. 81 Конституции РФ, Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать Президента РФ получают все граждане, достигшие на день выборов 18-летнего возраста. Отстраняются от участия в выборах только недееспособные граждане и лица, пребывающие в местах лишения свободы по приговору суда. Каждый избиратель имеет один голос, то есть выборы являются равными. Участие граждан в выборах — добровольное.

Конституция РФ устанавливает некоторые требования к кандидату на пост Президента РФ. На эту должность может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81).

Президент России может быть переизбран на второй срок, но после этого он не может участвовать в выборах третий раз подряд. Допускается выполнение лицом полномочий Президента РФ в течение третьего и четвертого сроков только после перерыва.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России, по мажоритарной системе абсолютного большинства. В Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» перечислены все этапы избирательного процесса, точно установлена их последовательность и длительность.

Первый этап — это принятие и объявление решения  Советом Федерации о назначении выборов Президента РФ.

Выборы назначаются  не ранее чем за 100 дней и не позднее  чем за 90 дней до дня голосования, чтобы выделить достаточное количество времени для их организации и последовательного прохождения всех стадий.

Решение о  назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через  пять дней со дня его принятия.

Второй этап — подготовка проведения выборов, которая включает разнообразную подготовительную деятельность избирательных комиссий различных уровней (Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК), избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные (районные, городские и др.) и участковые избирательные комиссии).

Третий этап — выдвижение и регистрация кандидатов.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения, при условии его поддержки группой избирателей.

Для поддержки  самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в  количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом и  не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ обратиться в Центральную избирательную комиссию РФ с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок — в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может быть более 50 тыс.

По завершении сбора подписей подписные листы представляются в ЦИК вместе с рядом других документов: итоговым протоколом, сведениями об изменениях в данных о кандидате, первым финансовым отчетом кандидата.

ЦИК рассматривает  документы, проверяет истинность собранных подписей и не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

Четвертый этап — проведение предвыборной агитации, которую осуществляют как непосредственно сами кандидаты, так и выдвинувшие их организации.

Под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной  кампании по выборам Президента РФ и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, либо против кандидата, либо против всех кандидатов.

Зарегистрированные  кандидаты в Президенты начинают активную деятельность по разъяснению избирателям своей программы действий в качестве Президента РФ.

Кандидаты могут  использовать максимальное разнообразие форм агитации: публикации и прессе, выступления на телевидении и радио; проведение таких мероприятий, как собрания, встречи с избирателями, публичные предварительные дебаты, дискуссии, митинги, шествия, демонстрации; выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и других материалов.

Агитационный  период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. В течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами Президента РФ, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»).

Пятый этап —  голосование.

Днем голосования  является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года тому назад был избран Президент РФ.

Гражданам РФ обеспечивается возможность проголосовать  независимо от того, где они находятся в день выборов. С этой целью образуются избирательные участки не только по месту постоянного проживания избирателей, но и в местах их временного пребывания (санатории, больницы и т.п.), в отдаленных труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, а также за рубежом. Для избирателей, которые не могут явиться в помещение для голосования, избирательная комиссия должна иметь переносные избирательные ящики. Каждый избиратель голосует лично. Ему предоставляется возможность воспользоваться кабиной для тайного голосования, куда без его желания никто другой войти не может. В целях наилучшего информирования избирателей участковая комиссия оформляет стенд, содержащий материалы обо всех кандидатах. Кроме того, должен быть вывешен образец заполнения избирательного бюллетеня.

Голосование проводится путем внесения избирателем  в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов».

Шестой этап — это подсчет голосов за выдвинутых кандидатов на всех избирательных участках, оформление результатов выборов, определение победителя или в некоторых случаях назначение второго тура, либо признание выборов несостоявшимися или недействительными и принятие решение о назначение повторных выборов на должность Президента РФ.

После окончания  голосования проводится тщательный подсчет голосов избирателей сначала в участковых избирательных комиссиях, затем эти данные суммируются поочередно во всех вышестоящих избирательных комиссиях, и. общие результаты выборов определяет ЦИК не позднее чем через десять дней после дня голосования.

Избранным считается  зарегистрированный кандидат, который  получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в бюллетене было указано более двух кандидатов, возможна ситуация, когда ни один из них не получает необходимого большинства голосов. Тогда ни один из них не считается избранным, и назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах.

Заключительным, седьмым этапом является опубликование результатов прошедших выборов, а также церемония вступления Президента РФ в должность и начало исполнения им возложенных на него обязанностей.

Всенародно  избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК результате» выборов.

Официальное опубликование результатов выборов Президента РФ осуществляется ЦИК РФ в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента РФ. В течение трех месяцев со дня официального опубликования полных Данных о результатах выборов Президента РФ данные, которые Держатся в протоколах всех избирательных комиссий об итогах •сования, о результатах выборов, размещаются ЦИК РФ в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»).

Торжественное вступление в должность сопровождается принесением присяги (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ). Впоследствии он исполняет свои полномочия до момента вступления в должность вновь избранного Президента РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неприкосновенность  Президента РФ

Неприкосновенность Президента РФ— иммунитет главы государства от юрисдикции, означающий невозможность по действующему российскому законодательству привлечь Президента к юридической ответственности. Как глава государства Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля, подвергнуть иным мерам принудительного воздействия. Любое ограничение его свободы и действий до отрешения от должности в установленном порядке является неконституционным. Иммунитет Президента РФ по действующему законодательству не исключает возможности предъявления к нему гражданско-правового иска.

Режим неприкосновенности распространяется не только на действующего главу государства, но и на Президента, прекратившего исполнение полномочий. В соответствии с Федеральным  законом от 12 февраля 2001 г. "О гарантиях  Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" прекративший исполнение своих полномочий Президент РФ обладает неприкосновенностью: он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий главы государства. Н.П. РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Генеральный прокурор в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента РФ направляет представление в Государственную Думу.

Принятое Государственной  Думой постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности прекратившего  исполнение своих полномочий Президента с представлением Генерального прокурора направляется в трехдневный срок в Совет Федерации, который в трехмесячный срок рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности прекратившего исполнение своих полномочий Президента с учетом представления Генерального прокурора, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. Отказ Государственной Думы дать согласие на лишение неприкосновенности бывшего Президента, а равно решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу, и влечет за собой прекращение такого дела.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении к данной работе отметим, что Президент  РФ занимает особое место в системе  государственных органов. Особенность института Президента в РФ состоит в том, что в отличие от зарубежных государств, где Президент, как правило, относится исключительно к исполнительной ветви власти, Президенту РФ отведено особое положение в системе разделения властей.  
Президент обладает широкими полномочиями в различных сферах. В одних случаях полномочия принадлежат исключительно ему, в других – они сопряжены с полномочиями других органов государственной власти.      
Президент Российской Федерации является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. В соответствии со своим положением Президент Российской Федерации олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы. Согласно Конституции Президент Российской Федерации выступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. 
Под статусом Президента следует понимать закрепляемую нормами Конституции Российской Федерации и иных актов устойчивая и вместе с тем динамичную систему элементов, выражающих правовую личность Президента, его положение в государстве, обществе относительно других субъектов права. 
Особенности этого статуса определены в статье 80 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации является главой государства», а не высшим должностным лицом и главой  исполнительной власти  в Российской Федерации, как это утверждалось в прежней Конституции.  
В Конституции РФ статус Президента повышен и приведен в соответствие с мировой практикой.  
Новый статус Президента дистанцировал его от Правительства, а стало быть, и от ответственности за его деятельность, которая в большем объеме возложена теперь на Председателя Правительства. 
 В этом есть резон, так как  Президент – выборный орган, он должен, естественно, иметь более высокий статус. 
Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.  
Взятое отдельно полномочие обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти не допускает нормотворчества вместо законодателя даже временно и при отсутствии соответствующего закона, так как это противоречило бы принципу разделения властей, статье 10 Конституции РФ, согласно которой органы законодательной власти самостоятельны, и, естественно, компетенция между государственными органам и разграничена, и нельзя вторгаться в компетенцию самостоятельного законодателя, нарушать статью 10, даже, если это делается для осуществления статьи 80 (части 2). Обоснование такого нормотворчества Президента РФ может быть выстроено на основе другой конституционной нормы. Kак бы в иной правовой плоскости - на базе широкого понимаемого полномочия гаранта Конституции РФ. В этом плане указное дозаконодательное нормотворчество направлено на реализацию конституционных норм и внешне не затрагивает «чужую» компетенцию. 
В целом, строго говоря, если рассуждать формально юридически, формулировка « по вопросам, требующим законодательного регулирования» несет в себе некоторый оттенок внедрения в законодательную компетенцию. Внешне это выглядит как предпосылка спора о компетенции, возможность которого предусмотрена частью 3 статьи 125 Конституции РФ, и затрагивает статью 10 Конституции РФ. Кроме того, в такой формулировке нет необходимости, потому что речь идет об осуществлении первичного нормотворчества по одному из вопросов компетенции РФ, как и можно, сказать. Законодательное регулирование данных вопросов не исключает нормотворчества иного уровня по этим вопросам, в том числе президентского. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ;

Информация о работе Правовой статус Президента РФ