Правовой статус Президента России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы стало освещение вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Правовой статус Президента России 3
Функции Президента России 5
Избрание Президента РФ 6
Полномочия Президента РФ 8
Прекращение полномочий Президента РФ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

Президент РФ.docx

— 40.78 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

Правовой статус Президента России 3

Функции Президента России 5

Избрание Президента РФ 6

Полномочия  Президента РФ 8

Прекращение полномочий Президента РФ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основой конституционно-правового  механизма является Конституция  РФ, особенно те ее разделы, главы, а  также преамбула, которые непосредственно  характеризуется статус государственной  власти.

В преамбуле к Конституции  сказано: «Мы, многонациональный народ  Российской Федерации, соединенные  общей судьбой на своей земле».

В статье 3, ч.1, 2 Конституции  РФ выражена идея народовластия: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в  Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

В этих статьях Конституции  РФ произошло учреждение института  государственной власти. И закрепляется этот институт в статье 78 ч. 4: «Президент Российской Федерации и Правительство  Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на территории Российской Федерации».

В Конституции РФ достаточно полно определен статус государственной  власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть. И среди  федеральных государственных органов  особое место занимает Президент  Российской Федерации. Статусу Президента посвящена 4 глава Конституции, в соответствии с которой Президент является главой государства, ведущим федеральным органом государственной власти.

Президент – совершенно новый для России государственный  институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию  государственной власти в нашей  стране.

Поэтому целью данной работы стало освещение вопросов, связанных  с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также  посвящена правовой характеристике положения Президента в современном  государственном устройстве России.

Правовой статус Президента России

Согласно ст. 50 Конституции  РФ Президент Российской Федерации  является главой государства.  Глава  государства – это должностное  лицо, занимающее высшее место в системе органов государства.

Вообще же в мире существует три вида правового положения  президента в системе высших государственных  органов государства:

- президент лишь номинально  является главой государства  и выходит на политическую  арену только во время политических  кризисов.

- президент является главой  исполнительной власти, выполняет  и функции главы государства

- президент не входит  непосредственно ни в одну  ветвь власти, а, сконцентрировав  в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе  органов государственной власти

Правовой статус Президента России  подпадает под статус третьео лица: «Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь  власти, а занимает особое место.»

При последовательном проведении принципы разделения властей все  равно необходима  координация  деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент РФ. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является какбы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти.

Такому положению Президента в России есть вполне логическое обоснование. Дело в том, что усиление правового  статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических  традиций (а именно такой и является Россия), а также в период проведения реформ.

Однако было бы неправильно  думать, что Президент руководит  деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:

  • Ограниченность периода полномочий Президента (четыре года);
  • Всенародные прямые выборы;
  • Альтернативный характер выборов;
  • Недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;
  • Возможность отрешения его от должности;
  • Возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда.

Функции Президента России

Функции Президента РФ связаны  с важнейшими основами жизнедеятельности  государства и общества (ст.80 Конституции  РФ).

  1. Президент – гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу защиты Конституции РФ  и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.
  2. Президент – гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и госудорственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного и чрезвычайного положения и т.п.).
  3. Президент – гарант согласованного функцианирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет  координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями.
  4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы, с которой Президент идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент представляет Россию внутри страны и в международных  отношениях.

 

Избрание Президента РФ

Порядок выборов Президента РФ определен  Конституцией РФ (ст. 81) и Федеральным  законом «О выборах Президента Российской Федерации» (май 1995 г.). Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он может быть переизбран и на второй срок, но одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд Кандидатом в Президенты РФ может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Правом выдвижения кандидатов обладают как непосредственно избиратели (не менее 100 избирателей), так и избирательные объединения и их блоки, которые могут выдвигать только одного кандидата. В поддержку своего кандидата необходимо собрать не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на долю одного субъекта РФ должно приходиться не более 7% этого общего числа подписей. Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидата. С момента регистрации кандидат должен на время выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ — не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты пользуются на равных основаниях рядом льгот (получают статус неприкосновенности, получают одинаковую финансовую поддержку из госбюджета, равное и бесплатное одинаковое время выхода в эфир, бесплатный общественный транспорт и др.). В случае если зарегистрированными оказываются менее двух кандидатов, Центральная избирательная комиссия откладывает выборы с тем, чтобы обеспечить альтернативный характер голосования.

Избранным считается кандидат, получивший в первом туре выборов более половины голосов избирателей, принявших  участие в голосовании, т.е. абсолютное большинство (50% поданных голосов + 1 голос). Если в голосовании приняло участие  менее половины избирателей, внесенных  в списки для голосования, то выборы считаются несостоявшимися. В том случае, если в первом туре ни один из кандидатов не получил хотя бы половины голосов плюс один голос, то не позднее чем через 15 дней после установления итогов выборов проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Во втором туре избранным считается тот, кто наберет относительное большинство голосов по сравнению с другим кандидатом, но при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Избранный Президент РФ вступает в  должность на 30-й день со дня объявления Центризбиркомом результатов выборов. При вступлении в должность Президент  РФ приносит народу присягу, текст которой  содержится в Конституции РФ (ч. 1 ст. 82). Присяга приносится в торжественной  обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной  Думы и судей Конституционного Суда РФ. С этого момента Президент  РФ приступает к исполнению своих  обязанностей.

Выборы  признаются несостоявшимися, если в  них приняло участие менее  половины избирателей, внесенных в  списки избирателей.

В случае, если выборы признаны несостоявшимися, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено  повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном  голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность  Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы, которые проводятся в том же порядке, что и первые.

При проведении повторных выборов те кандидаты, действия (бездействие) которых  послужили основанием для признания  общих выборов или выборов  при повторном голосовании недействительными, не могут быть вновь выдвинуты  в кандидаты.

Срок  полномочий Президента РФ составляет четыре года. Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может  занимать должность Президента более  двух сроков подряд. Это связано  с целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих  лиц, появлению стойких корпоративных  групп, открыть пути притока в  эшелоны власти свежих сил. Конституция  предоставляет способному политику, оправдавшего себя на должности Президента, права выдвижения на другой срок, кроме  очередного.

Полномочия Президента РФ

Наряду с функциями  главы государства Президент  Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства. Именно благодаря полномочиям происходит осуществление статуса и функций Президента, а важность и многообразие его политических функций определяют сферу обширных президентских полномочий. Одни из них осуществляются на прерогативой основе, а другие — с учетом полномочий и других органов государственной власти в данной области. Компетенция Президента РФ как совокупность его полномочий может быть системно охарактеризована по следующим основным направлениям.

По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе  органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции  являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность  деятельности основных государственных  органов Российской Федерации, поскольку  полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции  Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета. Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по нескольким сферам. Полномочия связанные с:

  • Функционированием федеральных органов государственной власти. Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо одобряет назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их избрав из предложенных Президентом кандидатур. Президент:

- назначает  Председателя Правительства

- назначает  заместителей Председателя Правительства

- назначает  министров

- имеет  право председательствовать на  заседаниях Правительства;

- принимает  решения об отставке Правительства;

- предлагает  кандидатуры судей судов высших  инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного);

- предлагает  кандидатуру Генерального прокурора;

Информация о работе Правовой статус Президента России