- предлагает
кандидатуру председателя Центрального
банка;
- формирует
и возглавляет Совет Безопасности;
- может
формировать свою Администрацию;
- определяет
своих представителей в федеральных
округах и субъектах Федерации,а
также в палатах парламента;
- назначает
высшее командование Вооруженных
Сил;
- назначает
дипломатических представителей.
- По отношению к власти законодательной:
- назначает
выборы в Государственную Думу
и референдум;
- распускает
Государственную Думу в случае
и порядке, предусмотренных в
Конституции;
- вносит
законопроекты в Государственную Думу;
- подписывает
и обнародует федеральные законы,
обладая при этом правом отлагательного
вето;
- подает
запросы в Конституционный Суд
в соответствии нормативных актов
Конституции РФ, а также о ее
толковании.
- С военной областью. Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявить и о введении чрезвычайного положения на территории России.
- С внешнеполитической областью. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внушней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.
- С отношением к гражданам.
- решает
вопросы гражданства;
- предоставляет
политическое убежище;
- награждает
государственными наградами Российской
Федерации; присваивает почетные
звания, высшие воинские и высшие
специальные звания;
- решает
вопросы помилования;
- Правотворческие полномочия Президента. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречит Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после публикации. Гарантией конституционных актов Президента выступает Конституционный Суд.
Прекращение полномочий Президента
РФ
Прекращение полномочий Президента РФ
обычно происходит в связи с истечением
срока его пребывания в должности.
Но возможно и досрочное прекращение
полномочий Президента РФ. Это может
иметь место в трех следующих
случаях: а) в связи с его отставкой,
т.е. по личному заявлению; б) в случае
стойкой неспособности по состоянию
здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия; в) в случае отрешения
от должности. Во всех случаях, когда
Президент РФ не в состоянии выполнять
свои обязанности, их временно выполняет
Председатель Правительства РФ, который
не имеет права распустить Государственную
Думу, назначить референдум, а также
вносить предложения о поправках
и пересмотре положений Конституции
РФ. При этом выборы Президента РФ должны
состояться не позднее трех месяцев
с момента досрочного прекращения
исполнения полномочий (ст. 92).
Конституция РФ (ст. 93), указывая на возможность
принудительного отрешения Президента
РФ от должности, определяет его основания
и порядок. Это может иметь
место только на основании выдвинутого
Государственной Думой обвинения в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления,
подтвержденного заключением Верховного
Суда РФ о наличии в действиях Президента
РФ признаков преступления и заключением
Конституционного Суда РФ о соблюдении
установленного порядка выдвижения обвинения.
Решение Государственной Думы о выдвижении
обвинения и решение Совета Федерации
об отрешении Президента от должности
должны быть приняты двумя третями голосов
от общего числа в каждой из палат. По инициативе
не менее одной трети депутатов Государственной
Думы и при наличии заключения специальной
комиссии, образованной Государственной
Думой. Решение Совета Федерации об отрешении
Президента РФ от должности должно быть
принято не позднее чем в трехмесячный
срок после выдвижения Государственной
Думой обвинения против Президента. Если
в этот срок решение Совета Федерации
не будет принято, то обвинение против
Президента считается отклоненным (ст.
93).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие выводы.
Очевидно, что по совокупности
и значимости функций и полномочий,
закрепленных за Президентом Конституцией,
он, бесспорно, занимает ведущее место
в системе органов Российской
Федерации, осуществляющих государственную
власть. Этими органами в соответствии
со ст. 11 Конституции являются Президент
Российской Федерации, Федеральное
Собрание (Совет Федерации, Государственная
Дума), Правительство Российской Федерации,
суды Российской Федерации. Такое положение
Президента не ограничивает самостоятельность
деятельности основных государственных
органов Российской Федерации, поскольку
полномочия Президента направлены, прежде
всего, на обеспечение согласованного
взаимодействия всех ветвей власти Российской
Федерации, строгое соблюдение Конституции
Российской Федерации, защиту прав и
свобод человека и гражданина, охрану
государственного суверенитета.
Необходимым условием соблюдения
прав и свобод человека и гражданина
является положение, при котором
все органы государственной власти
выполняют свои конституционные
обязанности в пределах своей
компетенции. Обеспечить такое положение
в государстве должен Президент.
Для этого Конституцией ему предоставлены
особые полномочия по обеспечению согласованного
функционирования и взаимодействия
органов государственной власти.
Будучи юридически дистанцирован
от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует,
управляет, разрешает споры, осуществляет
функции конституционного контроля.
Реализуя полномочия по защите прав и
свобод, глава государства взаимодействует
с Правительством, федеральными судами,
прокуратурой, правоохранительными
органами, общественными объединениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М., 2011.
- Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. – М., 2007. – 1124 с.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 2003. – 784 с.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2004. – 346 с.
- Колюшин Е.И. Конституционное право России. – М., 2011. – 416 с.
- Снежко О.А. Президент РФ – гарант прав и свобод граждан //Право и политика. – 2005. - №2.
- Конституция Российской Федерации. – Екатеринбург: Уралюриздат, 2003. – 48 с.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – М.: Норма, 2011. – 816 с
- Радченко В. М. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 2011. № 8.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Российское право:учебник для вузов. – Норма, 2011.-с 155