Правовой статус религиозных объединений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в проведении исследования правового статуса религиозных объединений в нашей стране.
Задачи данной курсовой работы:
Изучить правовой статус религиозных объединений;
Выяснить права и обязанности религиозных объединений по законодательству РФ;
Рассмотреть гарантии конституционно–правового статуса религиозных объединений в РФ;
Показать ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях.

Содержание работы

Введение……………………………...……………….………………………...3
1. Религиозные объединения как субъекты права
1.1 Правовой статус религиозных объединений…………………………….5
1.2 Права и обязанности религиозных объединений по законодательству РФ…………………………………………………………………………………9
2.Религиозные объединения в системе законодательства РФ
2.1 Гарантии конституционно–правового статуса религиозных объединений в РФ…………………………………………………………………………………13
2.2 Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях………………………………………18 Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

курсовая Юлия Светайло.docx

— 52.51 Кб (Скачать файл)

2.1 ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РФ

После долгих лет антирелигиозной политики Советского Союза, с момента принятия Закона РСФСР от 25.10.1990 №267-1 "О свободе вероисповеданий", началась новая эра в развитии государственно-конфессиональных отношений нашей страны. Выше упомянутый закон впервые за много лет определил основы правового статуса религиозных объединений. Принятие Конституции РФ закрепило признание ряда международных договоров в области права и в частности основ религиозного статуса. А в 1997 году был принят Федеральный закон ФЗ "о свободе совести и религиозных объединениях". Таким образом, в девяностых годах прошлого века была сформирована правовая основа деятельности религиозных объединений в России. При этом впервые в истории России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры стали частью правовой системы Российской Федерации.

Самым главным нормативно-правовым актом, регулирующим правовой статус религиозных объединений является Конституция РФ 1993 года, которой провозглашена свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28), религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).5

Затем, на втором месте по значимости следует выделить международно-правовые акты, в числе которых:

  • Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Здесь, в частности говорится:

"Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков".

  • Международный пакт о гражданских и политических правах, из которого следует:

"Никто не должен подвергаться  принуждению, умаляющему его свободу  иметь или принимать религию  или убеждения по своему выбору. Свобода исповедовать религию  или убеждения подлежит лишь  ограничениям, установленным законом  и необходимым для охраны общественной  безопасности, порядка, здоровья и  морали, равно как и основных  прав и свобод других лиц".

  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод:

"Каждый имеет право на  свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу  менять свою религию или убеждения  и свободу исповедовать свою  религию или убеждения как  индивидуально, так и сообща с  другими, публичным или частным  порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых  обрядов".

  • В "Итоговом документе венской встречи 1989 года" закреплено, что участники договора "будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они также подтверждают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и безопасности, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами".

Несмотря на то, что в приведенных выше актах не упоминаются религиозные объединения как таковые, все же нормы продиктованные положениями вышеперечисленных документов регламентируют права религиозных объединений и указывают на их обязанности.

Далее следует выделить не раз, упомянутый в данной курсовой работе Федеральный закон "о свободе совести и религиозных объединениях". В приведенном законе наиболее полно изложен правовой статус религиозных объединений Российской Федерации. С момента его принятия не утихают споры о том, что данный нормативно правовой акт противоречит Конституции РФ, которая устанавливает равенство всех религиозных объединений перед законом. В преамбулу закона вписаны следующие строки "…признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России…". Некоторые исследователи указывают на тот факт, что подобным указанием на "особую роль православия" и перечень признанных государственных религий, закон ущемляет правовое положение других религиозных объединений не входящих в этот список.

Здесь вновь встает вопрос о признании существования в России понятия "традиционной религии". Директор института государственно-конфессиональных отношений и права И.В. Понкин, являясь защитником подобного подхода, говорит о том, что дифференциация всего массива существующих религиозных объединений по времени создания, численности приверженцев и распространению по территории страны является справедливым шагом и присуща законодательствам многих стран(в том числе большого количества европейских).6

Так же правовой статус религиозных объединений раскрывает Федеральный закон "о не коммерческих организациях", где изложены следующие положения:

"Общественными и религиозными  организациями (объединениями) признаются  добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке  объединившихся на основе общности  их интересов для удовлетворения  духовных или иных нематериальных  потребностей.7

Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов".

Особенности правового положения религиозных объединений закреплены также другим нормативно-правовыми актами, такими как гражданский кодекс РФ, административный кодекс РФ и прочими, но все они по существу только лишь дублируют приведенные выше акты.

В заключении можно сделать вывод, что религиозные объединения имеют достаточно "расплывчатый" конституционно-правовой статус, нормы регулирующие вопросы, касающиеся их статуса не всегда последовательны, а порою и противоречивы. Россия стоит на пороге перехода к признанию традиционной религии, когда все религиозные объединения равны перед законом, но все, же одна из них имеет законодательно закрепленный статус традиционной. Какое отражение данные проблемы найдут в законодательстве России, покажет время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Общеизвестно, что эффективность правового регулирования во многом зависит от совершенства правовой основы, четкости предписаний, наличия развитой системы законодательства, ориентированную на защиту данного конституционного гарантированного права, многообразие и сложность общественных отношений, связанных с реализацией гражданами РФ права на свободу совести, требует разностороннего правового регулирования.

Во-первых, за нарушения законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях предусмотрена конституционно-правовая ответственность. А именно ликвидация религиозных объединений и запрет на их деятельность, в случаях предусмотренных законом (о чем подробно изложено в главе второй).

Вообще, нарушения законодательства о религиозных объединениях могут совершаться с двух сторон, в зависимости от субъекта правонарушения:

  1. когда правонарушения совершаются в отношении прав религиозных объединений
  2. когда субъектом правонарушения являются сами религиозные объединения

В первом случае правонарушение может выражаться в самых различных формах, но наиболее общественно опасным является воспрепятствование реализации права на свободу совести и вероисповедания. Ответственность за подобное преступление прямо закреплено в Уголовном кодексе РФ:

"Незаконное воспрепятствование  деятельности религиозных организаций  или совершению религиозных обрядов  наказывается штрафом в размере  до восьмидесяти тысяч рублей  или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев".8

За нарушения прав верующих в более легких формах, не несущих общественной опасности правонарушитель несет ответственность в соответствии с административным кодексом РФ:

"Воспрепятствование осуществлению  права на свободу совести и  свободу вероисповедания, в том  числе принятию религиозных или  иных убеждений или отказу  от них, вступлению в религиозное  объединение или выходу из  него, - влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере  от ста до трехсот рублей; на  должностных лиц - от трехсот до  восьмисот рублей.

Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей".

Что же касается второго варианта развития событий, то здесь все намного сложнее. Например, формула статьи 148 УК РФ вовсе не подразумевает, что право на свободу совести и вероисповеданий может совершаться самими религиозными объединениями. А ведь на практике такое встречается весьма часто. На пример воспрепятствование выходу из тоталитарных сект. Если оно не сопряжено с деяниями, содержащими в себе все признаки иных составов преступления, то такое явное воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания остается безнаказанным . В кодекс также вписана статья 239 "Организация объединения, посягающего на личность и права граждан", где в свою очередь указанно:

"Создание религиозного или  общественного объединения, деятельность  которого сопряжена с насилием  над гражданами или иным причинением  вреда их здоровью либо с  побуждением граждан к отказу  от исполнения гражданских обязанностей  или к совершению иных противоправных  деяний, а равно руководство таким  объединением…

Участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи…".9 Но здесь складывается опять, же интересная ситуация. Статья перечисляет правонарушения, за которые в принципе можно было бы наказать и без специально придуманной на то уголовной нормы. То есть – насилие над гражданами, причинение вреда их здоровью, побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, совершение противоправных деяний… – запрет на подобные деяния можно увидеть и в прочих статьях УК РФ. Разница лишь в том, что законодатель в этом случае предусмотрел ответственность за создание организации занимающейся подобной деятельностью, но не более того. Дело в том, что нигде не говорится об уголовной ответственности религиозных объединений именно за воспрепятствование осуществления права на свободу совести граждан. Ведь нарушать это право можно и без насилия и причинения вреда здоровью. Так, например, удерживать человека в тоталитарной секте можно путем "одурманивания", подмены адекватного миропонимания – выдуманным (тем, который выгоден адептам секты), подобные примеры хорошо известны и напоминают принцип действия гипноза, с той только разницей что "зомбирование" человека длится по нескольку месяцев, а то и лет.

Вообще если говорить о законодательстве нашего государства, то его нормы в большинстве своём охраняют права самих религиозных объединений (и очень часто эти нормы действуют не в пользу "традиционных" для нас конфессий), при этом, совершенно забывая о том, что большинство правонарушений совершаются как раз религиозными объединениями в отношении прав граждан.

Уголовный закон почти всегда встает на сторону религиозных групп и организаций, и лишь в ничтожном числе случаев может служить защитой от неправомерных действий подобного рода сообществ.

На примере "Религиозной организации Свидетелей Иеговы в России" можно сделать вывод, что проблема деструктивных культов в России не решена. В 1997 году эта организация была классифицирована как деструктивная религиозная организация в следующих документах: Аналитический вестник Государственной думы РФ "О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций". Еще в 1996 году: Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации "К президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровья общества, семьи, граждан России"; Информационный материал Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ "К докладу о социально-медицинских воздействиях некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим". Но никаких действий от исполнительной власти России в связи с этим решением не последовало.10

Информация о работе Правовой статус религиозных объединений в России