Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:21, контрольная работа
В связи с вышесказанным, целью работы ставится определение и раскрытие правового статуса судей.
Задачи:
рассмотреть понятие и основы правового статуса судей в РФ;
изучить порядок назначения судей на должность и прекращения его полномочий;
исследовать гарантии независимости судей;
Судьи подчиняются только Конституции РФ и закону. Судьи не подотчетны перед каким-либо государственным органом и должностным лицом. Более того, процессуальным законодательством вышестоящий суд в отношениях с нижестоящим поставлен в определенные рамки. Так, областной суд не вправе давать районному суду, рассматривающему конкретное уголовное дело, указание о том, какому свидетелю верить, а какому — не верить, какую меру наказания он должен назначить тому или иному подсудимому и т.д.
Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону (ст. 294 УПК[5]). Судья не обязан давать каких-либо разъяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, предоставлять дела кому бы то ни было для ознакомления, кроме случаев и в порядке, предусмотренных законом.
Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ст. 15 Закона о судебной системе[15], ст. 12 Закона о статусе судей[12]). Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
Несменяемость судьи означает запрет его перевода на другую должность либо в другой суд без его согласия, а также запрет прекращения или приостановления полномочий помимо оснований и порядка, установленных Законом о статусе судей (ст. 12, 13,14[12]).
Полномочия судей могут быть приостановлены только решением ККС. Приостановление полномочии — это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Основаниями для приостановления полномочий судей являются:
Судья, не согласный с решением ККС (приостановившей или отказавшей в приостановлении полномочий по основаниям, указанным в п. 2 и 3), может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей (ВККС) в течение десяти дней со дня получения копии решения. Решение ВККС может быть обжаловано в ВС в тот же срок. Для их рассмотрения в составе Верховного Суда РФ функционирует, как отмечалось, Судебная коллегия (из 18 судей, входящих в состав других судебных коллегий ВС РФ), которую условно можно называть Судебной коллегией Верховного Суда РФ по обеспечению статуса судей. Под руководством Председателя Верховного Суда РФ коллегиально — в составе не менее трех судей — она рассматривает вопросы гарантий неприкосновенности судей федеральных судов среднего и высшего звеньев: выносит заключение по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовных дел в отношении указанных судей или привлечения их в качестве обвиняемых, принимает решения о их заключении под стражу или о привлечении к административной ответственности, о допустимости производства оперативно-розыскных или следственных действий, ограничивающих их конституционные права и свободы либо нарушающих судейскую неприкосновенность.
Приостановление полномочий означает лишь то, что судья, о котором состоялось решение, временно не может выполнять свои обязанности. Но это не лишает его гарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального обеспечения и т.д.
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает также ККС, которая приостановила его полномочия.
Прекращение полномочий судьи — это полное отстранение его от исполнения должностных полномочий. Оно также осуществляется решением соответствующей ККС по установленному законом исчерпывающему перечню оснований:
Судья, полномочия которого прекращены, может обжаловать решение ККС в Верховном Суде РФ.
В случае отмены решения ККС о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.
Уместно еще раз отметить, что как приостановление, так и прекращение полномочий судьи осуществляется по решению его коллег — ККС. Тем самым закреплена высокая степень доверия и в то же время ответственности внутри судейского корпуса. Принципиально важно, что государственный орган, назначивший судью на эту должность — Президент РФ не имеет права ни приостановить, ни прекратить его полномочия.
Прекращение полномочий судей судов общей юрисдикции по ряду указанных выше оснований (п. 1, 2, 4, 5, 9, 11, 12[12]) считается отставкой, т.е. почетным уходом или почетным удалением с должности судьи. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Уход может произойти по инициативе судьи и добровольно. Для ухода требуется заявление заинтересованного судьи. Удаление — вынужденный шаг. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии неприкосновенности и принадлежность к судейскому корпусу, а следовательно, он может быть повторно назначен судьей. Последний случай — это прекращение отставки. Допускается прекращение отставки и по иным основаниям: отставной судья не выполняет требования, предъявляемые к судьям (например, он избран депутатом, занимается предпринимательством и т.д.), либо совершил проступок, порочащий его и умаляющий авторитет судебной власти.
Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает указанные требования, сохраняет гражданство РФ и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти. Прекращает отставку судьи в указанных случаях ККС по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи. Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это решение в установленном порядке.
Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин — 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.
В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с федеральным законом, на него, не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные ст. 16 Закона о статусе судей, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.
Важным средством обеспечения независимости судьи являются гарантии неприкосновенности его личности, жилища, служебного помещения, используемого им транспорта и средств связи, корреспонденции, имущества и документов.
Уровень личной неприкосновенности судей поднят значительно выше неприкосновенности обычного человека (ст. 16 Закона о статусе судей[12]).
Судья, в том числе по
истечении срока его
Законом установлен особый порядок принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Оно принимается Генеральным прокурором РФ: в отношении судьи КС — на основании заключения Судебной коллегии ВС о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ; в отношении судьи ВС, ВАС, судов общей юрисдикции (гражданских и военных) среднего звена, федерального арбитражного суда — на основании заключения Судебной коллегии ВС о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия ВККС; в отношении судьи иного суда — на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно судов общей юрисдикции среднего звена о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия ККС соответствующего субъекта РФ.
Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ: в отношении судьи КС, ВС, ВАС, судов общей юрисдикции (гражданских и военных) среднего звена, федерального арбитражного суда — Судебной коллегией ВС; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно судов общей юрисдикции среднего звена.
Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.
Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.
Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается ВС по ходатайству (представлению) Генерального прокурора РФ:
• в отношении судьи КС, ВС, ВАС, судов общей юрисдикции(гражданских и военных) среднего звена, федерального арбитражного суда — Судебной коллегией ВС; при этом в отношении судьи КС — с согласия этого Суда;
• в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно судов общей юрисдикции среднего звена.
Проникновение в жилище, служебное помещение судья, используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание телефонных разговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, досмотр, изъятие и выемка корреспонденции, имущества и документов, принадлежащих ему, могут делаться только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.
Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается ВС.
Гарантии неприкосновенности судьи КС устанавливаются Законом о Конституционном Суде[11] и Законом о статусе судей[12].
Авторитет судебной власти и эффективность ее деятельности, наряду с объективностью, во многом определяется профессионализмом судей при рассмотрении ими дел. Профессионализм — следующая важнейшая черта правового статуса. Она включает в себя исполнение полномочий на профессиональной основе и деполитизацию (департизацию). Гарантией профессионализма являются изложенные выше высокие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей. Малограмотному судье трудно чтить букву и дух закона при всем его сильном на то желании.
Важной чертой правового статуса судьи является наличие у него властных (дискреционных) полномочий. Их объем определен законом. Требования и распоряжения судьи обязательны для всех без исключения государственных органов, должностных лиц, организаций и граждан, иностранцев и юридических лиц на территории России. В определенных международными договорами случаях требования и распоряжения судей обязательны для исполнения за рубежом.
Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную законом ответственность.
Еще одно звено в системе гарантий независимости судей, без которого невозможно существование самой деятельности по осуществлению правосудия и судебной власти в целом — это материальное обеспечение и социальная защита судей, достойные их высокого статуса. Не случайно, что одной из главных задач начавшейся почти десять лет назад судебной реформы в России было достижение уровня материально-технического обеспечения судов и других правоохранительных органов, а также материального, бытового и социального обеспечения их работников, соответствующего возлагаемой на эти органы и их работников ответственности.