Введение
В данной курсовой работе
рассматривается тема «Правовой
статус территориальных органов
Министерства юстиции в Российской
Федерации».
Актуальность курсовой
работы заключается в том, что
современный этап развития Российской
Федерации как правового государства требует нового видения места
и роли органов и учреждений юстиции. Построение
в России подлинно гражданского общества
невозможно без формирования у населения
развитого правового сознания. Именно
поэтому значение органов юстиции в правовом
государстве должно быть первостепенным,
поскольку они являются правовым каркасом
российского общества.
Сегодня органы юстиции
решают задачу восстановления их изначального
статуса, реформирования их структуры
и функций с целью участия
в правовой политике государства. При этом речь идет не столько о нововведениях,
сколько о возвращении к истокам становления
Министерства юстиции, которое в Российской
империи было главным институтом, занимающимся
законопроектной и правоохранительной
деятельностью. Конечная цель преобразований
в том, что органы юстиции должны стать
ведущим звеном в области формирования
правовой культуры и правового сознания
в самом широком смысле этих слов, отвечать
потребностям и нуждам населения в юридической
сфере, используя имеющиеся правовые рычаги,
новые функции и возможности.
Цель курсовой работы – изучить правовой статус территориальных
органов Министерства юстиции в Российской
Федерации . Для достижения цели курсовой
работы будут выполнены следующие задачи:
- раскрыть правовое положение и организацию Министерства
юстиции РФ и его органов;
- рассмотрены территориальные
органы юстиции: их задачи и
функции;
I Правовое положение и организация
Министерства юстиции РФ и его органов
1.Организация Министерства
юстиции
Сегодня Министерство юстиции
Российской Федерации (Минюст России) является
федеральным органом исполнительной власти,
проводящим государственную политику
и осуществляющим управление в сфере юстиции,
а также координирующим деятельность
в этой сфере иных федеральных органов
исполнительной власти.
Правовое положение
Минюста России определяется Федеральным
конституционным законом «О Правительстве
Российской Федерации» от 17 декабря 1997
г., Положением о Министерстве юстиции
РФ, утвержденным Указом Президента РФ
от 2 августа 1999 г. № 954, и некоторыми другими нормативными правовыми
актами.
В соответствии с рекомендациями
Организации Объединенных Наций
в последние годы Минюсту России,
наряду с другими несудебными
государственными учреждениями (институт
Уполномоченного по правам человека
в РФ, Комиссия по правам человека при Президенте
РФ и др.), призванными защищать права человека,
уделяется повышенное внимание как на
международном, так и национальном уровне.
Руководство деятельностью
Минюста России осуществляет Президент
РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста России.
2.Органы Министерства юстиции
Российской федерации и их правововое
положение.
Структурно Минюст РФ
включает управления, отделы, другие структурные
подразделения , руководство которыми осуществляют
начальники, назначаемые министрами, а
наиболее крупные - заместители Министра
юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые
от должности Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства РФ. Легко
обнаруживается, что структурное построение
центрального аппарата Минюста России
обусловлено задачами и функциями, возложенными
на него на современном этапе.
Возглавляет его Министр
юстиции РФ, назначаемый на должность
и освобождаемый от должности
Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства РФ. Наделенный
значительными полномочиями, он на основе
единоначалия осуществляет общее руководство
деятельностью Минюста России и несет
персональную ответственность за выполнение
задач и функций, возложенных на Минюст
России. Министр юстиции вносит на рассмотрение
Президента РФ и Правительства РФ проекты
законодательных и иных нормативных актов
по вопросам, относящимся к компетенции
Минюста России, а также предложения по
реализации политики государства в сфере
юстиции, подписывает в установленном
порядке международные договоры РФ о правовой
помощи по гражданским, уголовным, семейным
делам, принимает решения о создании подразделений
специального назначения для выполнения
задач, стоящих перед органами и учреждениями
уголовно-исполнительной системы, присваивает
в установленном порядке классные чины
и специальные звания работникам органов
и учреждений юстиции, осуществляет иные
полномочия в соответствии с федеральными
законами и Положением о Минюсте России.
Министр имеет заместителей,
в качестве совещательного органа при
нем действует коллегия, куда помимо Министра
входят и его заместители, руководящие
работники системы Минюста России, а также
иные специалисты в сфере юстиции. Ее персональный
состав, кроме лиц, входящих в нее по должности,
утверждается Правительством РФ по представлению
Министра. Коллегия рассматривает наиболее
важные вопросы деятельности Минюста
России, которые реализуются приказами
и распоряжениями Министра.
Минюст России, его
территориальные органы, иные органы
и учреждения юстиции, а также
организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему
министерства (рис.2 Приложение 2). В субъектах РФ действуют
министерства республик, управления (отделы)
юстиции краев, областей и других субъектов
РФ, возглавляемые соответственно министрами
и начальниками управлений. По вопросам,
относящимся к ведению РФ, органы юстиции
подчиняются Минюсту России, по вопросам
совместного ведения РФ и ее субъектов
-- Минюсту России и органам исполнительной
власти субъектов РФ. Деятельность этих
органов носит в основном организационно-управленческий
характер. Органы юстиции субъектов РФ
обеспечивают нормотворческую деятельность
законодательных органов субъектов Федерации.
В соответствии с Федеральным законом
«О мировых судьях в Российской Федерации»
от 17 декабря 1998 г. материально-техническое
обеспечение их деятельности осуществляют
органы юстиции либо органы исполнительной
власти (частью которых они являются) соответствующего
субъекта РФ в порядке, установленном
законом соответствующего субъекта РФ.
В систему Министерства
юстиции входят учреждения и организации, в отношении
которых органы юстиции осуществляют
некоторые управленческие функции -- нотариат,
загсы, лаборатории судебных экспертиз.
При Минюсте России функционирует
Российская правовая академия, Российский
федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр
правовой информации (НЦПИ), в которых
работают более 150 докторов и кандидатов
наук, редакции некоторых юридических
журналов, газет.
В настоящее время
в органах юстиции сосредоточена
такая правоохранительная функция,
как обеспечение установленного порядка
деятельности судов, а также исполнения
уголовных наказаний, актов судебных и
других органов.
II Правовой статус территориальных
органов Министерства юстиции Российской
Федерации
1.Территориальные органы юстиции
и их функции
Конституция
России 1993 года установила единую систему
федеральной исполнительной власти,
предусматривающую возможность
создания своих территориальных
органов. С учетом новых задач
и полномочий Министерство юстиции,
казалось бы, должно было стать своеобразным эталоном для других
федеральных ведомств. Однако оно само
нуждалось в реформировании, развитии
механизма его взаимодействия со своими
территориальными органами в субъектах
РФ. В условиях становления Российской
Федерации как правового государства,
повышения эффективности органов государственной
власти и управления все более очевидной
становилась необходимость организационно-правовых
форм взаимосвязи федеральных органов
исполнительной власти с их территориальными
органами. На укрепление позиций Минюста
России в субъектах Федерации благотворно
повлияло становление и развитие аппаратов
полномочных представителей Президента
Российской Федерации во исполнение Указа
Президента РФ от 30 мая 2000 года.
Так, в 2000 году в соответствии
с президентским курсом на укрепление
вертикали власти Министерство юстиции
создало федеральные управления юстиции
во всех семи федеральных округах. Были
реформированы и территориальные органы
юстиции: они выведены из подчинения региональному
руководству. Тем самым укреплены принципы
единоначалия в системе Минюста. Однако
окончательно статус органов юстиции
должен быть закреплен в соответствующем
федеральном законе. В настоящее время
уже разработано 2 законопроекта.
Сегодня основным документом,
регулирующим деятельность территориальных
органов юстиции, является Положение,
утвержденное Министерством юстиции Российской
Федерации.
Окружным территориальным
органом Министерства юстиции РФ
является Федеральное управление Министерства
юстиции Российской Федерации по
федеральному округу (далее - Федеральное
управление).
Основными организационно-контрольными
задачами Федерального управления (в
соответствии с Положением о Федеральном
управлении Министерства юстиции Российской
Федерации по федеральному округу,
утвержденным Приказом Министерства юстиции
Российской Федерации № 235 «Об утверждении
Положения о Федеральном управлении Министерства
юстиции Российской Федерации по федеральному
округу» от 3 августа 2001 г.) являются:
1) обеспечение реализации
Министерством юстиции Российской
Федерации в федеральном округе
государственной политики в сфере юстиции;
2) организация и осуществление
контроля за соответствием федеральному
законодательству актов органов
государственной власти субъектов
РФ в федеральном округе;
3) организация и осуществление
контроля в федеральном округе за состоянием
работы по выполнению задач, возложенных
на территориальные органы Министерства
юстиции Российской Федерации и учреждения
юстиции, не входящие в уголовно-исполнительную
систему, а также за исполнением уголовно-исполнительного
законодательства в органах и учреждениях
уголовно-исполнительной системы Министерства
юстиции Российской Федерации;
4) координация деятельности
территориальных органов Министерства
юстиции Российской Федерации
и учреждений юстиции, осуществляющих
деятельность в субъектах РФ, входящих
в федеральный округ.
При этом Федеральное управление
действует в соответствии с возложенными
на него задачами:
- организует работу
и осуществляет контроль за
проведением юридической экспертизы
нормативных правовых актов субъектов
РФ на предмет их соответствия Конституции
РФ и федеральным законам, вносит при необходимости
предложения полномочному представителю
Президента РФ в федеральном округе и
в Министерство юстиции Российской Федерации;
- организует работу
по созданию и ведению баз данных правовой
информации в сфере юстиции, в том числе
по созданию и ведению федерального регистра
нормативных правовых актов субъектов
РФ, а также осуществляет контроль за государственным
учетом и ведением контрольных экземпляров
нормативных правовых актов субъектов
РФ, входящих в федеральный округ;
- организует контроль
за исполнением федеральных законов,
указов и распоряжений Президента
РФ, постановлений и распоряжений
Правительства РФ, а также за
реализацией федеральных программ
по вопросам, отнесенным к ведению Министерства
юстиции Российской Федерации;
- организует и осуществляет
контроль за выполнением соглашений
между Министерством юстиции
Российской Федерации и органами
исполнительной власти субъектов
РФ о взаимодействии в сфере
юстиции;
- осуществляет государственную
регистрацию и ведет государственный
реестр межрегиональных общественных
объединений, постоянно действующие
руководящие органы которых находятся
на территории субъектов РФ, входящих
в федеральный округ, а также
взаимодействует с территориальными органами
Министерства, юстиции Российской Федерации
при осуществлении контроля за соответствием
их деятельности уставным целям;
- контролирует деятельность
территориальных органов Минюста
России, действующих в пределах
федерального Округа, по регистрации общественных
и религиозных объединений, осуществляет
контроль за соответствием их деятельности
уставным целям;
- при содействии Центральной лаборатории
судебных экспертиз по федеральному округу
организует контроль за деятельностью
региональных лабораторий судебных экспертиз,
их взаимодействием с территориальными
органами Министерства юстиции Российской
Федерации, действующими на территории
федерального округа;
- организует
взаимодействие по вопросам информационно-аналитического
обеспечения деятельности с территориальными
органами Министерства юстиции
Российской Федерации, иными органами
и учреждениями юстиции, действующими
на территории федерального округа,
а также информирование Министерства
юстиции Российской Федерации в определенном
им порядке и объеме;
- участвует
в осуществлении контроля за
финансово-экономической деятельностью
территориальных органов Министерства
юстиции Российской Федерации, действующих
в пределах федерального округа, вносит
предложения о проведении ревизии бухгалтерского
учёта и отчетности в этих органах, принимает
участие в проверках, проводимых Контрольно-ревизионным
управлением Министерства юстиции Российской
Федерации;
- рассматривает
жалобы, заявления граждан и организаций,
связанные с работой территориальных
органов Министерства юстиции
Российской Федерации, иных органов
и учреждений юстиции, в том
числе учреждений уголовно-исполнительной
системы в части исполнения ими законодательства
в отношении подозреваемых, обвиняемых
и осужденных, находящихся под стражей;
- осуществляет
контроль за исполнением уголовно-исполнительного
законодательства в учреждениях
уголовно-исполнительной системы
в федеральном округе в пределах, установленных
Министром юстиции Российской Федерации;
- осуществляет
другие функции в соответствии
с нормативными правовыми актами
Министерства юстиции Российской
Федерации.
2.Задачи территориальных органов Министерства
юстиции Российской Федерации.