Правовой статус территориальных органов Министерства юстиции в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить правовой статус территориальных органов Министерства юстиции в Российской Федерации . Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
- раскрыть правовое положение и организацию Министерства юстиции РФ и его органов;
- рассмотрены территориальные органы юстиции: их задачи и функции;

Файлы: 1 файл

юстиция вика.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Перед территориальными органами Минюста России в субъектах  Федерации ставятся задачи по реализации государственной политики в сфере  юстиции, обеспечению прав и законных интересов личности и государства, обеспечению установленного порядка  деятельности судов и исполнения актов судебных и других органов.

В рамках деятельности по обеспечению конституционной  законности и единства правового  пространства в Российской Федерации  они участвуют в установленном  порядке в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляют контроль за законностью издаваемых органами государственной власти субъекта РФ правовых актов нормативного характера; ведут федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта РФ; проводят юридическую экспертизу законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Одна из задач, решаемых сегодня органами юстиции -- способствовать формированию подлинной  многопартийности, организационному становлению  партий при соблюдении действующего законодательства. Это особенно важно в связи с принятием Федерального закона «О политических партиях». Территориальными органами юстиции в субъектах Федерации осуществляется необходимая организационная работа по государственной регистрации создаваемых в соответствии с вышеназванным федеральным законом структурных подразделений политических партий, а также контролю за соблюдением ими законодательства Российской Федерации и соответствием деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным их уставом.

Осуществляя регистрацию общественных объединений  и контроль за соответствием их деятельности уставным целям, органы юстиции реализуют, прежде всего, ст. 13 Конституции и  ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» о запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Территориальными органами юстиции проводится регистрация региональных и местных общественных объединений, деятельность которых осуществляется в пределах территории субъекта РФ, контролируется соответствие их деятельности уставным целям; осуществляется регистрация религиозных объединений и их представительств, контролируется соблюдение религиозными объединениями уставов относительно целей и порядка их деятельности; ведется государственный реестр зарегистрированных общественных и религиозных объединений.

При осуществлении  правового контроля за деятельностью  учреждений юстиции по регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним органы юстиции анализируют  работу учреждений, подготавливают предложения  по совершенствованию их деятельности, ведут работу с жалобами граждан и юридических лиц на нарушение их законных прав и интересов при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае выявления нарушений работниками учреждения юстиции и его филиалов законодательства Российской Федерации они направляют материалы по фактам нарушений в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

В рамках взаимодействия с нотариатом территориальными органами юстиции субъектов РФ осуществляется выдача лицензий на право нотариальной деятельности; наделение нотариуса полномочиями; контроль исполнения профессиональных обязанностей и правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах; назначение на должность стажера и помощника нотариуса в государственных нотариальных конторах; увольнение нотариусов, помощников нотариусов и стажеров, работающих в государственных нотариальных конторах, применение к ним поощрений и дисциплинарных взысканий. Совместно с нотариальной палатой субъекта РФ определяется количество нотариусов в нотариальном округе; производится учреждение и ликвидация должностей нотариусов; изменение территории деятельности нотариуса; осуществляется контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства частнопрактикующими нотариусами; образуется квалификационная комиссия по приему экзаменов у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью; осуществляются другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.

Взаимодействие с адвокатурой осуществляется при регистрации коллегий адвокатов, согласовании места нахождения юридических консультаций. Органами юстиции также контролируется соблюдение коллегиями адвокатов и их членами требований законодательства об адвокатуре, в том числе по оказанию бесплатной юридической помощи и юридической помощи по назначению органов следствия, прокуратуры и суда. В связи с чем президиумы коллегий предоставляют органам юстиции отчеты о работе коллегий адвокатов.

Кроме того, сотрудники органов юстиции участвуют в повышении квалификации адвокатов.

По поручению  Министерства юстиции Российской Федерации  в установленном порядке территориальные  органы юстиции в субъектах Федерации  принимают участие в лицензировании образовательной деятельности учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования по программам подготовки и повышения квалификации кадров.

Также ведется  работа по проставлению апостиля на официальных  документах, предназначенных для  использования за границей. Большое внимание уделяется правовому просвещению граждан, в том числе с использованием средств массовой информации. Осуществляется рассмотрение жалоб и заявлений граждан и юридических лиц, связанных с работой территориальных органов и учреждений юстиции.

Заключение

На основе изложенного в работе материала  можно сделать следующие выводы.

1. Территориальные органы  Минюста России являются одним  из ключевых звеньев системы  исполнительных органов власти, способствующих усилению ее в  регионах, а также реализации  принципа конституционной законности, выполняющих функции большого политического и экономического значения.

2. В данный момент  параллельно функционируют, помимо  управления Министерства юстиции  в каждом субъекте, также учреждения  по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, управление исполнения наказаний, ЗАГСы, бюро судебных экспертиз, органы нотариата и адвокатуры. При этом управление Министерство юстиции по соответствующему субъекту по отношению к ним либо не наделено никакими полномочиями, либо эти полномочия носят иллюзорный характер. Это связано с тем, что до сих пор не принят федеральный закон, регулирующий деятельность Министерства юстиции и его территориальных органов. В нем обязательно надо будет закрепить статус территориального органа Министерства юстиции и прописать полномочия, вытекающие из сотрудничества подразделений, входящимих в его состав. По мнению автора, это позволит более эффективно контролировать исполнение возложенных на территориальный орган Министерства юстиции задач и будет способствовать сохранению единого правового пространства страны.

3. Введение института  полномочных представителей Президента  Российской Федерации, конечно  же, взяло на себя функции контроля  над всеми органами и учреждениями  Министерства юстиции в соответствующем федеральном округе. Целью введения данного института было укрепление вертикали власти. Территориальные органы юстиции были выведены из-под контроля регионального руководства.

4. Процесс нормотворчества  органов местного самоуправления  не контролируем. В связи с этим наделение территориальных органов юстиции функциями по проведению юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и по включению их в Федеральный регистр было бы вполне логичным и способствовало бы разрешению данной проблемы.

5. Для закрепления  кадров и повышения результативности  работы необходимо повышение  заработной платы, обеспечение  сотрудников санаторно-курортными  путевками, улучшение жилищных  условий работников Минюста России, предоставление льгот, которыми  пользуются работники других правоохранительных органов. Увеличение штатной численности, снижение нагрузки до разумных пределов и выработка научно обоснованных норм нагрузки на судебных приставов-исполнителей являются необходимым условием обеспечения эффективной работы территориальных органов Минюста России. Существующая практика создания новых структурных подразделений «за счет имеющийся численности» фактически сокращает число сотрудников, непосредственно исполняющих функции органа юстиции и службы судебных приставов.

 

 

 

Список  использованной литературы

Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности".

Федеральный закон  «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 17 июня 1997г. №122-ФЗ.

Федеральный закон  «О судебных приставах».

Федеральный закон  «Об исполнительном производстве».

Положение о  Министерстве Юстиции Российской Федерации.

Указ Президента РФ «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 28 июля 1998г. №904 // СЗ РФ. 1998. №30. Ст.3613.

Бобров В.К. Органы юстиции Российской Федерации сегодня // Законность. - 2002. - №10. - С.33-36.

Кондрашов Б.П. Служба судебных приставов: история  и современность // Журнал российского права. - 2003. - №2. - С.14-19.

Кононов О.В., Кокарев  Ю.Г. Правоохранительные органы. - М.: Юристь, 2003. - 345с.

Лукичев Ю.А., Вахмистрова  С.И. Правоохранительные органы. - Спб.: Питер, 2003. - 548с.

Министерство  юстиции готово решать новые задачи. На вопросы редакции отвечает П.В. Крашенников // Журнал российского права. - 2003. - №12. - С.14-18.

Органы и  учреждения юстиции /Серия «Учебники  и учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608с.

Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - М.: БЕК, 2001. - 432с.

Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. - М.: Юристь, 2002. - 509с.

ЧувилевА.А. Правоохранительные органы. - М.: НОРМА, 2002. - 647с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Правовой статус территориальных органов Министерства юстиции в Российской Федерации