Перед территориальными
органами Минюста России в субъектах
Федерации ставятся задачи по реализации
государственной политики в сфере
юстиции, обеспечению прав и законных
интересов личности и государства,
обеспечению установленного порядка
деятельности судов и исполнения
актов судебных и других органов.
В рамках деятельности
по обеспечению конституционной
законности и единства правового
пространства в Российской Федерации
они участвуют в установленном
порядке в нормотворческой деятельности
органов государственной власти
субъекта Российской Федерации, осуществляют
контроль за законностью издаваемых органами
государственной власти субъекта РФ правовых
актов нормативного характера; ведут федеральный
регистр нормативных правовых актов субъекта
РФ; проводят юридическую экспертизу законов
и иных нормативных правовых актов субъекта
Российской Федерации.
Одна из задач,
решаемых сегодня органами юстиции
-- способствовать формированию подлинной
многопартийности, организационному становлению
партий при соблюдении действующего законодательства.
Это особенно важно в связи с принятием
Федерального закона «О политических
партиях». Территориальными органами
юстиции в субъектах Федерации осуществляется
необходимая организационная работа по
государственной регистрации создаваемых
в соответствии с вышеназванным федеральным
законом структурных подразделений политических
партий, а также контролю за соблюдением
ими законодательства Российской Федерации
и соответствием деятельности положениям,
целям и задачам, предусмотренным их уставом.
Осуществляя
регистрацию общественных объединений
и контроль за соответствием их деятельности
уставным целям, органы юстиции реализуют,
прежде всего, ст. 13 Конституции и
ст. 16 Федерального закона «Об общественных
объединениях» о запрете на создание и деятельность
общественных объединений, цели которых
направлены на насильственное изменение
основ конституционного строя Российской
Федерации, подрыв безопасности государства,
создание вооруженных формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной и религиозной
розни. Территориальными органами юстиции
проводится регистрация региональных
и местных общественных объединений, деятельность
которых осуществляется в пределах территории
субъекта РФ, контролируется соответствие
их деятельности уставным целям; осуществляется
регистрация религиозных объединений
и их представительств, контролируется
соблюдение религиозными объединениями
уставов относительно целей и порядка
их деятельности; ведется государственный
реестр зарегистрированных общественных
и религиозных объединений.
При осуществлении
правового контроля за деятельностью
учреждений юстиции по регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним органы юстиции анализируют
работу учреждений, подготавливают предложения
по совершенствованию их деятельности, ведут работу
с жалобами граждан и юридических лиц
на нарушение их законных прав и интересов
при регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним. В случае выявления нарушений
работниками учреждения юстиции и его
филиалов законодательства Российской
Федерации они направляют материалы по
фактам нарушений в правоохранительные
органы для принятия соответствующих
мер.
В рамках взаимодействия
с нотариатом территориальными органами
юстиции субъектов РФ осуществляется выдача
лицензий на право нотариальной деятельности;
наделение нотариуса полномочиями; контроль
исполнения профессиональных обязанностей
и правил нотариального делопроизводства
нотариусами, работающими в государственных
нотариальных конторах; назначение на
должность стажера и помощника нотариуса
в государственных нотариальных конторах;
увольнение нотариусов, помощников нотариусов
и стажеров, работающих в государственных
нотариальных конторах, применение к ним
поощрений и дисциплинарных взысканий.
Совместно с нотариальной палатой субъекта
РФ определяется количество нотариусов
в нотариальном округе; производится учреждение
и ликвидация должностей нотариусов; изменение
территории деятельности нотариуса; осуществляется
контроль за исполнением правил нотариального
делопроизводства частнопрактикующими
нотариусами; образуется квалификационная
комиссия по приему экзаменов у лиц, желающих
заниматься нотариальной деятельностью;
осуществляются другие полномочия, предусмотренные
Основами законодательства Российской
Федерации о нотариате.
Взаимодействие с адвокатурой осуществляется
при регистрации коллегий адвокатов, согласовании
места нахождения юридических консультаций.
Органами юстиции также контролируется
соблюдение коллегиями адвокатов и их
членами требований законодательства
об адвокатуре, в том числе по оказанию
бесплатной юридической помощи и юридической
помощи по назначению органов следствия,
прокуратуры и суда. В связи с чем президиумы
коллегий предоставляют органам юстиции
отчеты о работе коллегий адвокатов.
Кроме того, сотрудники
органов юстиции участвуют в повышении
квалификации адвокатов.
По поручению
Министерства юстиции Российской Федерации
в установленном порядке территориальные
органы юстиции в субъектах Федерации
принимают участие в лицензировании
образовательной деятельности учреждений среднего, высшего и
послевузовского профессионального образования
по программам подготовки и повышения
квалификации кадров.
Также ведется
работа по проставлению апостиля на официальных
документах, предназначенных для
использования за границей. Большое внимание уделяется правовому
просвещению граждан, в том числе с использованием
средств массовой информации. Осуществляется
рассмотрение жалоб и заявлений граждан
и юридических лиц, связанных с работой
территориальных органов и учреждений
юстиции.
Заключение
На основе
изложенного в работе материала
можно сделать следующие выводы.
1. Территориальные органы
Минюста России являются одним
из ключевых звеньев системы
исполнительных органов власти,
способствующих усилению ее в
регионах, а также реализации
принципа конституционной законности, выполняющих
функции большого политического и экономического
значения.
2. В данный момент
параллельно функционируют, помимо
управления Министерства юстиции
в каждом субъекте, также учреждения
по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, управление
исполнения наказаний, ЗАГСы, бюро судебных
экспертиз, органы нотариата и адвокатуры.
При этом управление Министерство юстиции
по соответствующему субъекту по отношению
к ним либо не наделено никакими полномочиями,
либо эти полномочия носят иллюзорный
характер. Это связано с тем, что до сих
пор не принят федеральный закон, регулирующий
деятельность Министерства юстиции и
его территориальных органов. В нем обязательно
надо будет закрепить статус территориального
органа Министерства юстиции и прописать
полномочия, вытекающие из сотрудничества
подразделений, входящимих в его состав.
По мнению автора, это позволит более эффективно
контролировать исполнение возложенных
на территориальный орган Министерства
юстиции задач и будет способствовать
сохранению единого правового пространства
страны.
3. Введение института
полномочных представителей Президента
Российской Федерации, конечно
же, взяло на себя функции контроля
над всеми органами и учреждениями
Министерства юстиции в соответствующем федеральном округе. Целью введения
данного института было укрепление вертикали
власти. Территориальные органы юстиции
были выведены из-под контроля регионального
руководства.
4. Процесс нормотворчества
органов местного самоуправления
не контролируем. В связи с этим наделение территориальных
органов юстиции функциями по проведению
юридической экспертизы муниципальных
нормативных правовых актов и по включению
их в Федеральный регистр было бы вполне
логичным и способствовало бы разрешению
данной проблемы.
5. Для закрепления
кадров и повышения результативности
работы необходимо повышение
заработной платы, обеспечение
сотрудников санаторно-курортными
путевками, улучшение жилищных
условий работников Минюста России,
предоставление льгот, которыми
пользуются работники других правоохранительных
органов. Увеличение штатной численности,
снижение нагрузки до разумных пределов
и выработка научно обоснованных норм
нагрузки на судебных приставов-исполнителей
являются необходимым условием обеспечения
эффективной работы территориальных органов
Минюста России. Существующая практика
создания новых структурных подразделений
«за счет имеющийся численности» фактически
сокращает число сотрудников, непосредственно
исполняющих функции органа юстиции и
службы судебных приставов.
Список
использованной литературы
Конституция РФ.
Принята всенародным голосованием
12 декабря 1993г.
Федеральный закон
"Об оперативно-розыскной деятельности".
Федеральный закон
«О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним» от 17 июня 1997г. №122-ФЗ.
Федеральный закон
«О судебных приставах».
Федеральный закон
«Об исполнительном производстве».
Положение о
Министерстве Юстиции Российской Федерации.
Указ Президента
РФ «О передаче уголовно-исполнительной
системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»
от 28 июля 1998г. №904 // СЗ РФ. 1998. №30. Ст.3613.
Бобров В.К. Органы
юстиции Российской Федерации сегодня
// Законность. - 2002. - №10. - С.33-36.
Кондрашов Б.П.
Служба судебных приставов: история
и современность // Журнал российского права. - 2003.
- №2. - С.14-19.
Кононов О.В., Кокарев
Ю.Г. Правоохранительные органы. - М.: Юристь,
2003. - 345с.
Лукичев Ю.А., Вахмистрова
С.И. Правоохранительные органы. - Спб.:
Питер, 2003. - 548с.
Министерство
юстиции готово решать новые задачи. На вопросы редакции
отвечает П.В. Крашенников // Журнал российского
права. - 2003. - №12. - С.14-18.
Органы и
учреждения юстиции /Серия «Учебники
и учебные пособия». - Ростов н/Д:
Феникс, 2002. - 608с.
Рыжаков А.П. Правоохранительные
органы: Учебник для вузов. - М.: БЕК, 2001.
- 432с.
Савюк Л.К. Правоохранительные
органы: Учебник. - М.: Юристь, 2002. - 509с.
ЧувилевА.А. Правоохранительные
органы. - М.: НОРМА, 2002. - 647с.