Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:50, реферат
В России уже сложилась определенная практика государственно-частного партнерства1. Проекты реализуют главным образом на региональном уровне. Во-первых, это связано с перераспределением финансовых потоков в пользу этих более глубоких звеньев общественной структуры. А во-вторых, подобная децентрализация области действия партнерских отношений способствует расширению круга лиц и организаций, прямо заинтересованных в разработке и реализаций соответствующих программ.
Введение 3
1. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в современной Российской Федерации 4
2. Деятельность в рамках государственно-частного партнерства в современной РФ 5
Заключение 10
Список использованных источников и литературы 12
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая
Школа Экономики»
Факультет государственного и муниципального образования
Кафедра
местного самоуправления
РЕФЕРАТ
по дисциплине Теория государства и права
на тему:
Правовые формы
государственного
и частного партнерства
г.
Москва, 2011 г.
Содержание
Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре пристального внимания любого современного демократического правового государства, а в последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. В первую очередь, это проявляется в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование. Предприятия в этих сферах имеют стратегическое значение и в большинстве случаев не могут быть приватизированы, но, с другой стороны, государство не всегда обладает достаточным объемом средств, необходимых для их поддержки и развития. В этом случае применяется такая форма взаимодействия власти и бизнеса как государственно-частное партнерство. Особенную актуальность тема государственно-частного партнерства приобрела в условиях мирового финансового кризиса, в связи с которым многие отрасли российской экономики почувствовали потребность в государственной поддержке.
В России уже сложилась определенная практика государственно-частного партнерства1. Проекты реализуют главным образом на региональном уровне. Во-первых, это связано с перераспределением финансовых потоков в пользу этих более глубоких звеньев общественной структуры. А во-вторых, подобная децентрализация области действия партнерских отношений способствует расширению круга лиц и организаций, прямо заинтересованных в разработке и реализаций соответствующих программ. Важное значение проекты государственно-частного партнерства имеют и на уровне местного самоуправления: основная проблема, с которой при этом сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому на уровне местного самоуправления привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач стало обычной практикой.
Таким образом, исходя из обозначенной актуальности, целью настоящего исследования является выявить правовые формы государственно-частного партнерства. Поставленная цель обусловила необходимость решения таких задач, как выделить понятие государственно-частного партнерства, провести анализ правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.
Обозначенная
цель определила объектом исследования
государственно-частное
В
связи с отсутствием единого
понятия государственно-
Вопросами государственно-частного партнерства занимались такие исследователи, как О.С. Белокрылова, В.Г. Варнавский, Л.И. Ефимова, В.А. Михеев и др.
В отличие от достаточно большого количества зарубежных государств, в России государственно-частное партнерство все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов, хотя результаты такого партнерства уже можно наблюдать, т.к. данный вид деятельности имеет свои начала в российской практике2. В целом, государственно-частное партнерство можно определить как объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).
В органах государственной власти субъектов РФ создаются структурные подразделения по вопросам ГЧП, при министерствах, Государственной Думе созданы экспертные советы по ГЧП, реализуются проекты с применением институтов ГЧП. В настоящее время среди основных федеральных нормативных правовых актов, тем или иным образом регулирующих отношения, возникающие в сфере ГЧП можно указать определенные виды договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ; федеральные законы в сфере регулирования отдельных вопросов государственно-частного партнерства; Постановления Правительства РФ в сфере реализации материальных норм законодательства как высшего органа исполнительной власти.
При этом единый нормативный акт, который бы регулировал данную сферу деятельности, отсутствует.
Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время отсутствует специальный федеральный закон о ГЧП, существует довольно широкий спектр юридических конструкций, который позволяет осуществлять такое партнерство. Перечень правовых форм ГЧП должен быть предусмотрен законом, но в рамках частного права придерживаться диспозитивного метода правового регулирования, при этом сотрудничая с императивами публично-правовой сферы. К основным правовым формам ГЧП в Российской Федерации относятся:
1. Концессионные соглашения. Согласно российскому законодательству, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности3. Для концессионных договоров в зарубежных странах характерно наличие многих схем – BOT, BOOТ, ROT, BTO, BOMT, BOO и прочих. Нередко они переплетаются между собой, создавая новые виды концессий. В Москве накоплен значительный опыт проектов в сфере ЖКХ в рамках модели «ВООТ» (строительство, владение, управление, передача) на базе инвестиционных договоров (расширение очистных сооружений города Зеленограда (1998 г.), строительства Юго-Западной водопроводной станции (2003 г.) и др.). Необходимо при этом учитывать, что схемы ГЧП предложенные в региональном законодательстве, не являются концессионными в смысле Закона о концессионных соглашениях и предлагает более гибкий механизм.
2.
Соглашение о разделе
3.
Договор аренды с
4. Договор доверительного управления является перспективной правовой формой осуществления ГЧП. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя)5.
5.
Государственный или
Договоров в сфере ГЧП обладают определенными особенностями:
-
особый субъектный состав: одной
из сторон договора выступает
частный предприниматель,
-
объект соглашения, который находится
в сфере непосредственного
-
при заключении соглашений
-
для государства важно
- соглашения в сфере ГЧП носят возмездный характер: сторона такого договора должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей9.
-
договоры в сфере ГЧП являются
долгосрочными, поэтому срок
Корпоративные формы ГЧП предполагают создание юридического лица или совместного предприятия. Корпоративная форма осуществления ГЧП является неоднозначным инструментом. Он редко используется в качестве единственного механизма, то есть без заключения контракта, не является особенно экономически целесообразным и находит применение лишь в некоторых секторах экономики, например, в секторе коммунального хозяйства. В силу сложившихся традиций в качестве самостоятельной данная форма используется во Франции и в Германии. Данная форма эффективна при осуществлении проектов локального характера местными органами власти и редко используется на общегосударственном уровне в крупных проектах. Кроме того, она может быть использована в странах с неразвитой системой законодательства о ГЧП в начале разработки концепции как наиболее простой механизм, не требующий специального законодательного регулирования. Так в странах Латинской Америки форма совместных предприятий применяется чаще, чем контрактная форма. Именно с этой формы планирует начать внедрение ГЧП Правительство Мальдив. Большинство отечественных исследователей не признают корпоративную форму перспективной в нашей стране, однако при этом в России накоплен значительный опыт проектов ГЧП в указанной правовой форме10.
Информация о работе Правовые формы государственного и частного партнерства