Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 16:22, курсовая работа
Административное право в целом может быть охарактеризовано как своеобразная комплексная по своему составу и структуре отрасль российского права. Объектами его правового регулирования являются гражданин, его административно-правовой статус, административно-правовая сторона общественных объединений и органы исполнительной власти, большая часть правонарушений и ответственность за их совершение, акты исполнительной власти и ряд других явлений и феноменов, среди которых – такое сложное многоплановое явление, социально-правовой институт, как государственная служба
Введение.........................................................................................................
1. Понятие государственной службы в Российской Федерации...............
2. Виды государственной службы в Российской Федерации....................
3. Принципы государственной службы в Российской Федерации...........
Заключение.....................................................................................................
Список использованной литературы......
Функции государственной службы РФ нормативно не определены. Очевидно, что функции государственной службы в целом взаимосвязаны с функциями государства. Такая взаимосвязь объясняется самой деятельностью государственных служащих, призванной реально осуществлять функции государства.3
В настоящее время государственная служба законодательно определена Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
1) Российской Федерации;
2) федеральных
органов государственной
3) субъектов Российской Федерации;
4) органов
государственной власти
5) лиц, замещающих
должности, устанавливаемые Конституцией
Российской Федерации, федеральными
законами для
6) лиц, замещающих
должности, устанавливаемые конституциями,
уставами, законами субъектов Российской
Федерации для
В данном Законе установлены виды государственной службы, из которых складывается ее система, основные принципы функционирования и деятельности государственной службы, основы системы управления ею. Федеральный закон о системе государственной службы по ряду вопросов содержит нормы, именуемые юристами бланкетными, т.е. отсылающие либо к другим федеральным законам - о видах государственной службы, либо к иным нормативным правовым актам. В связи с этим рассматриваемый Закон можно отнести к числу рамочных, т.е. таких, на основе которых принимаются акты, детально регламентирующие определенный вид общественных отношений. Практика "рамочных" законов довольно распространена в мировой практике.7
Помимо федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» нормативными правовыми актами, регулирующими государственную службу, являются следующие:
Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. (в ред. от 12.01.2008г.) № 32 был утвержден Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами9.
Перечисленные в Сводном перечне лица (см. приложение №1) замещают государственную должность Российской Федерации, осуществляют общегосударственные функции и не являются государственными служащими. На них в соответствии с их компетенцией возлагается ответственность за надлежащую реализацию функций государства, нормальное функционирование государственного аппарата. Обеспечение выполнения ими своих конституционных полномочий осуществляется подчиненными им аппаратами, в которых проходят государственную службу лица, замещающие соответствующие государственные должности государственной службы, то есть государственные служащие.
В субъектах РФ также имеются лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, и лица – государственные служащие субъекта РФ, обеспечивающие исполнение их полномочий, то есть их обслуживающих. Например, Закон Краснодарского Края от 12 марта 2007 года N 1201-КЗ (в ред. 2013г.) "О государственных должностях Краснодарского края" устанавливает государственные должности для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Краснодарского края (в н.в. 22 государственные должности).10
Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что «деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется». Государственные служащие имеют собственный правовой статус – установленное и гарантированное государством правовое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности государственной службы. Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Правовой статус государственных служащих регулируется многими федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами.11
В системе государственной службы РФ складываются разные правовые статусы государственных служащих: общий, особенный, специальный и индивидуальный.
Общий правовой статус государственного служащего установлен Конституцией России, федеральными законами.
Особенный правовой статус государственного служащего отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах государственной службы (гражданской, военной или правоохранительной).
Специальный правовой статус государственного служащего определяется правовым положением государственного органа, его специализацией. Специальный правовой статус государственного служащего – носит профессиональный характер. Специальный правовой статус – это статус, специально предоставленный государственному служащему для выполнения задач и функций, возложенных на государственный орган в соответствии с легитимно утвержденным положением о нем.
Индивидуальный правовой статус государственного служащего определяется должностным регламентом по занимаемой должности государственной службы. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса государственного служащего.
Таким образом, важнейшим документом, на положениях которого основывается деятельность любого государственного служащего является должностной регламент по занимаемой должности государственной службы. В нем должны содержаться требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую государственную должность. Следует также отметить, что согласно ч. 4 ст. 32 Конституции России граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Общие условия равенства доступа к государственной службе означают равное право всех граждан России на занятие любой должности в системе государственной службы нашей страны в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. В РФ не допускается установление для граждан при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений, помимо не определенных федеральным законом. Одним из условий приема на государственную гражданскую или правоохранительную службу является наличие у лица, претендующего на замещение должности в системе государственной службы нашей страны гражданства РФ.12
Истинным предназначением государственной службы является не только и не столько обеспечение исполнения полномочий государственных органов, сколько исполнение их (этих полномочий) таким образом, чтобы в полном объеме осуществлялись сущность и социальное назначение государства, призванного обслуживать потребности и интересы своих граждан13.
Таким образом, как представляется, можно говорить о том, что государственная служба – это профессиональная деятельность государственных служащих (личного состава государственного органа) по обеспечению реализации целей и функций государственных органов посредством исполнения должностного регламента.
Информация о работе Правовые основы государственной службы в Российской Федерации