В соответствии
с Федеральным законом
"О системе государственной службы
Российской Федерации", государственная гражданская
служба субъекта РФ является профессиональной
служебной деятельностью граждан на должностях
государственной гражданской службы субъекта
РФ по обеспечению исполнения полномочий
субъекта РФ, а также полномочий государственных
органов субъекта РФ и лиц, замещающих
государственные должности субъекта РФ.
В соответствии с Федеральным
законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О
государственной гражданской службе
Российской Федерации" правовое
регулирование государственной
гражданской службы субъектов
РФ отнесено к совместному
ведению РФ и ее субъектов,
причем на федеральном уровне
сконцентрированы все ключевые
основы поступления на гражданскую
службу, прохождения службы, правового
статуса служащего, классификации
должностей гражданской службы. К ведению
субъектов РФ отнесен только ряд конкретных
полномочий, в том числе и по организации
региональной гражданской службы. Фактически
упомянутый закон является актом прямого
действия и, реализую принцип системности
государственной службы, устанавливает
единые правила для федеральных гражданских
служащих и гражданских служащих регионов.23
Как правило, законы субъектов РФ о государственной
(также и о муниципальной) службе соответствующих
субъектов РФ фиксируют следующие важнейшие
блоки государственно-служебных вопросов
и отношений: определение содержания и
основных элементов государственной службы
субъектов РФ; перечисление и конкретизация
установленных федеральным законодательством
о государственной службе принципов государственной
службы субъектов РФ; рангирование государственных
должностей в субъекте РФ с учетом соответствующих
положений «рамочного» федерального закона
о системе государственной службы; разработка
и утверждение квалификационных требований
по должностям, замещаемым государственными
гражданскими служащими субъектов РФ;
уточнение перечня прав и
обязанностей государственных
гражданских служащих субъектов РФ; установление
оснований и видов поощрения государственных
служащих субъектов РФ; детализация определенных
федеральным законодательством порядка,
условий и мер дисциплинарной ответственности
государственных служащих; конкретизация
установленных федеральным законодательством
ограничений для государственного служащего;
определение содержания государственной
тайны субъекта РФ; усиление и уточнение
гарантий для государственных служащих,
установленных федеральным законодательством;
закрепление порядка назначения и размеров
денежного содержания государственных
служащих субъектов РФ на основе норм
федерального законодательства; дополнение
федерального перечня компенсационных
выплат и пособий государственным служащим;
установление условий предоставления
и продолжительности дополнительных отпусков
и отпусков без сохранения денежного содержания;
определение процедуры поступления на
государственную службу; установление
порядка проведения государственных квалификационных
экзаменов, испытаний, конкурсов на замещение
вакантной должности, а также аттестаций
государственных служащих; детализация
правового механизма прекращения государственно-служебных
отношений; определение условий и процедуры
прекращения государственной службы.
Таким образом, государственная
гражданская служба в субъектах РФ должна
регулироваться федеральными законами,
а также законами субъектов РФ о государственной
службе субъектов Федерации24.
3. Принципы государственной службы в Российской
Федерации
Наиболее важные аспекты государственной
службы отражаются в ее принципах. Государственная
служба Российской Федерации основывается
как на общих принципах организации и
деятельности государственного аппарата,
закрепленных в Конституции Российской
Федерации либо вытекающие из нее, так
и на специальных принципах, которые сформулированы
в ст. 3 Федерального закона «О системе
государственной службы Российской Федерации».
Все эти принципы органически взаимосвязаны
и отражают содержание и формы осуществления
государственной службы. Эти принципы
являются основополагающими для всех
законодательных и иных нормативных правовых
актов, образующих в своей совокупности
институт государственной службы, поэтому
они должны учитываться законодателем
при принятии новых, отмене или изменении
действующих законодательных актов о
государственной службе.
Учитывая значение правовых принципов,
можно сказать, что качество законов
и эффективность правового регулирования
во многом зависят от того,
как в них сформулированы и
раскрыты такие принципы. В демократическом
правовом государстве правовые
принципы формулируются учеными
на основе достижений правовой
мысли за всю историю цивилизации,
отечественных достижений, а также
с учетом специфических объективных
закономерностей развития общества.25
Принципы государственной
службы — это основополагающие идеи,
установления, выражающие объективные
закономерности и определяющие научно
обоснованные направления реализации
компетенции, задач и функций государственных
органов, полномочий государственных
служащих, действующие в системе государственной
власти и, в частности, в системе государственной
службы.26
Основными принципами построения и функционирования системы
государственной службы являются:
- федерализм,
обеспечивающий единство системы государственной
службы и соблюдение конституционного
разграничения предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации (ст. 10
Конституции России, ст. 71, 72, 73 Конституции
России);
- законность
(ст. 15 Конституции России);
- приоритет
прав и свобод человека и гражданина, их
непосредственное действие, обязательность
их признания, соблюдения и защиты (ст.
2, 6, 18 Конституции России);
- равный доступ
граждан к государственной службе (п. 4
ст. 32 Конституции России);
- единство правовых
и организационных основ государственной
службы, предполагающее законодательное
закрепление единого подхода к организации
государственной службы (п. т. ст. 71 Конституции
России);
- взаимосвязь
государственной службы и муниципальной
службы (ст. 10–11, ст. 12, ст. 130–133 Конституции
России);
- открытость
государственной службы и ее доступность
общественному контролю, объективное
информирование общества о деятельности
государственных служащих (ст. 24, 29 Конституции
России);
- профессионализм
и компетентность государственных служащих;
- защита государственных
служащих от неправомерного вмешательства
в их профессиональную служебную деятельность
как государственных органов и должностных
лиц, так и физических и юридических лиц.
Реализация принципов построения и функционирования
системы государственной службы обеспечивается
федеральными законами о видах государственной
службы. Указанными федеральными законами
могут быть предусмотрены также другие
принципы построения и функционирования
видов государственной службы, учитывающие
их особенности.27
Кроме конституционных
принципов государственной службы целесообразно
выделять и организационные принципы.
Организационные принципы отражают механизм
построения и функционирования государственной
службы, государственного аппарата и его
звеньев, разделения управленческого
труда, обеспечения эффективной административной
деятельности в государственных органах.
Рассмотрим
организационно-функциональные принципы
государственной службы.
1. Принцип обязательности
для государственных служащих
решений, принятых вышестоящими
государственными органами и
руководителями в пределах их
полномочий и в соответствии
с законодательством РФ. Другое
его название — принцип подконтрольности
и подотчетности государственных
органов и деятельности государственных
служащих. Принцип подконтрольности
может быть раскрыт, по сути, в
двух главных положениях: во-первых,
нижестоящие (подотчетные лица) государственные
служащие обязаны исполнять принятые
вышестоящими государственными
органами и руководителями решения;
во-вторых, эти решения должностных
лиц должны быть законными (не
должны противоречить законам), т.
е. принятыми специальными субъектами
в пределах их компетенции
и полномочий.
2. Принцип единства
основных требований, предъявляемых
к государственной службе (единство
правовых и организационных основ
государственной службы, предполагающее
законодательное закрепление единого
подхода к организации государственной
службы). Согласно этому принципу
едиными должны быть все установленные
в законодательных актах требования
как к государственной службе,
так и к государственному
служащему (к организации
государственной службы, поступлению
на государственную службу), квалификационные
требования к служащим, требования
к выполнению ими своих должностных обязанностей,
проведению аттестации государственных
служащих, применению к ним мер дисциплинарной
ответственности, повышению квалификации,
конкурсу и т. д. Единство основных требований,
предъявляемых к государственной службе,
обеспечивает государственному служащему
равные возможности для осуществления
должностных обязанностей, способствует
укреплению справедливости и хорошего
морального климата в государственных
органах, а также качественному исполнению
служебных функций.
3. Принцип профессионализма
и компетентности государственных
служащих. Рассматриваемый принцип
заключается, во-первых, в том, что
государственный служащий исполняет
должностные обязанности на профессиональной
основе, т. е. выполняет основную
работу, за которую он получает
денежное содержание (должностной
оклад, заработную плату).
Профессионализм государственного
служащего призван обеспечивать
стабильность государственной службы,
качественное выполнение функций,
постоянную его готовность к
сложным заданиям, возможность улучшения
своих профессиональных качеств
и т. п. Гражданский служащий имеет
право на профессиональную переподготовку,
повышение квалификации, стажировку.
4. Принцип гласности
в осуществлении государственной
службы. Это означает открытость
государственной службы и ее
доступность общественному контролю,
объективное информирование общества
о деятельности государственных
служащих.
5.
Принцип ответственности государственных
служащих за подготавливаемые и принимаемые
решения, неисполнение либо ненадлежащее
исполнение своих должностных обязанностей.
Данный принцип государственной службы
сводится главным образом к установлению
законодателем дисциплинарной, административной,
материальной, уголовной ответственности
за неправомерные действия (деяния) или
бездействие государственных служащих.
Например, применением к гражданскому
служащему административного наказания
в виде дисквалификации в соответствии
с ст. 3.11 КоАП РФ.
6. Принцип стабильности
государственной службы. Данный
принцип определен в Федеральном
законе «О государственной гражданской
службе Российской Федерации»
как принцип стабильности гражданской
службы. Стабильность, с точки зрения
законодателя, проявляется в поддержании
управления государственной службы
на уровне, позволяющем ей качественно
осуществлять функции государства.
Стабильность — это постоянство
государственно-служебных отношений.
7. Принцип взаимосвязи
государственной и муниципальной
службы. Государственная и муниципальная
служба являются видами единой публичной
службы, имеют во многих чертах похожее
правовое регулирование, одинаковую практическую
значимость для общества. Поэтому и их
развитие должно происходить во взаимосвязи.
8. Принцип защиты государственных
служащих от неправомерного вмешательства
в их профессиональную служебную
деятельность как государственных
органов и должностных лиц, так
и физических и юридических
лиц. Государственный гражданский
служащий имеет право на защиту
своих прав и законных интересов
на гражданской службе, включая
обжалование в суд их нарушения;
он имеет право на проведение
по его заявлению служебной
проверки. Обеспечению принципа
защиты государственных служащих
служат установленные законами
государственные гарантии служащих.
9. Запрет служащим на участие
в забастовке (в российском законодательстве
данное положение является запретом, связанным
с гражданской службой). Пункт 15 ст.17 Федерального
закона "О государственной гражданской
службе" не разрешает гражданскому
служащему прекращать исполнение должностных
обязанностей в целях урегулирования
служебного спора28.
Таким образом, необходимость выделения
правовых принципов объясняется
тем, что в случае пробелов
в законе, несогласованности правовых
норм или затруднений в их
применении правоприменитель должен
руководствоваться правовыми принципами,
которые не только определяют
уровень правового регулирования
тех или иных общественных
отношений, но и указывают на
дальнейшее развитие законодательства.
Заключение
Таким образом, государственная
служба определена как профессиональная
служебная деятельность граждан
Российской Федерации по обеспечению
перечисленных в Законе полномочий.
Государственная служба осуществляется
на определенных должностях. Государственная
служба определена как профессиональная
служебная деятельность российских
граждан. Как правовой институт, государственная
служба - комплекс правовых норм, определяющих
ее цели и задачи, правовое положение служащих,
условия и порядок поступления на службу
и ее прохождения, их ответственность
и формы поощрения.29
Принятая в настоящее время
концепция государственной службы
различает понятия "лицо, замещающее
государственную должность" и "государственный
служащий". Замещение не всякой должности
означает, что соответствующее лицо находится
на государственной службе. Только государственные
служащие, чья деятельность обеспечивает
исполнение государственных полномочий,
состоит не государственной службе.
Законодательством Российской
Федерации определены принципы взаимосвязи
видов государственной службы, закреплены
единство правовых и организационных
основ государственной службы, системный
подход к организации государственной
службы, а также принципы взаимосвязи
государственной и муниципальной службы.
Современное развитие законодательства
позволяет утверждать, что Россия находится
на пути возрождения института профессионального
чиновничества. Этот институт, основываясь
на профессионализме, способностях, политическом
нейтралитете служащих и качественном
исполнении служебных обязанностей, во
многих странах обеспечивает стабильное
государственной управление и является
важнейшим фактором сохранения и развития
государственности. Государственная служба
как правовой институт должна обеспечить
стабильное управление; она может играть
определенную роль в стабилизации социально-политической
жизни, разрешении политических конфликтов,
уравновешивании действий различных политических
сил. Современная государственная служба
должна быть ориентирована на обеспечение
прав и законных интересов граждан, создание
механизмов взаимодействия институтов
гражданского общества и государственной
службы, противодействие коррупции на
государственной службе, повышение престижа
государственной службы и авторитета
государственных служащих.