Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа
Понятие «правовой режим» все более утверждается в области юридической науки. Уже давно научные исследования, преследовавшие цель выяснить специфику юридического регулирования определенного участка деятельности, в особенности когда эта деятельность имеет строго определенный объект, проводились под углом зрения правового режима данного объекта, вида деятельности. Когда же при изучении системы права выяснилось, что для каждой отрасли характерен свой специфический режим регулирования и в нем как раз концентрируется юридическое своеобразие отрасли, то стало очевидным, что рассматриваемое понятие выражает определяющие, узловые стороны правовой действительности.
3
Введение
Из правовых режимов складываются все отрасли законодательства. Можно сказать, что правовой режим - основное (причем комплексное) составляющее звено правовой материи. Из всех явлений правовой действительности, из всего правового инструментария он один снабжен всеми необходимыми элементами самостоятельного существования и эффективного функционирования.
Понятие «правовой режим» все более утверждается в области юридической науки. Уже давно научные исследования, преследовавшие цель выяснить специфику юридического регулирования определенного участка деятельности, в особенности когда эта деятельность имеет строго определенный объект, проводились под углом зрения правового режима данного объекта, вида деятельности. Когда же при изучении системы права выяснилось, что для каждой отрасли характерен свой специфический режим регулирования и в нем как раз концентрируется юридическое своеобразие отрасли, то стало очевидным, что рассматриваемое понятие выражает определяющие, узловые стороны правовой действительности. Вполне оправданно поэтому, что в литературе предпринимались попытки и общетеоретического осмысления этой категории. Помимо всего иного само существование явлений, обозначаемых термином «правовой режим», и их значение в правовой действительности еще раз свидетельствуют о многомерности, многогранности, объемности права как институционного образования, о том, что ключевое значение нормативности при характеристике права вовсе не предполагает его сведение к одной лишь «системе норм».
Как только право рассматривается в динамике,в функционировании, оно сразу же раскрывается новыми существенными гранями, сторонами своей институционности, и возникает необходимость многопланового освещения правового регулирования, таких его сторон, как механизм, способы, методы, типы регулирования, а теперь еще правовые режимы. Самым общим образом правовой режим можно определить как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.
В рамках каждого правового режима всегда участвуют все способы правового регулирования. Но в каждом режиме — и это во многом определяет его специфику — один из способов, как правило, выступает в качестве доминанты, определяющей весь его облик и как раз создающей специфическую направленность, настрой в регулировании. Это лежит в основе классификации первичных юридических режимов. Правовой режим можно рассматривать как своего рода укрупненный блок в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы » выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи; правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений. Цель курсовой работы: разобраться и показать, что такое “правовой режим” его классификации, его роль в отраслях Российского законодательства.
Глава 1. Понятие, признаки и классификация “правовых режимов”
1.1. Понятие и признаки правовых режимов
В теории права появляется термин "правовой режим" - регулирование определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Сочетание всех типов, способов, методов правового регулирования зависит от отрасли общественных отношений.
Правовые режимы различны, как сами в целом, так и внутри каждой отрасли. Их различие наблюдается в публичном и частном праве. Выбор того или иного режима правового регулирование имеет очень большую практическую значимость, т.к. он зависит от содержания регулируемых отношений. Цель правового режима – это наиболее эффективное, целесообразное, прогрессирующее правовое регулирование.
Понятие "правовой режим" все активнее используется в научной литературе, все более прочно утверждается в качестве одной из важнейших категорий политологии и правоведения. Законодатель часто употребляет такие словосочетания, как "пошлинный режим", "режим хозяйственной деятельности", "льготный режим", "валютный режим", "режим чрезвычайного положения", "режим особой охраны", "режим наибольшего благоприятствования" и т. п. Эти понятия вошли и в общественно-политический лексикон, широко "эксплуатируются" средствами массовой информации.
Правовой режим призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта, состояния, показывая путь к подобному результату и способ, ведущий к нему.
Борисов Г.А. дал следующее определение “правовой режим – обособленный порядок правового регулирования, выражающийся в характере взаимодействия большего или меньшего объема правовых средств и способов, обеспечивающих оптимальность в достижении целей урегулирования социальных связей”[1].
- Правовой режим – это обособленный узел законодательства (отрасль, подотрасль, институт и т.д.).
- В правовом режиме специфическими (чаще всего) становятся способы и средства правового регулирования. Это центральный пункт определения степени его напряжения. Здесь необходимо соизмерять объем (количество и качество) правовых средств и порядок их использования. В правовых режимах не должно быть избыточности государственного (административного) ресурса, одновременно его дефицита.
- Правовой режим предполагает определение кратчайшего расстояния между целями правового регулирования и его результатами – обеспечения прав и законных интересов субъектов права.
Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
-они устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством;
-имеют целью специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
-представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
-создают конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов и их объединений.
1.2. Классификация правовых режимов
Правовые режимы классифицируются по ряду оснований:
– по предмету правового регулирования выделяют конституционный, гражданско-правовой, административный и т.п. режимы;
– по блокам правового регулирования – материально - правовой и процессуальный;
– в зависимости от субъектов правотворчества – общефедеральный, субъектов федерации, ведомственный, муниципальный, локальный.
– в зависимости от правового статуса субъектов – граждане, беженцы, вынужденные переселенцы, лица без гражданства и др.[2]
Правовой режим - органическая часть государственного и политического режимов. Если государственный режим определяется обычно как совокупность методов, приемов, средств, способов осуществления государственной власти, то политический режим - как функциональная (деятельная) сторона политической системы общества. Политический и государственный режимы, отражая содержательный момент принятия и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность, непосредственно обусловливают основные черты, состояние, общие свойства, параметры правовых режимов. В условиях напряженной политической борьбы все правовые режимы в той или иной степени неизбежно приобретают политическую окраску. Ведь они, в конечном счете, - продукт государственной деятельности, а государство и вся его работа - эпицентр политики. Поэтому не может быть таких правовых явлений, средств, понятий, категорий, которые бы существовали сами по себе, в чистом виде.
С другой стороны, именно с помощью правовых режимов практически утверждаются и реально функционируют режимы государственные и политические, ибо последние, как правило, облекаются в определенную юридическую форму.
Правовой режим - неотъемлемое свойство власти, ее устройства, деятельности, социальной направленности, степени демократичности. Он обусловлен интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового воздействия, своеобразного юридического инструментария для своей организации.
Правовой режим - одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями. Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. Это особенно важно в период экономических, политических и социальных преобразований, осуществляемых сегодня в России. В этом смысле значение правовых режимов существенно возрастает, поскольку данное правовое средство способно максимально эффективно воздействовать на социальную среду, "успешно решать стратегические и тактические задачи и продвигаться по восходящей от рубежа к рубежу". В различных отраслях российского законодательства термин "правовой режим" встречается далеко не равномерно.
Одни отрасли используют его достаточно часто (таможенное, административное, финансовое законодательство), для других его появление в тексте нормативного акта носит эпизодический характер (большинство институтов гражданского законодательства, а также подотрасли гражданско-правового комплекса), третьи вообще его не используют (уголовное право).
Однако вывод о приоритетном присутствии правовых режимов в тех или иных отраслях вряд ли будет обоснованным. Из правовых режимов складываются все отрасли законодательства.
Можно сказать, что правовой режим - основное (причем комплексное) составляющее звено правовой материи. Из всех явлений правовой действительности, из всего правового инструментария он один снабжен всеми необходимыми элементами самостоятельного существования и эффективного функционирования. В некоторых отраслях законодательства правовые режимы проявляются более ярко, могут быть выделены практически безошибочно либо напрямую обозначаются соответствующим термином. Но говорить в этом случае о преимущественном использовании правовых режимов в той или иной сфере неверно. Напомним, что отсутствие в тексте нормативного акта словосочетания "правовой режим" еще не говорит об отсутствии соответствующего явления в регулируемой этим актом ситуации. Четко выделить конкретный правовой режим или прямо указать на его присутствие, как правило, можно в отраслях публичного права. К ним могут быть отнесены собственно административное, таможенное, финансовое, уголовно-исполнительное, а также налоговое право. Они в основном связаны с методом властного приказа, жесткими императивными традициями. При четком обозначении правового режима в нормативном акте субъекты права автоматически ориентируются на специфичность ситуации, особую заинтересованность государства и соответствующим образом строят свои дальнейшие действия. В таких отраслях правовой режим - властный, практически не оставляющий субъекту свободы выбора поведения.
Только в некоторых случаях диспозитивность права может проявиться в предоставлении участнику режима права самостоятельно определять свое место в данном правоотношении из исчерпывающего и достаточно узкого перечня возможных статусов. В рамках уже избранного режима субъект права полностью подчинен предписываемым правилам, хотя некоторый стимулирующий элемент может присутствовать и в самых "жестких" режимах. Правда, связано это, как правило, не с улучшением положения, а с переходом на более "мягкий" порядок регулирования. А вот ухудшение положения субъекта в рамках одного режима возможно, хотя носит оно временный, воспитательный характер. Например, статья 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ допускает изменение вида исправительного учреждения в зависимости от поведения и отношения к труду осужденного к лишению свободы.[3] Причем предлагается многоступенчатый переход от более "жестких" к более "мягким" режимам: от режима тюремного заключения - к исправительной колонии, от исправительных колоний общего и строгого режимов к режиму колонии-поселения. С другой стороны, негативное поведение, противоречащее целям действующего правового режима, не всегда влечет переход от более мягкого к более жесткому правовому режиму. Обычно в такой ситуации ухудшение положения субъекта правового режима происходит в рамках тех же правоотношений. Осужденный, к примеру, может быть лишен (временно) некоторых прав, помещен в карцер и т. д., однако его поведение не повлечет изменения режима отбытия наказания. В исключительной ситуации возможно переплетение режимов из различных сфер. Статья 85 УИК РФ допускает действие ограничительного режима особых условий в исправительных учреждениях, который устанавливается в случаях стихийного бедствия, введения в этом районе чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных[4]. В данном случае мы имеем дело с примером быстро действующего и ограниченного во времени правового режима, позволяющего эффективно ликвидировать сбой в правовом регулировании и обеспечивающего нормальное функционирование основного режима длительного действия.
Значительное распространение получили правовые режимы в морском праве, причем здесь сочетаются как "административные" тенденции, так и международно-правовые. Отметим особую роль действующих в этой сфере правовых режимов, а также специфику способов, с помощью которых они выполняют свои функции. Статья 6 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 16 июля 1998 года устанавливает ограничительный режим в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их морские порты в отношении аналогичных судов Российской Федерации.[5] В то же время применяется режим наиболее благоприятствуемой нации, при котором суда государств, предоставляющих льготы российским судам, становятся участниками соответствующих льготных правовых режимов, действующих в российских портах. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 25 июня 1999 года использует тот же принцип защиты отечественной экономики, однако в данном случае действует заинтересованность России в иностранных инвестициях, и статус иностранного субъекта не "опускается" до уровня российского, а наоборот, "подтягивается" до него.[6]