Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:59, курсовая работа
Описание работы
Итак, цель курсовой работы – исследование правовых систем (семей) современности. Достижение выбранной цель обуславливает решение следующего перечня задач: определить понятие, структура, виды правовых систем; выделить особенности правовой системы РФ; рассмотреть правовые семьи современности.
Содержание работы
Введение……………………………………………..……………………………....3 1. Правовая система: понятие, характеристика…………………………………...5 1.1 Правовая система: понятие, структура, виды……………………………. 5 1.2. Особенности правовой системы РФ……..………………………………...7 2. Правовые семьи современности…………………………………………….....10 2.1. Англо-саксонская система (семья)………………………………………....10 2.2. Романо-германская система (семья)…………………………………….…13 2.3. Мусульманская система…………………………………………………….17 2.4. Социалистическая система…………………………………………………19 2.5. Система (семьи) обычного права………………………………………….23 Заключение …………………………………………………………………..…....28 Практическое задание ……………………………………………….…………...30 Список литературы………………………….………………………………….....33
Суд лорда-канцлера был не вправе
отменить решение суда общего права, на
которое была принесена жалоба, но он мог
вынести своё решение, которое, в конечном
счёте, парализовало решение суда общего
права либо существенно его изменяло.
В рамках права справедливости сложились
такие специфические институты англо-саксонского
права, как доверительная собственность
(«трест»), исполнение договоров в натуре
(общее право признавало только денежную
компенсацию за неисполнение договора).
Дуализм общего права и права справедливости
усложнял и без того громоздкую и запутанную
систему английского права и в 1873 право
справедливости было включено в систему
общего права. Однако правовые институты,
сложившиеся в правовых системах, четко
отграничиваются от институтов общего
права. В теории и практике притязания,
отделяются от субъективных прав, основанных
на общем праве1.
В XIX - XX веках английское право
начинает уделять внимание материальному
праву. Развитие системы было направлено
на систематизацию, повышение эффективности
в применении. В этот период возрастает
также роль так называемого делегированного
законодательства по полномочиям парламента.
На английское право большое
влияние оказала практика правоприменения
в бывших колониях. Многие из колоний в
настоящее время заявили о своей независимости
и вышли из состава Соединенного королевства,
однако они остались частью сложившейся
правовой семьи.
Черты, свойственные англосаксонской
правовой семье.
Все страны семьи объединяются
по следующим критериям:
структура права;
организационное и культурное
единство;
признак разделения нормы права
на два типа, первый из которых составляет
законодательная часть (общие правила
поведения), второй - прецедентная часть
(включает судебные решения по конкретным
делам, то есть юридическое заключение
и его обоснование1.
Прецедент. В течение долгого
времени - основной источник права Англии.
Создается только системой высших судов
королевства (Судебным комитетом палаты
лордов, высоким судом, апелляционным
судом, а также судебным комитетом Тайного
Совета (суд по делам государств - членов
Соединенного Королевства)). Мировые судьи
и суды графств правом на законотворчество
не обладают. Прецеденты обязательны для
использования при разбирательстве аналогичных
дел. Поэтому можно сказать, что основным
законотворческим органом в этой стране
является суд.
Статут (Закон). В настоящее
время имеет приоритет перед прецедентом
(может отменить его). Несмотря на это,
сам закон (абстрактная норма) реализуется
через прецедент (конкретизируется с его
помощью). Законы подразделяются на общегосударственные
(law of the land), и местные (by-law).
Обычай. В настоящее время широко
не используется, но ранее обычай оказал
сильное влияние на законодательство.
Доктрина. Некоторые литературные
источники и по сей день широко используются
при вынесении судебного решения. Из них
цитируют судебные комментарии и описания
практики применения прецедента.
В англосаксонском праве отсутствует
деление на частное и публичное, деление
по отраслям размыто или же полностью
отсутствует. Все суды обладают общей
юрисдикцией. Отсутствуют кодифицированная
конституция, отраслевые кодексы.
Такое строение права, а также
традиции сильно влияют на процесс законотворчества,
а также на применение права. Например,
процедура издания статута строго регламентирована
обычаем и неизменна на протяжении столетий.
Что касается правовой культуры,
то в отличие от романо-германской правовой
семьи, основанной на уважении закона,
англосаксонская семья основана на уважении
человеческой справедливости (которая
проявляется при издании прецедентов).
Право на судебную защиту - одно из главных
для англосаксонской семьи1.
В целом можно отметить, что
специфика развития данной правовой системы
во многом связана с характерным для Англии
прагматически-рационалистическим образом
мышления, присущим буржуа в таких странах,
где никогда не было мировоззренческих
традиций создания глобальных социально-философских
теорий и где в силу исторических особенностей
развития капитализма сохранилась явная
настороженность к высшей власти, к ее
концентрации и поддерживался в противовес
ей престиж судебной системы.
2.2. Романо-германская система
(семья)
Правовые системы Романо-германской
семьи по содержанию существенно отличаются
друг от друга, что связано с различиями
в политической ориентации и степени централизации.
Некоторые отрасли также отражают разные
подходы или уровни развития. При всех
этих расхождениях материально-правовых
норм правовые системы, которые мы рассматриваем,
благодаря их структуре могут быть сближены,
объединены в одну семью. В связи с этим
обратимся к категориям, в соответствии
с которыми систематизированы нормы права,
и изучим саму норму права.
Структура и понятия. Публичное
право и частное право. Во всех странах
Романо-германской правовой семьи признается
деление права на частное и публичное.
В течение долгого времени деление «публичное
право - частное право» рассматривали
в рамках учения, считавшего право «естественным
порядком», независимым от государства
и высшим по отношению к нему.
Публичное право и частное
право во всех странах Романо-германской
системы распадаются на одни и те же основные
отрасли: конституционное право, административное
право, международное публичное право
и т.д. Это сходство основывается на том,
что правовая наука во всей континентальной
Европе в течение веков имела одну и ту
же базу для обучения праву: римское и
каноническое право.
Деление на публичное и частное
право, являющееся доктринальным, потеряло
в последнее время свою значимость, но
остается важной характеристикой структуры
современного буржуазного права. В современный
период границы между публичным и частным
правом в определенной мере стерлись,
что связано с развитием государственного
монополистического капитализма, ростом
государственного вмешательства в сферу
экономики1.
Обязательственное право.
Обязательственное право - это один из
основополагающих разделов любой правовой
системы, входящей в Романо-германскую
правовую семью. Обязательство в Романо-германской
системе - это обязанность лица (должника)
дать что-то другому лицу (кредитору), сделать
или не сделать что-либо в интересах последнего.
Понятие нормы права. Сходства
или различия структуры следует рассматривать
еще и с того, как понимается сама правовая
норма, ее значение, природа и характер.
Во всех странах Романо-германской
правовой семьи правовую норму понимают
как правило поведения, обладающее всеобщностью
и имеющее более серьезное значение, чем
только лишь ее применение судьями в конкретном
деле. Понятие правовой нормы, принятое
в Романо-германской правовой семье, является
основой кодификации в том виде, как ее
понимают в континентальной Европе. Кодекс
в Романо-германской трактовке не стремится
к тому, чтобы решить все конкретные вопросы,
встающие на практике. Его задача - дать
достаточно общие, связанные в систему,
легкодоступные для обозрения и понимания
правила, на основе которых судьи и граждане,
затратив минимальные усилия, могут определить,
каким образом должны быть разрешены те
или иные проблемы.
Правовая норма Романо-германской
правовой семьи является чем-то средним
между средним спора - конкретным применением
нормы - и общими принципами права. Нормы
права не должны быть слишком общими, так
как они перестанут быть достаточно надежным
руководством для практики; но в то же
время нормы должны быть настолько обобщенными,
чтобы регулировать определенный тип
отношений, а не применяться лишь к конкретной
ситуации.
Источники права. Правовые
системы, составляющие Романо-германскую
правовую семью, многочисленны, и каждая
из них имеет свои специфические черты.
Тем не менее, среди основных источников
Романо-германского права можно выделить
закон, обычай, судебную практику, доктрину.
Закон. Закон в широком смысле
слова - это первостепенный, почти единственный
источник права в странах Романо-германской
правовой семьи. Все эти страны - страны
«писаного права». Закон рассматривается
в качестве наиболее подходящего инструмента
для создания единой национальной правовой
системы, для обеспечения законности в
противовес феодальному деспотизму и
произволу.
Обстоятельства, которые
определили важную роль закона как основного
источника Романо-германского права, обусловили
и возможность, необходимость кодификации
права. Путем кодификации право приводится
в систему, оказывается как бы пронизанным
определенными принципами. В XIX-XX вв. кодификация
получила широкое распространение во
всех странах Романо-германской семьи.
Близость права этих стран выразилась
не только в общей приверженности к кодификации,
но также и в структуре ряда кодексов.
В разных странах этой правовой семьи
мы находим такие же пять основных кодексов.
Кодификация завершает формирование Романо-германской
правовой семьи как целостного явления1.
Изданные органами законодательной
власти или администрацией нормы «писаного
права», составляют в странах Романо-германского
права определенную иерархическую систему.
Конституция. На верхней ступени
системы источников права стоит Конституция
или конституционные законы. Во всех странах
Романо-германской правовой семьи есть
писаные конституции, за нормами которых
признается высший юридический авторитет,
выражающийся в установлении большинством
государств судейского контроля за конституционностью
обычных законов. Конституции разграничивают
правотворческую компетенцию различных
государственных органов и, в соответствии
с этой компетенцией, проводят дифференциацию
различных источников права.
Международные договоры.
Конституционные законы по значению сравнимы
с ролью международных конвенций. В некоторых
конституциях (например, во Франции, Нидерландах)
закреплен принцип, согласно которому
международные договоры имеют силу, превышающую
силу внутренних законов.
Регламенты и декреты. Среди
источников Романо-германского права
велика роль подзаконных актов: регламентов,
административных циркуляров, декретов
и др. Регламентация со стороны законодателя
не может охватывать детали, а состоит
лишь в изложении принципов, общих норм.
Обычай. Положение обычая
в системе источников Романо-германского
права весьма своеобразно. Он может действовать
не только secundum legem (в дополнение к закону),
но и praetor legem (кроме закона), область применения
которого строго ограничена прогрессом
кодификации и призванным первенством
закона в демократических режимах современного
политического общества. Возможны ситуации,
когда обычай занимает положение adversus
(contra) legem (против закона), хотя его роль
также ограничена1.
Обычай играл весьма важную
роль в эволюции Романо-германской системы,
но эта роль нуждается в определенной
легитимации. В целом, сегодня за редкими
исключениями обычай потерял характер
самостоятельного источника права.
Судебная практика. По вопросу
о судебной практике как источнике Романо-германского
права позиция доктрины весьма противоречива.
Роль судебной практики в странах данной
правовой семьи может быть уточнена лишь
в связи с ролью закона. Судебная практика
играет творческую роль в той степени,
в какой в каждой стране можно в этом процессе
удаляться от простого толкования закона.
Вклад судебной практики в эволюцию права
в странах Романо-германской правовой
семьи имеет иной характер, чем вклад законодателя.
Выработанные судебной практикой правовые
нормы не имеют того авторитета, которым
обладают законодательные нормы.
2.3. Мусульманская система
Мусульманское право не является
самостоятельной отраслью науки. Оно лишь
одна из сторон религии ислама.
Структура права. Наука мусульманского
права, или, точнее, доктринальное изложение
мусульманских законов (фикх), имеет два
раздела. Она изучает «корни» и объясняет,
каким образом, исходя из каких источников,
возник комплекс правил, составляющих
шариат (то, что называют мусульманским
правом), божественный закон. Кроме того,
она изучает «содержание», то есть решения,
которые содержат нормы материального
мусульманского права.
Источники права. Мусульманское
право имеет четыре источника права. Это
прежде всего Коран - священная книга ислама;
затем Сунна, или традиции, связанные с
посланцем бога; в-третьих, иджма, или единое
соглашение мусульманского общества;
в-четвертых, кияс, или суждение по аналогии.
Коран и Сунна. Основой мусульманского
права является священная книга ислама
- Коран, состоящий из высказываний Аллаха
последнего из его пророков и посланцев
Магомету. Юридические положения Корана
находятся в определенном количестве
его строф. Мусульманские авторы различают
строфы, которые устанавливают личный
статус (70 строф), строфы, касающиеся «гражданского
права» (70), строфы уголовно-правового
характера (30), строфы, регламентирующие
судебную процедуру (13), «конституционные»
строфы (10), строфы, касающиеся экономики
и финансов (10), и строфы, относящиеся к
«международному праву» (25)1.
Сунна рассказывает о бытии
и поведении пророка, примером которого
должны руководствоваться верующие. Сунна
- это сборник адатов, то есть традиций,
касающихся действий и высказываний Магомета.
Адаты разделяют на аутентичные, хорошие
и слабые. Только аутентичные адаты могут
служить основой для выработки правовых
норм. Рассматриваемая как вторичный источник
права после Корана, Сунна послужила восприятию
норм обычного права, предшествовавших
появлению ислама.
Иджма. Отвергаемая некоторыми
шиитами, иджма считается третьим источником
мусульманского права. Иджма используется
для углубления и развития легального
толкования божественных источников.
Только будучи записанными в иджму, нормы
права независимо от их происхождения
подлежат применению.
Рассуждение по аналогии
(кияс). Обязанные толковать закон мусульманские
юристы призывают на помощь рассуждение
(кияс). Таким путем они могли « сочетать
откровение с разумом человека». Кияс
становится легитимным только благодаря
Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии
можно рассматривать только как способ
толкования и применения права: мусульманское
право основано на принципе авторитета.
Допуская рассуждение по аналогии, создали
возможность рационального толкования;
но таким образом нельзя создать фундаментальные
нормы, сравнимые по своей природе с системой
традиционных норм, созданной в X в.