Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:59, курсовая работа
Описание работы
Итак, цель курсовой работы – исследование правовых систем (семей) современности. Достижение выбранной цель обуславливает решение следующего перечня задач: определить понятие, структура, виды правовых систем; выделить особенности правовой системы РФ; рассмотреть правовые семьи современности.
Содержание работы
Введение……………………………………………..……………………………....3 1. Правовая система: понятие, характеристика…………………………………...5 1.1 Правовая система: понятие, структура, виды……………………………. 5 1.2. Особенности правовой системы РФ……..………………………………...7 2. Правовые семьи современности…………………………………………….....10 2.1. Англо-саксонская система (семья)………………………………………....10 2.2. Романо-германская система (семья)…………………………………….…13 2.3. Мусульманская система…………………………………………………….17 2.4. Социалистическая система…………………………………………………19 2.5. Система (семьи) обычного права………………………………………….23 Заключение …………………………………………………………………..…....28 Практическое задание ……………………………………………….…………...30 Список литературы………………………….………………………………….....33
Целью работы было дать характеристику
правовых систем (семей) современности.
Рассматривая их с таких основополагающих
факторов, как история возникновения права,
структура и источники права, право различных
стран было объединено в семьи. Не все
правовые системы удалось объединить,
так как все-таки даже с позиции этих абстрактных,
довольно общих понятий право некоторых
стран имеют существенные отличия.
Те правовые системы, которые
были причислены к семье романо-германского,
общего или социалистического права, также
нельзя однозначно приравнять друг к другу.
Ведь право той или иной страны - это, прежде
всего отображение ее внутреннего устройства,
это есть результат ее эволюции как государства,
как носителя общественных отношений,
а они неповторимы и уникальны в каждом
государстве.
Время идет, меняется устройство
государства, а вместе с ним эволюционирует
и право, ведь государство и право неотделимы
друг от друга. Таким ярким примером является
образование Российской Федерации, вследствие
сложных государственных преобразований.
Социалистическое право, которое прошло
свою линию развития, было в корне изменено,
чтобы подпадать под нужды нового устройства.
Сейчас довольно трудно определить, к
какой семье отнести правовую систему
России, скорее это случай, когда страна
взяла положения во всех правовых семьях.
И в будущем такие изменения будут неизбежны.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что право - это явление одновременно
абстрактное и индивидуальное, но в любом
случае присущее каждому государству.
В настоящее время в рамках
сравнительного правоведения различаются
в качестве основных правовых семей семьи
романо-германского, англосаксонского,
религиозного (мусульманского) и традиционного
права. Данная классификация, предложенная
Р. Давидом, в современный период устарела
и не отвечает вызовам современности.
Распад социалистической системы обусловил
ликвидацию семьи социалистического права,
к которой Р. Давид относил страны социалистического
лагеря. Крах системы мирового колониализма
привел к появлению на мировой арене большого
числа формально независимых государств,
правовые системы которых строятся и функционируют
под воздействием двух культурных векторов:
национальной культуры (как правило, опирающейся
на традиционные отношения) и культуры
бывшей метрополии (выражающейся в языке,
технологиях, формально-правовых институтах).
Думается, что механическое присоединение
вновь образованных правовых систем к
так называемым основным правовым семьям
не решает проблемы.
Практическое задание
Дайте определение найдите
в нормативных актах, приведите пример,
выпишите: а) охранительную норму; б) норму
с простой диспозицией.
Соотнесите между собой понятия
«система права», «система законодательства»
и «правовая система», указав на их различия и взаимодействие.
а) охранительная норма - нормы права, которые регулируют
общественные отношения, связанные с юридической
ответственностью и применением мер государственного
принуждения. Охранительная норма права
так же называются нормами процессуального
права. Примером может служить уголовно-процессуальный
или гражданско-процессуальный кодекс.
Например, ст.1069 ГК РФ Ответственность за вред, причиненный
государственными органами, органами
местного самоуправления, а также их должностными
лицами
«Вред, причиненный гражданину
или юридическому лицу в результате незаконных
действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления
либо должностных лиц этих органов, в том
числе в результате издания не соответствующего
закону или иному правовому акту акта
государственного органа или органа местного
самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно
казны Российской Федерации, казны субъекта
Российской Федерации или казны муниципального
образования».1
Правоохранительные
нормы права расчитаны на неправомерное
поведение и содержат указание на меры
принуждения государства. Пример: ст.329
УК РФ "Надругательство над Государственным
гербом Российской Федерации или Государственным
флагом Российской Федерации – наказывается
ограничением свободы на срок до двух
лет, либо арестом на срок от трех до шести
месяцев, либо лишением свободы на срок
до одного года".1
б) норма с простой диспозицией. Диспозиция — часть правовой нормы, указывающая
на возможное и должное поведение субъектов,
саму цель действия данной нормы. Диспозиция
— это само правило поведения, то, что
должны совершить адресаты данной нормы,
можно сказать, цель данной нормы. В зависимости
от способа формулирования диспозиции
в статьях нормативных актов принято выделять простые, описательные,
ссылочные и бланкетные диспозиции. Простые диспозиции только указывают на само правило
поведения. Примерами таких диспозиций
являются ст. ст. 181, 189, 190 УК РФ.
Статья 189. Незаконные экспорт
из Российской Федерации или передача
сырья, материалов, оборудования, технологий,
научно-технической информации, незаконное
выполнение работ (оказание услуг), которые
могут быть использованы при создании
оружия массового поражения, вооружения
и военной техники.
Система права — объективно существующее
внутреннее строение права, его подразделение
на отрасли, подотрасли, институты и нормы.
Система законодательства — понимается совокупность
законов, являющихся формой выражения
правовых норм.
Правовая система представляет собой совокупность
взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих взаимоотношения
в обществе, и характеризующих уровень
и особенности его правового развития.
Литература
Конституция РФ. Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993г. (с изм. от 30.12.2008г.) // СЗ РФ. 2009. №4. Ст. 445.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. N 63-ФЗ
(ред. от 29.11.2012г.) // Собрание
законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть вторая) от
26.01.1996г. N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011г.)
// Собрание законодательства РФ.
1996. N 5. Ст. 410.
Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Панорама современных
правовых систем // Юридический мир. 2002.
№8.
Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 2008. – 400
с.
Добрынин Н.М. Юридическая наука и е роль
в становлении новых федеративных отношений:
системный кризис, его причины и пути перехода
на новый качественный уровень // Государство
и право. 2007. №1. С.15.
Захарова М.В. Российская правовая система
проблемы идентификации и развития. LEX
RUSSICA М., 2008. – 249 с.
Политическая организация и правовые
системы за рубежом - история и современность // Свердловск: СЮИ, 2007. – 512 с.
Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент: Фан, 2008. - 436 с.
Спиридонов Л.И. Теория государства и
права: Курс лекций. М.: Проспект, 2010.
Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное
правоведение в сфере частного права. М., 2005. – 310
с.
Яковлев В.Ф. Российская правовая система:
проблемы и достижения // Закон. 2006. №8.
3. СИСТЕМА
ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:
СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ
Система права и система законодательства
есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные
категории, представляющие два аспекта
одной и той же сущности – права. Они соотносятся
между собой как содержание и форма. Система
права как его содержание – это внутренняя
структура права, соответствующая характеру
регулируемых им общественных отношений.
Система законодательства – внешняя форма
права, выражающая строение его источников,
т.е. систему нормативно-правовых актов.
Право не существует вне законодательства,
а законодательство в широком его понимании
и есть право.
Структура права носит объективный
характер и обусловлена экономическим
базисом общества. Она не может строиться
по произволу законодателя. Ее элементами,
как известно, являются: норма права, отрасль,
подотрасль, институт и субинститут, которые
в своей совокупности призваны максимально
учитывать многообразие регулируемых
общественных отношений, их специфику
и динамизм. Обновление системы права
связано прежде всего с развитием и совершенствованием
общественных процессов, актуальность
которых способствует появлению новых
правовых институтов и отраслей.
Вместе с тем структура системы
права не может быть раскрыта с достаточной
полнотой и точностью, если не видеть ее
органического единства с внешней формой
права – системой законодательства. Законодательство
– это форма существования прежде всего
правовых норм, средство придания им определенности
и объективности, их организации и объединения
в конкретные правовые акты. Но система
законодательства – не просто совокупность
таких актов, а их дифференцированная
система, основанная на принципах
субординации и скоординированности ее
структурных компонентов. Взаимосвязь
между ними обеспечивается за счет различных
факторов, главным из которых является
предмет регулирования и интерес законодателя
в рациональном, комплексном построении
источников права.
Отраслевая обособленность
венчает систему законодательства. Подобное
обособление возможно при условии, если
оно отражает особенности содержания
правового регулирования. Обособить в
законодательстве можно только то, что
обособляется в действительности. Строение
законодательства понимается как система
лишь потому, что оно является внешним
выражением объективно существующей структуры
права.
Структура права для законодателя
выступает как объективная закономерность.
Поэтому в его решениях о системе законодательства,
строении нормативно-правовых актов неизбежно
проявляется реальная, объективно обусловленная
потребность существования самостоятельных
отраслей права, подотраслей, институтов,
юридических норм. В процессе правотворчества
законодатель должен исходить из особенностей
отдельных подразделений права, своеобразия
их соотношения друг с другом.
Однако система права и система
законодательства не тождественны. Между
ними имеются существенные различия и
несовпадения, которые позволяют говорить
об их относительной самостоятельности.
Во-первых, это выражается в
том, что первичным элементом системы
права является норма, а первичным элементом
системы законодательства выступает нормативно-правовой
акт. Юридические нормы отраслей права
– это строительный материал, из которого
складывается та или иная конкретная отрасль
законодательства. Но при построении каждой
законодательной отрасли этот строительный
материал может употребляться в разном
наборе и в различном сочетании определенного
нормативного акта. Вот почему отрасли
законодательства не всегда совпадают
с отраслями права и такое несовпадение
двояко.
В одних случаях мы можем констатировать
факт, когда отрасль права есть, а отрасли
законодательства нет (финансовое право,
право социального обеспечения, сельскохозяйственное
право и т.д.). Такие
Алексеев С.С. Структура советского права.
М„ 1975. С. 61.
отрасли права не кодифицированы,
а действующий в этой сфере нормативный
материал разбросан по различным правовым
актам, нуждающимся в унификации.
Не исключена и обратная ситуация,
при которой отрасль законодательства
существует без отрасли права (таможенное
законодательство, Воздушный кодекс РСФСР
и т.д.). /
Может быть и идеальный вариант,
когда отрасль права совпадает с отраслью
законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое,
административное и т.д.). Такой вариант
наиболее желателен, ибо сближение двух
систем, их гармоничное развитие повышает
эффективность функционирования всего
правового механизма.
Имеются так называемые комплексные
отрасли законодательства, которые возникли
из сочетания норм административного,
гражданского и некоторых других отраслей
права. Важнейшим из них является хозяйственное
законодательство.
Во-вторых, система законодательства
по объему представленного в нем материала
шире системы права, так как включает в
свое содержание положения, которые в
собственном смысле не могут быть отнесены
к праву (различные программные положения,
указания на цели и мотивы издания актов
и т.п.).
В-третьих, в основе деления
права на отрасли и институты лежит предмет
и метод правового регулирования. Поэтому
нормы отрасли права отличаются высокой
степенью однородности. Отрасли же законодательства,
регулируя определенные сферы государственной
жизни, выделяются только по предмету
регулирования и не имеют единого метода.
Кроме того, предмет отрасли законодательства
включает в себя весьма различные отношения,
в связи с чем и отрасль законодательства
не является столь однородной, как отрасль
права.