Пределы действий нормативно-правовых актов в пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время главенствующим источником права в странах романо-германской правовой семьи считается нормативно-правовой акт. Осознание его теоретического значения, дает возможность каждому гражданину страны хорошо ориентироваться в действующем законодательстве.
Право включает в себя общесоциальную сущность, которая служит интересам всех без исключения людей и обеспечивает организованность, стабильность и способствует развитию различных социальных связей

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................
ГЛАВА I.ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ........................................................
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ...........................................................................................................
2.1Понятие,характеристика и классификация нормативно-правовых актов.................................................................................
2.2 Законы и подзаконные нормативно-правовые акты...............
2.3Систематизация нормативно-правовых актов..........................
ГЛАВА III. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ...........................................................................................................
3.1 Пределы действий нормативно-правовых актов в пространстве….
3.2 Действие нормативно-правовых актов во времени..............................
3.3Действие нормативно-правовых актов по кругу общественных отношений...................................................................................................
3.4 Пределы действий нормативно-правовых актов по кругу лиц.......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................. 3

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.88 Кб (Скачать файл)

Обычные (текущие) законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. В качестве примеров текущих законов можно назвать Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. «О социальном обслуживании», Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»[5,c.29].

Законы можно классифицировать и по другим признакам. Так, в зависимости от субъекта законотворчества они могут подразделяться на законы, принимаемые законодательными органами и путем референдума. По объекту регулирования они подразделяются на общие и специальные. К первым можно, например, отнести Закон «О гражданстве Республики Беларусь», а ко вторым - Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» .

 В соответствии с  Конституцией (ст. 85) Президенту Республики  Беларусь предоставлено право  издания декретов, имеющих силу  законов. В случае расхождения  декрета или указа Президента  с законом закон имеет верховенство  лишь тогда, когда полномочия  на издание декрета или указа  были предоставлены законом (ст. 137)[1,c.22,31].

Другую группу нормативных правовых актов составляют акты подзаконного характера. Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией, другими законодательными актами, на их основе и не должны им противоречить. В силу этого они и носят название подзаконных. В числе подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указы Президента Республики Беларусь в тех случаях, когда они изданы на основе закона. Следует иметь в виду, что указы Президента могут носить и ненормативный, а индивидуальный характер, т.е. не являться источниками права. Таковыми, например, являются указы о назначении на должность, о присвоении почетного звания, о награждении и т.д. Те же указы, в которых содержатся правила общего характера, т.е. имеющие нормативное содержание, служат источниками права. В соответствии со своим положением Президент может издавать и распоряжения. Однако они издаются обычно по текущим вопросам оперативного характера и, как правило, не относятся к нормативным актам[6,c.157].

 К числу подзаконных  относятся нормативные акты палат  Парламентов, Правительств, высших  судебных органов, Генерального  прокурора Беларуси.

Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров Республики Беларусь. Эти акты носят, как отмечено, подзаконный характер и издаются по вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения, труда, национальной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и др. Постановления Правительства обычно носят нормативный характер, хотя они могут иметь и ненормативное значение.

Глава Правительства издает в пределах своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, т.е. относятся к актам индивидуального регулирования[7,c.132] .

Наиболее многочисленными подзаконными актами являются акты, издаваемые центральными органами государственного управления - министерствами, государственными комитетами, иными центральными органами. Эти акты регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих отраслевых органов, но некоторые из них обладают правом издания актов, имеющих межведомственное значение. Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Беларуси принимаются в форме приказов и постановлений. Коллегиально, в форме постановлений принимаются акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления могут приниматься и в форме инструкций, положений, уставов, правил, но они подлежат утверждению постановлениями или приказами.

Ведомственные нормативные правовые акты издаются строго в соответствии с компетенцией определенного органа и не должны противоречить вышестоящим по юридической силе нормативным актам.

Подзаконные нормативные акты принимают также местные представительные и исполнительно-распорядительные органы власти (областей, городов, районов).

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений.

Управления и отделы исполнительно-распорядительных органов обычно издают приказы и инструкции. Такие акты, как правило, являются актами локального (внутреннего) значения. Они принимаются также руководителями предприятий и учреждений.

Акты локального регулирования распространяют свое действие только на членов соответствующих организаций, издаются в целях обеспечения взаимодействия своих структурных подразделений, режима труда и отдыха и др[7,c.331].

Таким образом, к источникам права относятся законы, принимаемые законодательным органом, декреты и указы Президента, постановления Правительства, ведомственные приказы и постановления, решения местных представительных и исполнительно-распорядительных органов власти и др. 

ГЛАВА 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

 

 

2.1 Понятие,характеристика и классификация нормативно-правовых актов

 

 

Под нормативными правовыми актами (НПА) понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.

Нормативно-правовые акты существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

  1. Нормативно-правовые акты исходя непосредственно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (т.е. уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения НПА негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.
  2. Основное содержание нормативно-правовые акты составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой и устанавливающие единый, государственно - властный порядок регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов.
  3. Нормативно-правовые акты имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т.п.), обладают установленными символами и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией.
  4. Нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке.
  5. Реализация нормативно-правовые акты обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

Таким образом, нормативно-правовые акты можно определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Все нормативно-правовые акты существуют и функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

    1. Нормативные акты государственных органов;
    2. Нормативно-правовые акты общественных объединений;
    3. Совместные акты государственных и негосударственных организаций;
    4. Нормативно-правовые акты, принятые на референдуме.

В зависимости от срока действия различают:

    1. Акты неопределённо длительного действия;
    2. Временные акты.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делят на:

    1. Законы;
    2. Подзаконные акты.

 

 

 

2.2Законы и подзаконные нормативно-правовые акты

 

 

Законы Беларуси - нормативные правовые акты, принимаемые или законодательными органами и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовые акты. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.

  1. Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.
  2. Законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание всех иных нормативно-правовые акты не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.
  3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.
  4. Законы содержат нормы исходного характера. Все иные нормативно-правовые акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
  5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке.

В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.

Как уже было сказано выше, высшую юридическую силу имеет Конституция, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция - правовая основа законодательства. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в, не должны противоречить Конституции.

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов принадлежит актам Парламента.

Акты Президента принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции и законам. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции, законам, актамПрезидента. Акты Правительства имеют большую силу по отношению к актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений[8,c.352].

 

 

 

2.3Систематизация нормативно-правовых актов

 

 

Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются наразличных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства[9,c.245].

Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Систематизация нормативно-правовых актов, (законодательства) - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает нормативно-правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

Каноны религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими среди большинства населения в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовековую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновы цивилизованного мира являются благодатной почвой для функционирования такой нормативно -правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и национальных потребностей людей.

Информация о работе Пределы действий нормативно-правовых актов в пространстве