Пределы действий нормативно-правовых актов в пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время главенствующим источником права в странах романо-германской правовой семьи считается нормативно-правовой акт. Осознание его теоретического значения, дает возможность каждому гражданину страны хорошо ориентироваться в действующем законодательстве.
Право включает в себя общесоциальную сущность, которая служит интересам всех без исключения людей и обеспечивает организованность, стабильность и способствует развитию различных социальных связей

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................
ГЛАВА I.ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ........................................................
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ...........................................................................................................
2.1Понятие,характеристика и классификация нормативно-правовых актов.................................................................................
2.2 Законы и подзаконные нормативно-правовые акты...............
2.3Систематизация нормативно-правовых актов..........................
ГЛАВА III. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ...........................................................................................................
3.1 Пределы действий нормативно-правовых актов в пространстве….
3.2 Действие нормативно-правовых актов во времени..............................
3.3Действие нормативно-правовых актов по кругу общественных отношений...................................................................................................
3.4 Пределы действий нормативно-правовых актов по кругу лиц.......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................. 3

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.88 Кб (Скачать файл)

Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается определенный период времени, необходимый для ознакомления заинтересованных субъектов с содержанием акта, что повышает эффективность регулирования. На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других - с момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и по истечению определенного срока после их опубликования. Так, согласно ст. 104 
Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Декреты 
Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров 
Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в 
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Ведомственные нормативно - правовые акты, если они не затрачивают права, свободы и обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу с момента регистрации, если иной срок не указан в самом акте.

Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.

Важное значение имеет также определение времени утраты нормативно - правовым актом юридической силы. Правовой акт утрачивает юридическую силу с прекращением его действия. Это происходит при наступлении определенных обстоятельств. Во- первых, акт теряет юридическую силу в связи с истечением срока действия, если он был принят на определенный срок. Во - вторых, он утрачивает юридическую силу в следствии прямой его отмены. 
Обычно об этом указывается в новом акте или в специальном перечне актов, утрачивающих силу в связи с принятием нового акта. В - третьих, нормативно 
- правовой акт теряет юридическую силу и тогда, когда он признан неконституционным в установленном законом порядке. В - четверых, акт прекращает действия и теряет юридическую силу в том случае, когда правовой акт признается утратившим силу.

С действием нормативно - правовых актов во времени связано такое понятие, как его обратная сила. Это понятие выходит за рамки общих правил действия нормативно - правовых актов во времени и относится к числу исключений.

Понятие обратной силы закона означает, что данный нормативный акт распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу. То есть положения нового акта распространяются на прошедшее время.

Согласно с общими принципами, выработанными юридической наукой и моровой практикой, закон обратной силы не имеет и распространяется только не те отношения, которые возникли с момента введения его в действие. Это означает, что при совершении, например, противоправного деяния дело должно рассматриваться на основании тех актов, которые действовали на момент совершения этого деяния. Указанное положение запрещено в ст. 104 
Конституции Республики Беларусь, ст. 67 закона (О нормативных правовых актах Республики Беларусь(, что является свидетельством отражения в белорусском национальном законодательстве общепризнанных принципов международного права. Принцип обратной силы закона запрещен и в других актах законодательства Республики Беларусь (ст. 9 УК РБ, ст. 8 КоАП РБ).

Однако это общее принципиальное правило имеет исключение, которое продиктовано гуманными соображениями. Обратная сила в обязательном порядке придается законам, смягчающим или устраняющим уголовную и административную ответственность. Кроме того, новым нормативно - правовым актами может быть придана обратная сила и по специальному указанию самого законодателя. Об этом в новом акте обычно делается специальная оговорка. Для любого демократического общества характерно то, что решение о придании нормативно 
- правовому акту обратной силы принимается, как правило, только в целях улучшения правового положения субъектов.

В теории права выделяется простая и ревизионная обратная сила закона. В первом случае действие нового акта распространяется на отношения, возникшее до его вступления в силу, но не породившие окончательных юридических последствий, в части их дальнейшей реализации. Во втором случае новый акт распространяется на факты, по которым юридические последствия наступили окончательно[9,c.454].

 

 

 

3.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу общественных отношений

 

 

Как известно, юридические факты по волевому признаку делятся на два вида: события и действия. События - это юридические факты, происходящие независимо от воли людей (рождение или смерть человека, стихийные природные явления и т. д.). Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависели от воли и сознания людей (убийство, договор купли - продажи и т. д.). Право не может регулировать события. Событие могут выступать лишь в качестве тех обстоятельств, с которыми право связывает наступление юридических последствий. Не являются объектом права мысли, убеждения людей, так как они не выражены в деяниях.

Поэтому предметом правового регулирования могут быть конкретные волевые общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие правового регулирования. Социальные отношения между людьми возникают самые различные (традиции, обычаи, мораль и т. д.). При всем желании право не сможет их регулировать в силу их сложности и многообразия. Поэтому правом регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, затрагивающие интересы государства, которые поддаются юридической регламентации, поддаются внешнему контролю.

Определение предмета правового регулирования - сложения научная и практическая проблема, связанная с установлением меры допустимого вмешательства права в социальную жизнь людей.

Определения предмета регулирования конкретного правого акта вытекает из этой общей проблемы, но с конкретизацией тех отношений , на которые будут распространяться нормы данного акта. Отраслевые нормативные акты действуют на отношения, охватываемые соответствующей отраслью права. Например, гражданское право регулируют имущественные и связанные или не связанные с ними личные неимущественные отношения. Предметная дифференциация может быть и в рамках отрасли права (подотрасль, институт права)[9,c.532].

 

 

 

3.4 Пределы действий нормативно-правовых  актов по кругу лиц

 

 

С действием нормативно - правовых актов в пространстве связано их действие по кругу лиц.

Действие нормативных актов по лицам означат их применимость к определенным категориям субъектов права. То есть речь идет об определении того круга лиц, на который распространяется юридическая сила правовых норм, содержащихся в соответствующем нормативно - правовом акте.

По общему правилу нормативно - правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории. Это касается граждан иностранных государств, лиц без гражданства, а также юридических лиц 
Республики Беларусь и иностранных юридических лиц, функционирующих на территории государства. Существуют вместе с тем некоторые особенности, связанные, как упоминалось выше, с распространением действия некоторых нормативно - правовых актов на граждан данного государства независимо от места их нахождения. Особенности связаны и с тем, что не всегда некоторые акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории. Так, например, нормы избирательного закона Республики Беларусь не действуют в отношении граждан, признанных судом недееспособными, лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы или в отношении которых в порядке, установленном уголовно - процессуальном законодательством, избраны меры пресечения - содержание под стражей.

Некоторые нормативно - правовые акты могут распространять свое действие лишь на определенные категории лиц, органов, организаций. Например, акты действуют только в отношении детей, пенсионеров, военнослужащих и т. п..

Есть исключение из общего правила и в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории соответствующего государства. Так, в соответствии с законодательством 
Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами республики. Однако, во- первых, эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах правоотношений. Существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношений могут выступать только граждане Республики Беларусь. Например, иностранцы и лица без гражданства не могут выполнять обязанность несению воинской службы, поскольку она возлагается только на граждан Беларуси. Не могут они состоять и на службе в органах внутренних дел, занимать ряд государственных должностей. Эта категория лиц не может участвовать в формировании выборных государственных органов. Они не могут избирать и быть избранными в эти органы равно как и быть участниками референдумов. Иностранцы и лица без гражданства не могут выступать носителями и ряда других прав и обязанностей. Во - вторых, в соответствии с международными соглашениями главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их помощники, секретари и атташе и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане пользуются так называемым правом экстерриториальности (внеземельность), т. е. наделены дипломатическим иммунитетом. Он состоит в том, что эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об уголовной и административной ответственности дипломатических представителей иностранных государств в случае совершения ими преступлений и административных проступков на территории страны пребывания разрешается дипломатическим путем. Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юриспруденции за исключением некоторых случаев. Например по искам, относящимися к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломата в стране пребывания, не связанной с его официальными функциями, по искам о наследовании, если он выступает в качестве исполнителя завещания или наследника и др.

Дипломатические представители в свою очередь, обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела и т. д.

Установление пределов действия нормативно - правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт изучается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное значение, как отмечал этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов[10,c.335].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Республике Беларусь в связи с объявлением государственного суверенитета качественно и количественно изменилась вся система источников права. Наибольшие изменения произошли после внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года на референдуме 1996 года, а также после принятия закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в 2000 г. В Беларуси была установлена весьма сложная система источников права. Особенно запутанной и сложной является система нормативных правовых актов, которая включает различные акты, имеющие силу закона, в том числе несколько разновидностей самого закона.

В Республике Беларусь официально либо неофициально используются все известные источники права. При этом основными являются нормативно-правовые акты и договор нормативного содержания. Наиболее редко применяются в Беларуси канонические нормы. Связано это с отделением церкви от государства.

Договор является одним из самых распространенных источников права. В настоящее время договор как источник активно развивается. Огромное значение он имеет в развитии независимого от государства гражданского общества. Связано это с тем, что договор - это такая форма регулирования отношений, которая может существовать без участия государства. Договор как источник применяется во многих отраслях права (например, в трудовом праве).

На договоре, как источнике права, основано международное право. Нормы международного права создаются именно путем соглашения между государствами и различными международными организациями. Эти соглашения могут выступать как источники как непосредственно, так и являться основой принятия государствами соответствующих НПА.

Нормативный правовой акт выступает основным источникам права Республики Беларусь, как и в большинстве современных европейских государств, благодаря своим характерным особенностям. Нормативные правовые акты составляют основу всех отраслей права в правовой системе Республики Беларусь.

Сегодня существенно расширен перечень предметов регулирования законов по сравнению с советским периодом. Удельный вес законов в советское время составлял 0,25% от общего числа НПА. На современном этапе ситуация изменилась. Законы Беларуси теперь составляют около 5% от всех НПА республиканского уровня. Таким образом, доля законов выросла по сравнению с советским периодом в 20 раз.

Информация о работе Пределы действий нормативно-правовых актов в пространстве