Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 18:36, курсовая работа
В настоящее время главенствующим источником права в странах романо-германской правовой семьи считается нормативно-правовой акт. Осознание его теоретического значения, дает возможность каждому гражданину страны хорошо ориентироваться в действующем законодательстве.
Право включает в себя общесоциальную сущность, которая служит интересам всех без исключения людей и обеспечивает организованность, стабильность и способствует развитию различных социальных связей
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................
ГЛАВА I.ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ........................................................
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ...........................................................................................................
2.1Понятие,характеристика и классификация нормативно-правовых актов.................................................................................
2.2 Законы и подзаконные нормативно-правовые акты...............
2.3Систематизация нормативно-правовых актов..........................
ГЛАВА III. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ...........................................................................................................
3.1 Пределы действий нормативно-правовых актов в пространстве….
3.2 Действие нормативно-правовых актов во времени..............................
3.3Действие нормативно-правовых актов по кругу общественных отношений...................................................................................................
3.4 Пределы действий нормативно-правовых актов по кругу лиц.......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................. 3
Известны различные варианты определения
времени вступления актов в силу, причем
сроки вступления зависят от вида соответствующего
акта. Наиболее целесообразным считается
тот вариант, при котором устанавливается
определенный период времени, необходимый
для ознакомления заинтересованных субъектов
с содержанием акта, что повышает эффективность
регулирования. На практике акты вводятся
в действие в одних случаях со времени,
указанного в самом акте или в специальном
акте о введении его в действие, в других
- с момента его принятия или опубликования.
Они могут вводиться и по истечению определенного
срока после их опубликования. Так, согласно
ст. 104
Конституции Республики Беларусь, законы
подлежат немедленному опубликованию
после их подписания и вступают в силу
через десять дней после опубликования,
если в самом законе не установлен иной
срок. Декреты
Президента публикуются и вступают в силу
в таком же порядке. Правовые акты, не имеющие
нормативного характера, решения Конституционного
Суда, постановления пленумов Верховного
Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают
в силу со дня их принятия, если в этих
актах не установлен иной срок. Указы Президента
Республики Беларусь, постановления Совета
Министров
Республики Беларусь и иные правовые акты
вступают в силу со дня включения их в
Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, если в этих актах не установлен
иной срок. Нормативные правовые акты,
касающиеся прав, свобод и обязанностей
граждан, вступают в силу только после
их официального опубликования. При этом,
как правило, акты публикуются после включения
их в
Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь. Ведомственные нормативно -
правовые акты, если они не затрачивают
права, свободы и обязанности граждан,
подлежат регистрации в Министерстве
юстиции и вступают в силу с момента регистрации,
если иной срок не указан в самом акте.
Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.
Важное значение имеет также определение
времени утраты нормативно - правовым
актом юридической силы. Правовой акт
утрачивает юридическую силу с прекращением
его действия. Это происходит при наступлении
определенных обстоятельств. Во- первых,
акт теряет юридическую силу в связи с
истечением срока действия, если он был
принят на определенный срок. Во - вторых,
он утрачивает юридическую силу в следствии
прямой его отмены.
Обычно об этом указывается в новом акте
или в специальном перечне актов, утрачивающих
силу в связи с принятием нового акта.
В - третьих, нормативно
- правовой акт теряет юридическую силу
и тогда, когда он признан неконституционным
в установленном законом порядке. В - четверых,
акт прекращает действия и теряет юридическую
силу в том случае, когда правовой акт
признается утратившим силу.
С действием нормативно - правовых актов во времени связано такое понятие, как его обратная сила. Это понятие выходит за рамки общих правил действия нормативно - правовых актов во времени и относится к числу исключений.
Понятие обратной силы закона означает, что данный нормативный акт распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу. То есть положения нового акта распространяются на прошедшее время.
Согласно с общими принципами, выработанными
юридической наукой и моровой практикой,
закон обратной силы не имеет и распространяется
только не те отношения, которые возникли
с момента введения его в действие. Это
означает, что при совершении, например,
противоправного деяния дело должно рассматриваться
на основании тех актов, которые действовали
на момент совершения этого деяния. Указанное
положение запрещено в ст. 104
Конституции Республики Беларусь, ст.
67 закона (О нормативных правовых актах
Республики Беларусь(, что является свидетельством
отражения в белорусском национальном
законодательстве общепризнанных принципов
международного права. Принцип обратной
силы закона запрещен и в других актах
законодательства Республики Беларусь
(ст. 9 УК РБ, ст. 8 КоАП РБ).
Однако это общее принципиальное правило
имеет исключение, которое продиктовано
гуманными соображениями. Обратная сила
в обязательном порядке придается законам,
смягчающим или устраняющим уголовную
и административную ответственность.
Кроме того, новым нормативно - правовым
актами может быть придана обратная сила
и по специальному указанию самого законодателя.
Об этом в новом акте обычно делается специальная
оговорка. Для любого демократического
общества характерно то, что решение о
придании нормативно
- правовому акту обратной силы принимается,
как правило, только в целях улучшения
правового положения субъектов.
В теории права выделяется простая и ревизионная обратная сила закона. В первом случае действие нового акта распространяется на отношения, возникшее до его вступления в силу, но не породившие окончательных юридических последствий, в части их дальнейшей реализации. Во втором случае новый акт распространяется на факты, по которым юридические последствия наступили окончательно[9,c.454].
3.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу общественных отношений
Как известно, юридические факты по волевому признаку делятся на два вида: события и действия. События - это юридические факты, происходящие независимо от воли людей (рождение или смерть человека, стихийные природные явления и т. д.). Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависели от воли и сознания людей (убийство, договор купли - продажи и т. д.). Право не может регулировать события. Событие могут выступать лишь в качестве тех обстоятельств, с которыми право связывает наступление юридических последствий. Не являются объектом права мысли, убеждения людей, так как они не выражены в деяниях.
Поэтому предметом правового регулирования могут быть конкретные волевые общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие правового регулирования. Социальные отношения между людьми возникают самые различные (традиции, обычаи, мораль и т. д.). При всем желании право не сможет их регулировать в силу их сложности и многообразия. Поэтому правом регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, затрагивающие интересы государства, которые поддаются юридической регламентации, поддаются внешнему контролю.
Определение предмета правового регулирования - сложения научная и практическая проблема, связанная с установлением меры допустимого вмешательства права в социальную жизнь людей.
Определения предмета регулирования конкретного правого акта вытекает из этой общей проблемы, но с конкретизацией тех отношений , на которые будут распространяться нормы данного акта. Отраслевые нормативные акты действуют на отношения, охватываемые соответствующей отраслью права. Например, гражданское право регулируют имущественные и связанные или не связанные с ними личные неимущественные отношения. Предметная дифференциация может быть и в рамках отрасли права (подотрасль, институт права)[9,c.532].
3.4 Пределы действий нормативно-
С действием нормативно - правовых актов в пространстве связано их действие по кругу лиц.
Действие нормативных актов по лицам означат их применимость к определенным категориям субъектов права. То есть речь идет об определении того круга лиц, на который распространяется юридическая сила правовых норм, содержащихся в соответствующем нормативно - правовом акте.
По общему правилу нормативно - правовые
акты государства действуют в отношении
всех лиц, находящихся на его территории.
Это касается граждан иностранных государств,
лиц без гражданства, а также юридических
лиц
Республики Беларусь и иностранных юридических
лиц, функционирующих на территории государства.
Существуют вместе с тем некоторые особенности,
связанные, как упоминалось выше, с распространением
действия некоторых нормативно - правовых
актов на граждан данного государства
независимо от места их нахождения. Особенности
связаны и с тем, что не всегда некоторые
акты государства действуют на всех лиц,
находящихся на его территории. Так, например,
нормы избирательного закона Республики
Беларусь не действуют в отношении граждан,
признанных судом недееспособными, лиц,
содержащихся по приговору суда в местах
лишения свободы или в отношении которых
в порядке, установленном уголовно - процессуальном
законодательством, избраны меры пресечения
- содержание под стражей.
Некоторые нормативно - правовые акты могут распространять свое действие лишь на определенные категории лиц, органов, организаций. Например, акты действуют только в отношении детей, пенсионеров, военнослужащих и т. п..
Есть исключение из общего правила и
в отношении граждан иностранных государств
и лиц без гражданства, находящихся на
территории соответствующего государства.
Так, в соответствии с законодательством
Республики Беларусь, иностранные граждане
и лица без гражданства на территории
Беларуси пользуются правами и свободами
и исполняют обязанности наравне с гражданами
республики. Однако, во- первых, эта категория
лиц не может участвовать в некоторых
видах правоотношений. Существуют такие
сферы правового регулирования, где субъектом
правоотношений могут выступать только
граждане Республики Беларусь. Например,
иностранцы и лица без гражданства не
могут выполнять обязанность несению
воинской службы, поскольку она возлагается
только на граждан Беларуси. Не могут они
состоять и на службе в органах внутренних
дел, занимать ряд государственных должностей.
Эта категория лиц не может участвовать
в формировании выборных государственных
органов. Они не могут избирать и быть
избранными в эти органы равно как и быть
участниками референдумов. Иностранцы
и лица без гражданства не могут выступать
носителями и ряда других прав и обязанностей.
Во - вторых, в соответствии с международными
соглашениями главы государств и правительств,
сотрудники дипломатических представительств
иностранных государств (послы, посланники,
поверенные в делах, советники, торгпреды
и их заместители, военные атташе и их
помощники, секретари и атташе и др.), члены
их семей и некоторые другие иностранные
граждане пользуются так называемым правом
экстерриториальности (внеземельность),
т. е. наделены дипломатическим иммунитетом.
Он состоит в том, что эти лица пользуются
личной неприкосновенностью. Они не подлежат
аресту или задержанию в какой бы то ни
было форме. Вопрос об уголовной и административной
ответственности дипломатических представителей
иностранных государств в случае совершения
ими преступлений и административных
проступков на территории страны пребывания
разрешается дипломатическим путем. Дипломаты
пользуются также иммунитетом от гражданской
юриспруденции за исключением некоторых
случаев. Например по искам, относящимися
к любой профессиональной или коммерческой
деятельности дипломата в стране пребывания,
не связанной с его официальными функциями,
по искам о наследовании, если он выступает
в качестве исполнителя завещания или
наследника и др.
Дипломатические представители в свою очередь, обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела и т. д.
Установление пределов действия нормативно - правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт изучается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное значение, как отмечал этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов[10,c.335].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Республике Беларусь в связи с объявлением государственного суверенитета качественно и количественно изменилась вся система источников права. Наибольшие изменения произошли после внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года на референдуме 1996 года, а также после принятия закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в 2000 г. В Беларуси была установлена весьма сложная система источников права. Особенно запутанной и сложной является система нормативных правовых актов, которая включает различные акты, имеющие силу закона, в том числе несколько разновидностей самого закона.
В Республике Беларусь официально либо неофициально используются все известные источники права. При этом основными являются нормативно-правовые акты и договор нормативного содержания. Наиболее редко применяются в Беларуси канонические нормы. Связано это с отделением церкви от государства.
Договор является одним из самых распространенных источников права. В настоящее время договор как источник активно развивается. Огромное значение он имеет в развитии независимого от государства гражданского общества. Связано это с тем, что договор - это такая форма регулирования отношений, которая может существовать без участия государства. Договор как источник применяется во многих отраслях права (например, в трудовом праве).
На договоре, как источнике права, основано международное право. Нормы международного права создаются именно путем соглашения между государствами и различными международными организациями. Эти соглашения могут выступать как источники как непосредственно, так и являться основой принятия государствами соответствующих НПА.
Нормативный правовой акт выступает основным источникам права Республики Беларусь, как и в большинстве современных европейских государств, благодаря своим характерным особенностям. Нормативные правовые акты составляют основу всех отраслей права в правовой системе Республики Беларусь.
Сегодня существенно расширен перечень предметов регулирования законов по сравнению с советским периодом. Удельный вес законов в советское время составлял 0,25% от общего числа НПА. На современном этапе ситуация изменилась. Законы Беларуси теперь составляют около 5% от всех НПА республиканского уровня. Таким образом, доля законов выросла по сравнению с советским периодом в 20 раз.
Информация о работе Пределы действий нормативно-правовых актов в пространстве