Предмет и Метод государства и права. Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:56, лекция

Описание работы

1. Правоведение как отрасль научного знания. Объект и предмет науки ТГП. Метод изучения, виды методов. ТГП в системе гуманитарных и юридических наук.
2. Многообразие и теория происхождения государства. Общая характеристика первобытного общества: власть, органы управления, социальные нормы. Причины возникновения, признаки государства, отличающие его от власти родового строя.
Возникновения права, признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

   4. Легальность применения силы. В случаи нарушения правовых норм, карает государство.

  5.Лигитимность. Народ принимает власть

   6. Универсальность. Имеет возможность проникать во все сферы общественной жизни и влиять на них.

 

      Государственная  власть имеет свою основу, от которой зависит ее сила и эффективность. Эта основа представлена экономическими, социальными, нравственными идеологическими основами.

 

Экономическая основа коренится в характере производства. Сущность власти всегда зависит от форм собственности и способов распределения.

Чем сильнее экономика  страны, тем сильнее государственная  власть. Доказать.

 

Социальная основа коренится в расслоении общества на социальные группы и в существовании той из них, которая непосредственно поддерживает государственную власть. Чем больше социальных групп поддерживает власть, тем она сильнее.

 

Нравственная основа  - любая власть в своей основе должна придерживаться массовых представлений о моральных принципах.

 

Характер  государственной власти - 

Субъектно-объектный характер (публичный)

 

 

Сущность  государства:

 

Сущность – наиболее важные устойчивые свойства, определяющие глубинные связи и отношения предмета или явления, от которых завися все остальные свойства и признаки.

Самое устойчивое и важное.

 Сг = В + У

В соответствии с философскими убеждениями, сущность всего, что создано человеком, может быть рассмотрено с 2х сторон: путем указания на назначение в обществе, на способность удовлетворять потребности. Применяя эти трактовки, сущность гос-ва имеет 2 стороны:

1. Формальная – состоит в том, что гос-во является особой организацией политической власти, выступающей в качестве инструмента организации и управления процессами. Формальная сторона – это называние того, что есть государство.

2.Соержательная - указывает на назначение гос-ва и позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах гос-во осуществляет свою власть. Государство выражает интересы господствующего класса, и общесоциальные интересы.

 

Признаки государства, которые отличают его:

  1. гос-во это особая форма организации власти в обществе
  2. единственная организация, которая выражает коллективную волю общества, официально представляет всё общество
  3. Гос-во – это территориальная организация.
  4. Гос-во обладает суверенитетом: 1) суверенитет означает возможность абсолютного верховенства власти  в пределах своей территории (внутренний суверенитет).

                                                          2) независимо проводит политику на международном уровне (внешний суверенитет)

5. Государство это  единственная организация, которая уполномочена распоряжаться человеческими, материальными ресурсами всего общества.

6. Государство имеет право на  легальное применение силы.

 

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, выражающая коллективную волю общества и использующая его человеческие, природные, материальные ресурсы в целях выполнения, как сугубо классовых, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, действующий на основе согласования общественных интересов.

 

Вопрос №3

Структура общества.

Сформировалось 2 подхода  понимания о-ва:

1.в широком смысле это совокупность всех историческим форм  человеческой деятельности

         2.в узком – конкретный тип социальной системы.

 

Эта система имеет сложную структуру  и состоит из нескольких из элементов:

    1. Субъектный – представлен индивидами, (свободными людьми)
    2. Институциональный – это система институтов, сложившихся в обществе – церковь, наука, гос-во….
    3. Нормативный – представлен системой всех правил, которые участвуют в регулировании общественных отношений
    4. Коммуникативный – представлен системой связей между отдельными индивидами или институтами
    5. Интеллектуально-информационный компонент.
    6. Духовно ценностный компонент.

 

Четыре сферы:

  1. Экономическая
  2. Политическая (государство помещено в политическую сферу, природа гос-ва состоит в управлении)
  3. Социальная
  4. Идеологическая (представлена совокупностью всех ценностей общества)

 

 

Соотношение общества и гос-ва:

  1. различия
  2. взаимодействия о-ва и гос-ва.

 

Различия:

  1. по объёму – о-во и гос-во соотносятся как часть и целое, при этом о-во более масштабная организация, а гос-во его часть.
  2. время возникновения – о-во возникает раньше гос-ва, а гос-во порождается развитием общества и появляется на определенном этапе его существования
  3. по функциям – основной функцией гос-ва является управление социальными процессами, а о-во главным образом осуществляет интеграционную экономическую и коммуникативную функции.

 

Взаимодействия:

гос-во есть средство разумной организации общественной жизни, 

но существование гос-ва не возможно без ресурсов и потенциала самого о-ва.

Диалектика взаимоотношений  такова, что гос-ва управляет обществом, а последнее оказывает влияние на него и контролирует гос-во. К взаимоотношению современного гос-ва и общества подходят с точки зрения их партнерства, т е и гос-во и о-ва являются партнерами. Однако, такое соотношение существовало не всегда. В лит-ре сформулировано несколько моделей соотношения о-ва и гос-ва:

  1. когда гос-во в силу своей силы государство довлеет над о-вом вмешивается во все сферы и безраздельно господствует над о-вом.
  2. когда о-во оказывает активное, но не созидательное давление на гос-во.
  3. когда о-во и гос-во партнеры.

 

Задание: почитать о рыночной, распределительной и смешанной политических системах.

 

Вопрос 4

 

Типология государств:

  Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных исторически обособленной группе государств. Это совокупность общих признаков, сущности и экономическая их основа.

Отечественная юридическая наука традиционно рассматривает

2 подхода  к типологии государства:

  1. формационный
  2. цивилизационный

 

 

Формационный: разработан  в рамках марксистской социально экономической теории. Согласно ему, тип государства определяется экономическим строем о-ва. Каждому типу о-ва соответствует определенный тип производственных отношений и сопутствующих им политических духовных культурных явлений. Производство – базис, в другие сферы жизни – надстройка.

Гос-во и право это надстроечные явления. Исходя из формационного подхода, причина смены типов гос-ва кроется именно в экономическом базисе. Исходя из изменений в экономическом  базисе, выделяется 4 типа государства:

  1. Рабовладельче<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decorat

Информация о работе Предмет и Метод государства и права. Происхождение государства и права