Предмет и Метод государства и права. Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:56, лекция

Описание работы

1. Правоведение как отрасль научного знания. Объект и предмет науки ТГП. Метод изучения, виды методов. ТГП в системе гуманитарных и юридических наук.
2. Многообразие и теория происхождения государства. Общая характеристика первобытного общества: власть, органы управления, социальные нормы. Причины возникновения, признаки государства, отличающие его от власти родового строя.
Возникновения права, признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Свойства  первобытной власти.

    1. Общественный характер: органы управления не образовывали специального аппарата. Управляющие избирались на должности, но не освобождались от функций обычных общинников. Руководство делами общины было их общественной обязанностью.
    2. Персомефецированный характер – осуществляется на межличностном уровне, управляющий и управляемый имеют возможность общаться без посредников.
    3. Власть распространяется по принципу крови.
    4. Власть выражает волю и интересы всего общества.
    5. Власть в первобытном обществе ориентировалась на личный авторитет управляющего.

 

Социальные нормы родового строя

 

  1. Ритуал – правило поведения, в котором определяющее значение имеет внешняя форма поведения. Цель – вызвать чувства, психический настрой.

 

  1. Обряд – правило, выражающееся в символических действиях, в воспитательных целях (посвящение, изгнание духа, обряд захоронения).

 

  1. Мифы – сказания о практике, опыте и действиях предков и положительных героях.

 

  1. Обычаи – складываются исторически в результате многократного повторения в течении жизни нескольких поколений. Передаются из поколения в поколение, служили регулятором отношений и распространялись на все сферы жизни.

 

  1. Моральные нормы – правила поведения, основанные на субъективности мнения.

 

Свойства  моральных норм:

  1. Регулируют типичные отношения.
  2. Являются обязательными предписаниями.
  3. Имеют устную форму выражения.
  4. Обеспечивались мерами общественно воздействия.
  5. Запрет, табу – самое распространенное.

 

Первое государство  возникает ~5-6 тыс. лет назад. Появление связано с экономическими предпосылками возникновения. Возникновение государства является закономерным развитием перехода от присваивающей экономики к производящей.

 

 

 

 

Три разделения труда:

Формирование скотоводства и земледелия привело к первому крупному разделению труда.

Позднее человек освоил способы обработки материалов, что  создало возможность развития профессиональной деятельности. Ее появление повлекло 2е разделение труда.

Развитие средств производства делает труд человека более эффективным, приносящим большее количество благ. Появление избытков приводит к появлению  купечества и торговли. Это и есть 3е разделение труда.

 

Причины возникновения государства:

  1. Три разделения труда – первая причина возникновения государства.
  2. Появление прибавочного продукта и появление института частной собственности.
  3. Расслоение общества на слои с различными доходами.

Четвертое разделение труда – это выделение управляющего класса, появление профессиональных управленцев, формируется прообраз государства.

 

Отличительные признаки первобытной власти от власти государства:

  1. Если власть в первобытном обществе осуществлялась всем населением, то государственная власть отделена от общества, ей занимаются только те, кто обладает такими полномочиями.
  2. Власть в первобытном обществе организует население по кровнородственному признаку. В современном обществе – по территории и гражданству.
  3. По методу управления в первобытном обществе власть опирается на авторитет и уважение, а государственная власть - на силу и принуждение.
  4. В первобытном обществе все доходы, продукты делились поровну. А в государственной власти перераспределение продуктов осуществляется на основе других принципов, появляется институт налогов.

 

Государство и право возникают одновременно. Право формируется частично из старых обычаев, удовлетворяющих новым условиями, и из прецедентов. Обычай первобытного общества -> правовой обычай (обеспечивается силой государства) -> прецеденты -> законы.

 

Отличия обычая от права (отличия социальных норм от норм первобытного общества):

1.Если обычаи первобытного общества создавались всем населением и длительное время, то право формируется государственной властью. Если процесс создания обычаев был стихийным, то право создается осознанно.

2.Если обычаи  первобытном обществе исполнялись всеми добровольно в силу авторитета власти, то норма права обеспечиваются возможностью принуждения.

3.Если обычаи первобытного общества выражали интересы всей общины, то право выражает и защищает интересы правящего класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3: Сущность и типы гос-ва.

Вопросы:

  1. Соотношение общества и государства, понятие гражданского общества и правового государства.
  2. Власть как общая социологическая категория. Государственная власть как особая разновидность власти.
  3. Понятие и сущность государства.
  4. Признаки государства, отличающие его от других организаций.
  5. Типы государства. Формационный и цивилезационный походы к типологии государства.

 

Вопрос 1:

Правовое  государство —  1) демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

 

2) это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества. 

В правовом государстве  обеспечивается верховенство права  и реализуются:

  • права и свободы человека;
  • всеобщее равенство перед законом;
  • принцип разделения властей;
  • разрешение конфликтов через справедливый суд.

 

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.

 

Признаки гражданского общества:

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитая демократия;
  • правовая защищённость граждан;
  • определённый уровень гражданской культуры;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправление;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • легитимность.

 

Вопрос 2:

 

Нет определенного подхода  к изучению власти, но можно выделить несколько походов к ее пониманию:

 

  1. Власть – функция присущая любому коллективу, обществу.
  2. Власть - это волевое отношение, складывающееся между властным и подвластным.
  3. Это способность одного навязывать свою волю другому субъекту.
  4. Подход к власти как к организованной силе.
  5. Власть – совокупность государственных  органов, реализующих эту власть.

 

Власть необходима для  управления любым коллективом. Она - важнейшее средство для обеспечения организованности и порядка в любой социальной общности.

 

Эти положения находят подтверждение в различных видах власти. В обществе существует церковная, экономическая, политическая, партийная, семейная власть и т д. (все эти виды власти входят понятие социальной власти)

 

Социальная  власть – родовое понятие всех ее видов, важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. Она присуща любой организованной общности людей.

Признаки социальной власти:

    1. Базируется на силе принуждения и подчинении.
    2. Носит интеллектуально-волевой, сознательный характер.
    3. Существует в рамках общественных отношений.
    4. Есть правила, нормы, на которых она основывается
    5. Наличие средств осуществления власти.

 

Власть  - это обусловленная материальными условиями жизни общества и степенью его развития способность определенных структур починять поведение людей воле всего общества или его части, реализующаяся в рамках определенного вида отношений.

 

 

Структура власти:

 

Субъекты власти – это те, кому она принадлежит, носители власти. Носители способности управлять

Объект власти – власть ориентируется на общественные отношения. Они и есть объект власти. Объектом власти всегда является поведение людей.

Средства власти – тот инструментарий, который использует субъект власти для воздействия на объект власти.

Нормативная система – регламентирует реализацию власти. Власть основывается на правилах, нормах.

 

В силу различного характера  власти и ее природы, она может  иметь в основе подчинения ей различные  мотивы, может иметь различную мотивацию.

 

В  одном случаи в  качестве мотива выступает страх, в другом привычка, в 3м убеждение в необходимости подчинения этой власти. В качестве мотива могут быть авторитет и доверие, и другие мотивы. В зависимости от того какова мотивация определяется продолжительность этой власти.

 

Задание : подумать, сформулировать и аргументировать по поводу времени существования власти и ее зависимости от мотивов подчинения ей.

Помимо мотивации власти, говорят о моделях ее осуществления.

Выделяют 2 основные модели осуществления власти:

1. «Господство – подчинение» - господство предполагает социальное отношение, при котором приказ, отданный одними людьми, встретит повиновение, то есть признание и исполнение у других людей в соответствии с определенным легитимным порядком, основанном на традиции, вере или на доминирующих в данной культуре ценностях. Эта модель характерна для тоталитарного режима, абсолютной монархии, мотивом власти является страх граждан, опирается на авторитет и силу принуждения правителя. Она будет эффективна на определенном моменте.

2. «Руководство – подчинение» - это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Смысл и назначение руководства — осуществлять соблюдение функционирования всей системы для реализации определенных целей. Руководство предполагает организацию процесса – по этому оно эффективнее. Руководитель и подчиненный связаны. Эти отношения взаимно выгодны обоим сторонам. Оба заинтересованы в достижении цели.

 

Существует 3 точки зрения на вопрос соотношения  политической и государственной  власти:

  1. Исходит их того что политическая и государственная власть - тождественные понятия. Так как политическая власть исходит от государства при его прямом или косвенном участии.

 

  1. Политическая власть более широкое понятие, которое включает в себя власть государственную, так как политическая власть осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества (органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями…).

 

  1. Нельзя политическую и государственную власть рассматривать как тождественные понятия. Это разные понятия с различными сферами реализации. Политическая власть реализуется в гражданском обществе, а государственная – государтсве.

 

 

 

 

 

Черты государственной власти:

Государственная власть, будучи разновидностью социальной, обладая  всеми ее признаками, тем не менее, имеет только ей присущие черты.

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

 

 

Свойства  государственной власти:

 

  1. Публичность. В условиях гос-ва существует аппарат управления, который распространяет свои веления на все явления и сферы общественной жизни.  Они могут не совпадать и интересами народа, с интересами большинства.
  2. Верховенство. Означает, что ей должны подчиняться все остальные виды социальной власти. Починается через право. Право – это средство подчинения всех других видов власти. В демократических правовых государствах государственной власти подчиняются все власти, кроме власти народа. Это закрепляется во многих конституциях.

 

Задание – найти статью, в которой говорится что носитель суверенитета – народ.(3 статья)

 

    3 Законодательная монополия – означает, что государственная власть обладает монопольным правом на создание общеобязательных правовых норм. Все иные организации реализуют возможность участвовать в правовой деятельности через согласие государства

Информация о работе Предмет и Метод государства и права. Происхождение государства и права