Предпосылки происхождения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что “всегда является справедливым и добрым”, - каково естественное право. В другом смысле право - это то, что “полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право”.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность права
1.1 Понятие права
1.2 Причины возникновения права
2. Теории происхождения права
2.1 Теологическая или божественная теория
2.2 Патриархальная теория
2.3 Договорная теория
2.4 Психологическая теория
2.5 Теория насилия
2.6 Расовая теория
2.7 Материалистическая (классовая) теория
2.8 Историческая теория
2.9 Теория солидаризма
2.10 Социологическая теория права
2.11 Примирительная теория
2.12 Нормативистская теория права
3. Признаки права
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП 1.docx

— 61.68 Кб (Скачать файл)

По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.

Слабой стороной теории является слишком сильный толчок в сторону  психологических факторов в ущерб  другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит  природа права. Но несмотря на это, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

2.5 Теория насилия

Одной из распространенных теорий происхождения государства  и права является теория насилия, получившая широкое распространение  в конце XIX- начале XX в.

Теории насилия является утверждение в том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально - экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

Ссылаясь на пример образования  ряда стран Европы и Азии, которые  возникли, «вследствие подчинения одного класса людей другому образуется государство», а из потребности победителей  обладать «живыми орудиями» возникли экономическая основа античной семьи, отношения властвования, существовавшие между господином и его слугою.

По мнению автора, «не  из отдельных людей, как атомов, не из семейств, как ячеек, создается  государство. Не отдельные личности и не семейства являются его основными  частями». Только из различных «человеческих  групп, из различных племен возникает  государство и из них лишь состоит». Победители образуют правящий класс, а  побежденные и порабощенные - «класс рабочих и служащих».

Таким образом, ни общественный договор, ни божественное провидение, ни «высшие» идеи, ни «известные потребности» или «рационалистические и нравственные мотивы», как это следует из других учений о происхождении государства  и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних племен другими - одним словом, прямое насилие - «вот родители и повивальная бабка  государства» - являются основной причиной, согласно теории насилия, возникновения  данных источников.

При этом насилие рассматривается  не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов»  государства - победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее  далеко идущие социально - экономические  последствия. Какие последствия  имеются в виду? Прежде всего те, которые ассоциируются с появлением рабства. О государственной жизни, о ее хозяйственных основах племя тогда лишь могло думать, когда оно приобретало необходимые для этого «живые орудия», т.е. когда оно «покоряло себе другое племя, порабощало и эту порабощенную массу разделяло между отдельными своими членами, когда оно, таким образом, создало первую государственную организацию. 

На ранних стадиях развития общества, при низком уровне развития орудий труда и производства, когда  первобытный человек не в состоянии  был производить больше, чем это  нужно было для поддержания его  жизни, экономически не выгодным, а практически не мыслимым было превращение пленников в рабов. Их или убивали или принимали в новое племя, усыновляли. В силу этих же причин не могли вестись тогда и захватнические по своему характеру войны.

Развитие, идет по направлению  все более возрастающего «равноправия низших слоев с высшими, подвластных с властвующими». Все больше смягчаются формы и методы властвования. Постепенно образуется «современное культурное государство». Складываются такие его черты и особенности, как режим парламентаризма и законности, равноправие граждан, доступ их к управлению делами общества и государства и др. Исходными причинами и условиями становления такого либерального государства считается, однако, насилие.

Недостаток данной теории состоит в том, что она гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально - экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень  экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат  и производить соответствующее  военное вооружение. Если подобных экономических условий нет, никакое  насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем, бесспорно, что насилие играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было причиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

2.6 Расовая теория.

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего  строя развивались идеи естественного  деления населения в силу у  прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.

Наибольшее развитие и  распространение расовая теория права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о  физической и психологической неравноценности  человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

Важным средством решения  всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась  война. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным  немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: “война для государства такая  же необходимость, как раб для  общества”, “любите мир как средство к новым войнам”.

Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику “узаконенного” уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она  не используется больше как официальная  или даже полуофициальная идеология. Но как “научная”, академическая  доктрина она имеет хождение в  западных странах и в настоящее  время.

2.7 Материалистическая (классовая) теория.

Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство  возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Суть теории заключается  в том, что государство явилось  на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство и право не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным  явлением и отомрет с исчезновением  классовых различий.

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения  государства: афинскую, римскую и  германскую.

Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно  и преимущественно из классовых  противоречий формирующихся внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную  от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская форма - государство  возникает как результат завоевания обширных территорий для государства, над которыми родовой строй не дает ни каких средств.

Классовость и экономическая  обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием  этой теории является представление  о том, что право является продуктом  классового общества; выражением и  закреплением воли экономически господствующего  класса. Впоследствии положения марксисткой  теории прочно вошли в отечественное  право. Право полно только тогда, когда общество осуществит правило: “от каждого по способности, каждому  по потребностям”, то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдением основных правил общежития, что они добровольно будут трудиться по способностям.

2.8 Историческая  теория.

Основателями исторической теории считают немецких учёных Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухту. Историческая теория возникла в первой половине XIX в. в Германии, как противовес теории естественного права, из которой вытекали демократические и революционные идеи, призывы к коренному изменению существующего со средних веков политико-юридического строя и принятию законов, отвечающих «требованиям разума», «природе человека». В отличие от теологической и естественно-правовой теории, историческая школа права обращается к реальным процессам возникновения права.

Известно, что Германия развивалась  несколько запоздало по сравнению  с другими западноевропейскими  государствами и ещё не была готова к восприятию идей свободы личности, равенства граждан. Эти идеи пока были ею не востребованы, потому что экономика Германии ещё не вступила в эпоху предпринимательства. Возможно, по этой же причине в России идеи исторической школы права нашли в тот период большой отклик. По существу, эту теорию поддерживал и дореволюционный русский учёный Н.М.Коркунов.

Учёные утверждали, что  действующее в государстве право  совсем не сводится к совокупности законов. Право (и частное и публичное) возникает спонтанно, не создаётся  законодателем, а развивается подобно  языку народа, его манерам и  физическим характеристикам людей. Так же, как и язык, право, по мнению Савиньи, вырастает из национального духа, народного сознания. Никакой законодатель не в силах остановить или изменить это развитие права. Савиньи утверждал, что право первоначально «заключается» в сознании народа только по мере развития культуры начинает разрабатываться юристами. Таким образом, юристы не являются творцами права - они лишь выражают национальное самосознание. Делается вывод, что нормальный путь развития права - естественный рост, а не революция или установления.

Историческая школа права  породила различные взгляды. Некоторые  исследователи разделяют мнение Гуго, Савиньи и Пухты и считают, что данная теория имеет несколько достоинств:

- право - явление историческое  и развивается вместе с обществом,  не стоит на месте, будучи  раз и навсегда данным;

- право - это объективное  явление, а не чьё-то произвольное  творение;

- содержание права и  его значение зависит от этнокультурных  особенностей различных народов:  обычаи, традиции, религиозные взгляды,  специфика развития философии,  искусства, науки, морали оказывают  влияние на процессы правообразования.

Ряд авторов стремится  опровергнуть подобные рассуждения, найти  в них противоречия. «Восставая против учения естественного права, сторонники исторической школы думают найти  в истории подтверждения и  доказательства своего учения. Но суд истории высказывается против них.» Рудольф Иеринг отвергает учение Савиньи и Пухты о непроизвольном и безболезненном развитии права. Он утверждает, что человек - борец за право, принимает активное участие в процессе образования и развития права. Современный исследователь Т.В.Кашанина считает, что «историческая теория не может удовлетворить наше любопытство относительно происхождения права по многим моментам». Она утверждает, что историческая теория преувеличивает роль общественного сознания в процессе правообразования, что некоторые обычаи носят не национальный, а международный характер. Но, с другой стороны, можно ли считать, что все обычаи справедливы и ведут к появлению права? Однозначно ответить трудно.

Одним словом, историческая теория права даёт очень много  поводов для своей критики. Но, несмотря на это, её следует признать крупным продвижением теоретико-правовой мысли вперёд в изучении вопросов происхождения права.

Информация о работе Предпосылки происхождения права