Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 00:19, курсовая работа
В Российской Федерации, как и во всяком другом современном государстве, действует большое число различных юридически обязательных правил.
Такого рода правила имеют своей целью обеспечить правопорядок и должную государственную дисциплину в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Иногда эти правила не без основания называют общеобязательными.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды правонарушения 4
1.1. Понятие и признаки правонарушения 4
1.2. Юридический состав правонарушения 9
1.3. Виды правонарушений 11
Глава 2. Преступления 13
2.1. Понятие и признаки преступления 13
2.2. Классификация преступлений 20
Глава 3. Проступки 24
3.1. Понятие, признаки и виды проступков 24
3.2. Административные правонарушения 26
3.3. Дисциплинарные проступки 31
3.4. Гражданские правонарушения 33
Заключение 38
Список литературы 40
Таким образом,
общественная опасность и
Действующий Уголовный кодекс впервые ввел в законодательное определение преступления и такие признаки, как виновность и наказуемость.
Виновность
как конструктивный признак
В соответствии с ч. 1 ст. 24 УК виновным в преступлении признается лицо, совершившее общественно опасное и противоправное деяние умышленно либо по неосторожности. Вина (виновность) в уголовно-правовом понимании означает определенное психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию (действию или
бездействию) и его общественно опасным последствиям. Вина проявляется в одной из предусмотренных законом форм: в форме умысла (прямого или косвенного) либо в форме неосторожности (в виде легкомыслия или небрежности). Если деяние совершено без вины (случайно), то несмотря на его общественную опасность не может признаваться преступлением и поэтому не влечет уголовной ответственности.
Наказуемость — признак преступления, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие, неблагоприятное для правонарушителя. Согласно ч. 2 ст. 2 УК, закон для осуществления стоящих перед ним задач не только определяет, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями, но и устанавливает наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые за совершение преступлений. Поэтому наказуемость означает, что за предусмотренные уголовным законом и совершенные виновно общественно опасные деяния может быть назначено установленное в санкции уголовно-правовой нормы наказание (либо иная мера уголовно-правового характера). Иначе говоря, наказуемость — это предусмотренная законом возможность назначения наказания. Такая возможность реализуется не во всех случаях совершения преступлений. Во-первых, не каждое преступление фиксируется правоохранительными органами. Во-вторых, не каждое зафиксированное преступление раскрывается. В-третьих, по основаниям и в случаях, предусмотренных законом, лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от наказания. Однако во всех подобных случаях речь идет именно о преступлении, поскольку уголовно-правовая норма, содержащая описание данного вида общественно опасных деяний, предусматривает определенное наказание за его совершение.
Таким образом,
под наказуемостью следует
2.2. Классификация преступлений
В зависимости от поставленной задачи все преступления могут классифицироваться, то есть подразделяться на группы, по разным классификационным признакам. По форме вины они делятся на умышленные и совершенные по неосторожности, по объекту посягательства они объединяются в большие группы, включенные в самостоятельные разделы и главы Особенной части Уголовного кодекса. Важным классификационным критерием является характер и степень общественной опасности. Для российского законодательства эта классификация особенно важна, поскольку в УК Российской Федерации не воспринято присущее многим зарубежным Уголовным кодексам подразделение уголовно-наказуемых деяний на преступления, проступки и нарушения (Франция), или на преступления и проступки (ФРГ), или на преступления и нарушения (Испания), или на фелонию и мисдиминор (США) и т. д.
Попытка классифицировать преступления по степени общественной опасности была предпринята еще в УК РСФСР. Первоначально в нем упоминались малозначительные, не представляющие большой общественной опасности, тяжкие и особо тяжкие преступления, затем первая группа была соединена со второй. Эта попытка не была удачной, поскольку, во-первых, классификацией не охватывалось большое число преступлений, занимающих промежуточное положение между не представляющими большой общественной опасности и тяжкими; во-вторых, в законе отсутствовали какие бы то ни было точные характеристики менее тяжких преступлений (выделяемых в теории уголовного права) и преступлений, не представляющих большой общественной опасности; в-третьих, классификация не имела единых классификационных признаков.
УК РФ впервые
на законодательном уровне
«Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы» (ч. 2 ст. 15 УК).
«Преступлениями
средней тяжести признаются
«Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы» (ч. 4 ст. 15 УК).
«Особо тяжкими
преступлениями признаются
Как видно
из законодательной
В ходе реформы российского уголовного законодательства предлагалось
привести в законе полный перечень всех преступлений, относящихся к каждой из четырех категорий преступлений, поскольку не наказанием должна определяться категория преступления, а, наоборот, от категории преступления должно зависеть наказание (его размер). Однако это предложение законодателем не было воспринято не только по соображениям законодательной техники (пришлось бы составлять громоздкие перечни, причем одно и то же преступление в зависимости от квалифицирующих признаков могло содержаться в двух или трех перечнях), но и по существу. Дело в том, что установленная законом санкция объективно выражает официальную (законодательную) оценку характера и степени общественной опасности описанного в диспозиции преступления. Именно эта оценка, а не субъективное усмотрение суда, определяет принадлежность преступления к той или иной категории1.
Таким образом, преступление, как вид правонарушения обладает всеми его признаками, однако имеет и свои, особые признаки, которые выделяют его, а именно: преступление – это: 1. Общественно опасное деяние. 2. Запрещенное Уголовным кодексом РФ деяние под угрозой наказания. То есть общественная опасность и противоправность – это две характеристики преступления (социальная и юридическая), ни одна из которых в отрыве от другой, не может характеризовать деяние как преступное и уголовно наказуемое.
Глава 3. Проступки
3.1. Понятие и виды проступков
Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.
В зависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным поведением причиняется вред, и в зависимости от характера применяемого при этом взыскания все проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые (деликты).
Особенность административных проступков заключается в том, что они совершаются в сфере деятельности исполнительных органов власти государства и за их совершение предусматривается административная ответственность. Она может выражаться в вынесении предупреждения, наложении штрафа, лишении права управления транспортными средствами и др.
Согласно российскому
законодательству, повторность одного
и того же административного
проступка в ряде случаев
Дисциплинарные проступки представляют собой вредные для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины.
Ответственность за совершение дисциплинарных проступков предусматривается в различных ведомственных (уставах, положениях, инструкциях) и локальных (решениях местных органов государственной власти и др.) нормативно-правовых актах. Устанавливаются различные меры административного воздействия и в текущем законодательстве. Скажем, Кодексом законов о труде Российской Федерации предусматриваются такие дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины, как выговор, строгий выговор, замечание, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.
Гражданско-правовые
проступки понимаются как
Гражданское право России, равно как и других стран, устанавливает, наряду с общими принципами гражданско-правовой ответственности, конкретные санкции, применяемые за те или иные гражданские правонарушения. Среди них: возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др. При этом в Гражданском кодексе России закрепляется принцип, в соответствии с которым, в частности, "уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором" (ст. 396, п. 1).1
3.2. Административные правонарушения
Характеристика общего состава административного проступка предполагает анализ и последующую классификацию родовых составов, охватывающих виды административных правонарушений, имеющих относительно единый объект посягательства (например, правонарушения, посягающие на права граждан).
Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных проступков единого критерия их классификации не существует. В качестве его выступает комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правонарушений.
Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, общественный порядок, собственность, порядок управления) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (например, промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, экологию и т.д.).
На основе
данного критерия все виды
административных
1. Административные
2. Административные