Президент РФ, основные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Президентская власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.
Важно отметить следующее, что направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:
1. Президент выступает как глава государства;
2. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;
3. Президент обладает законодательными полномочиями;
4. В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Президент - как глава государства………………………..6
1.2. Конституционный (правовой) статус Президента РФ……….6
Глава 2. Основные функции Президента РФ ……………………..10
Глава 3. Полномочия Президента РФ………………………………15
3.1. Полномочия Президента РФ в сфере законодательной власти.
……………………………………………………………………………15
3.2. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
……………………………………………………………………………16
3.3. Полномочия Президента РФ в сфере судебной власти………17
3.4. Полномочия Президента РФ в сфере внешней политики…...17
3.5. Полномочия Президента РФ в сфере обороны и безопасности.
…………………………………………………………………………….18
3.6. Президент РФ и субъекты РФ……………………………………19
3.7. Полномочия Президента РФ в иных сферах государственной деятельности……………………………………………………………..20
Глава 4. Порядок избрания, вступления и отрешение от должности Президента Российской Федерации…………………………………..23
4.1. Порядок избрания Президента РФ………………………………23
4.2. Порядок вступления в должность Президента РФ……………24
4.3. Прекращение полномочий Президента РФ…………………….25
4.4. Отрешение от должности Президента РФ………………………26
Заключение………………………………………………………………28
Библиографический список……………………………………………3

Файлы: 1 файл

sama_rabota_KP.docx

— 41.87 Кб (Скачать файл)

Функция гаранта Конституции  предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя  пробелы в правовой системе и  реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная  власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства  не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия принимать Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих...), по борьбе с организованной преступностью и т.д.

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности. И здесь Президент должен действовать  в пределах своих полномочий, установленных  Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции  не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент  и в меру своего разумения должен определить нарушение  или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной  целостности, и предпринять соответствующие  действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном  ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда  требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция  предусматривает порядок объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого и адекватного реагирования.

Если Президент не реализует своей конституционной функции и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма, то вся конституционная законность создана бессмысленно. Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в установленном Конституцией РФ порядке (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч.2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного суда (в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции не обладают)

Сложной и ответственной  является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной  власти. Президент РФ выполняет роль арбитра, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает  на Президента функцию определения  основных направлений внутренней и  внешней политики государства, оговаривая, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и  федеральными законами. Упоминание в  этой связи федерального закона указывает  на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней  политики участвует также и Федеральное  Собрание. И процесс определения  основных направлений политики государства  развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее  всегда имеет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному  вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Представительские функции  Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство  внутри страны), и эти представители  наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства,  взятые на российское государство должностными лицами без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Полномочия Президента Российской Федерации

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних  случаях эти полномочия носят  прерогативный характер (т. е. принадлежат  исключительно ему), в других соприкасаются  с полномочиями других органов государственной  власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских  полномочий сбалансирована с полномочиями этих других органов государственной  власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов.

По специфике предметов  компетенции и взаимоотношений  с другими органами государственной  власти полномочия Президента могут  быть разбиты на несколько основных групп.

 

 Полномочия  Президента Российской Федерации  в различных сферах государственной  власти.

3.1. В сфере законодательной власти

Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций  главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют  с полномочиями представительного  органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей.

В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений  с парламентом позволяют рассматривать  главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президент РФ в сфере законодательной власти:

- Назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

- Распускает Государственную  Думу в случаях и порядке,  предусмотренных Конституцией РФ;

- Назначает референдум  в порядке, установленном федеральным  конституционным законом ;

-  Вносит законопроекты  в Государственную Думу;

- Подписывает и обнародует  федеральные законы;

- Обращается к Федеральному  Собранию с ежегодными посланиями  о положении в стране, об основных  направлениях внутренней и внешней  политики государства.

3.2. В сфере исполнительной власти

Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской  власти. Президент РФ :

- Назначает с согласия  Государственной Думы Председателя  Правительства РФ;

- По предложению Председателя  Правительства РФ назначает на  должность и освобождает от  должности заместителей Председателя  Правительства РФ, федеральных министров;

- Имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства  РФ;

- Принимает решение об  отставке Правительства РФ;

- Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить  свою кандидатуру исполняющим обязанности  Председателя Центрального Банка, а  затем снова внести эту кандидатуру  в Думу. Следовательно, никакой орган  не имеет инициативного права  в этом вопросе, кроме Президента.

- назначает и освобождает  полномочных представителей Президента  РФ.

3.3. В сфере судебной власти

В соответствии с принципом  разделения властей и независимости  судов Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право:

- Представлять Совету  Федерации кандидатуры для назначения  на должности судей Конституционного  Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ;

- Назначает судей других  федеральных судов;

- Представляет Совету  Федерации кандидатуру для назначения  на должность Генерального прокурора  РФ и вносит в Совет Федерации  предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ.

В случае отклонения Советом  Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначать исполняющего обязанности Генерального прокурора  РФ.

3.4. В сфере внешней политики

-  Осуществляет руководство  внешней политики РФ;

- Ведет переговоры и  подписывает международные договоры  РФ;

- Подписывает ратификационные  грамоты;

- Принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитуемых  при нем дипломатических представителей;

- Назначает и отзывает  после консультации с соответствующими  комитетами или комиссиями палат  Федерального Собрания дипломатических  представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Руководство Президента внешней  политикой в значительной степени  проводится через Министерство иностранных  дел, которое подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом  Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

3.5. В сфере обороны и безопасности

- Формирует и возглавляет  Совет Безопасности РФ, статус  которого определяется федеральным  законом;

- Утверждает военную доктрину  РФ;

- является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами РФ;

- Назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных  Сил РФ;

- В случае агрессии  против РФ или непосредственной  угрозы агрессии вводит на  территории РФ или в отдельных  ее местностях военное положение  с незамедлительным сообщением  об этом Совету Федерации и  Государственной Думе;

- При обстоятельствах  и в порядке, предусмотренных  федеральным конституционным законом,  вводит на территории РФ или  в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В Федеральном законе «об обороне» от 31 мая 1996 года закреплен ряд других военных полномочий Президента РФ: определение основных направлений военной политики РФ, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного времени и прекращение их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждения концепции и планов строительства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, издание указов о призыве на военную службу и др. Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так, например, совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и т.д. разделение полномочий в области обороны между Президентом РФ и Федеральным Собранием, как и выделение собственных полномочий Правительства РФ в этой области, отвечает демократическому подходу к определению пределов власти главы государства, исключающему ее чрезмерную концентрацию в его руках в столь важной власти.

3.6. Президент и субъекты РФ.

Полномочия Президента РФ как главы федерального государства  вытекают из его основных функций  как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента. Это полномочие позволяет Президенту назначать глав администраций в регионы, когда там по каким-то причинам не могут быть проведены выборы местной администрации. Президент вправе вмешиваться в споры между органами государственной власти Федерации и регионов, а также - самих регионов. Для этого он прибегает к различным согласительным процедурам.

Однако в Конституции  РФ предусматривается и более  сильный инструмент влияния Президента на субъекты РФ. Так, в соответствии с ч.4 ст. 78 он вместе с Правительством РФ обеспечивает «в соответствии с  Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ». Такая формулировка означает , что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как  организованное неповиновение властям, мятежи, односторонне провозглашенный  выход из состава Федерации  или  создание незаконных вооруженных формирований, но и любое уклонение от исполнения правовых актов Федерации и нарушение  конституционного правопорядка требуют  от Президента и Правительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральной государственной  власти.

Информация о работе Президент РФ, основные функции