Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:53, курсовая работа
Президентская власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.
Важно отметить следующее, что направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:
1. Президент выступает как глава государства;
2. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;
3. Президент обладает законодательными полномочиями;
4. В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Президент - как глава государства………………………..6
1.2. Конституционный (правовой) статус Президента РФ……….6
Глава 2. Основные функции Президента РФ ……………………..10
Глава 3. Полномочия Президента РФ………………………………15
3.1. Полномочия Президента РФ в сфере законодательной власти.
……………………………………………………………………………15
3.2. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
……………………………………………………………………………16
3.3. Полномочия Президента РФ в сфере судебной власти………17
3.4. Полномочия Президента РФ в сфере внешней политики…...17
3.5. Полномочия Президента РФ в сфере обороны и безопасности.
…………………………………………………………………………….18
3.6. Президент РФ и субъекты РФ……………………………………19
3.7. Полномочия Президента РФ в иных сферах государственной деятельности……………………………………………………………..20
Глава 4. Порядок избрания, вступления и отрешение от должности Президента Российской Федерации…………………………………..23
4.1. Порядок избрания Президента РФ………………………………23
4.2. Порядок вступления в должность Президента РФ……………24
4.3. Прекращение полномочий Президента РФ…………………….25
4.4. Отрешение от должности Президента РФ………………………26
Заключение………………………………………………………………28
Библиографический список……………………………………………3
Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия принимать Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих...), по борьбе с организованной преступностью и т.д.
Столь же широко сформулирована
в Конституции РФ функция Президента
по охране суверенитета РФ, ее независимости
и государственной целостности.
И здесь Президент должен действовать
в пределах своих полномочий, установленных
Конституцией, но и в этом случае
не исключаются дискреционные
Если Президент не реализует своей конституционной функции и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма, то вся конституционная законность создана бессмысленно. Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в установленном Конституцией РФ порядке (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч.2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного суда (в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции не обладают)
Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ выполняет роль арбитра, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.
Конституция РФ возлагает
на Президента функцию определения
основных направлений внутренней и
внешней политики государства, оговаривая,
что эта функция должна осуществляться
в соответствии с Конституцией и
федеральными законами. Упоминание в
этой связи федерального закона указывает
на то, что в определении основных
направлений внутренней и внешней
политики участвует также и Федеральное
Собрание. И процесс определения
основных направлений политики государства
развивается в сотрудничестве Президента
и Федерального Собрания, но последнее
всегда имеет возможность
Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).
Глава 3. Полномочия Президента Российской Федерации
Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер (т. е. принадлежат исключительно ему), в других соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями этих других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов.
По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на несколько основных групп.
Полномочия
Президента Российской
3.1. В сфере законодательной власти
Полномочия Президента, вытекающие
из различия конституционных функций
главы государства и
В то же время полномочия
Президента в сфере взаимоотношений
с парламентом позволяют
- Назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;
- Распускает Государственную
Думу в случаях и порядке,
предусмотренных Конституцией
- Назначает референдум
в порядке, установленном
- Вносит законопроекты в Государственную Думу;
- Подписывает и обнародует федеральные законы;
- Обращается к Федеральному
Собранию с ежегодными
3.2. В сфере исполнительной власти
Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент РФ :
- Назначает с согласия
Государственной Думы
- По предложению Председателя
Правительства РФ назначает на
должность и освобождает от
должности заместителей
- Имеет право
- Принимает решение об отставке Правительства РФ;
- Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
Если же Дума не утверждает
кандидатуру, предложенную Президентом,
то последний может назначить
свою кандидатуру исполняющим
- назначает и освобождает
полномочных представителей
3.3. В сфере судебной власти
В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право:
- Представлять Совету
Федерации кандидатуры для
- Назначает судей других федеральных судов;
- Представляет Совету
Федерации кандидатуру для
В случае отклонения Советом
Федерации кандидатуры, предложенной
Президентом, последний в течение
30 дней представляет новую кандидатуру,
но лишен права назначать
3.4. В сфере внешней политики
- Осуществляет руководство внешней политики РФ;
- Ведет переговоры и
подписывает международные
- Подписывает ратификационные грамоты;
- Принимает верительные
и отзывные грамоты
- Назначает и отзывает
после консультации с
Руководство Президента внешней
политикой в значительной степени
проводится через Министерство иностранных
дел, которое подведомственно
3.5. В сфере обороны и безопасности
- Формирует и возглавляет
Совет Безопасности РФ, статус
которого определяется
- Утверждает военную доктрину РФ;
- является Верховным
- Назначает и освобождает
высшее командование
- В случае агрессии
против РФ или
- При обстоятельствах
и в порядке, предусмотренных
федеральным конституционным
В Федеральном законе «об обороне» от 31 мая 1996 года закреплен ряд других военных полномочий Президента РФ: определение основных направлений военной политики РФ, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного времени и прекращение их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждения концепции и планов строительства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, издание указов о призыве на военную службу и др. Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так, например, совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и т.д. разделение полномочий в области обороны между Президентом РФ и Федеральным Собранием, как и выделение собственных полномочий Правительства РФ в этой области, отвечает демократическому подходу к определению пределов власти главы государства, исключающему ее чрезмерную концентрацию в его руках в столь важной власти.
3.6. Президент и субъекты РФ.
Полномочия Президента РФ как главы федерального государства вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента. Это полномочие позволяет Президенту назначать глав администраций в регионы, когда там по каким-то причинам не могут быть проведены выборы местной администрации. Президент вправе вмешиваться в споры между органами государственной власти Федерации и регионов, а также - самих регионов. Для этого он прибегает к различным согласительным процедурам.
Однако в Конституции
РФ предусматривается и более
сильный инструмент влияния Президента
на субъекты РФ. Так, в соответствии
с ч.4 ст. 78 он вместе с Правительством
РФ обеспечивает «в соответствии с
Конституцией РФ осуществление полномочий
федеральной государственной