Причины правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Проблема правонарушений была и остается одной из самых значимых для общества на протяжении всего времени существования человечества. Данная проблема не утрачивала своей актуальности ни при каких общественных строях и формациях. Правонарушения существовали всегда. Поэтому нельзя не согласиться с французским социологом Эмилем Дюркгеймом, который считал, что преступления являются элементом любого здорового общества.
Те или иные криминологические концепции высказывались еще древними мыслителями. Первые теоретические построения в этой области мы находим еще у Платона и Аристотеля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Понятие и основные признаки административного правонарушения…………….5
1.1 Виды правонарушений …………………………………………………………….5
1.2 Понятие и основные черты административной ответственности …………………9
1.3 Понятие административных взысканий и их наложение…………………………14
2 Юридический состав административного правонарушения……………………..17
2.1 Возбуждение дел об административных правонарушениях…..……………….21
2.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях……..…………….24
2.3 Административные комиссии…………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………………..34
Глоссарий……………………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Бйцур Е. А. Теория государства и права.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Архангельский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства  и права

Тема

Причины правонарушения

Фамилия студента

Байцур

Имя студента

Евгений

Отчество студента

Анатольевич

№ контракта

1371112400109018


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

1Понятие и основные признаки административного правонарушения…………….5

1.1 Виды правонарушений …………………………………………………………….5

1.2 Понятие и основные  черты административной ответственности …………………9

1.3 Понятие административных  взысканий и их наложение…………………………14

2 Юридический состав  административного правонарушения……………………..17

2.1 Возбуждение дел  об административных правонарушениях…..……………….21

2.2 Рассмотрение дел  об административных правонарушениях……..…………….24

2.3 Административные комиссии…………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………………..34

Глоссарий……………………………………………………………………………….36

Список литературы………………………………………………………………………37

Приложение…………………………………………………………………………….38

Введение

Проблема правонарушений была и остается одной из самых  значимых для общества на протяжении всего времени существования  человечества. Данная проблема не утрачивала своей актуальности ни при каких  общественных строях и формациях. Правонарушения существовали всегда. Поэтому нельзя не согласиться с французским социологом Эмилем Дюркгеймом, который считал, что преступления являются элементом любого здорового общества.

Те или иные криминологические  концепции высказывались еще  древними мыслителями. Первые теоретические построения в этой области мы находим еще у Платона и Аристотеля. Большое внимание проблеме преступности уделяли такие мыслители XVIII века, как Беккариа, Бентан, Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Локк, Монтескье и другие. О правонарушениях и их причинах размышляли социалисты-утописты Мор, Мелье, Сен-Симон, Фурье, Оуэн, в нашей стране– Радищев, а также революционные демократы – Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев и многие другие. Самостоятельная наука о преступности и ее причинах сформировалась лишь во второй половине XIX века, и получила название криминология. Некоторое время ее называли также уголовной этиологией, уголовной социологией или биологией–в зависимости от того, специалистами каких наук являлись изучавшие преступность ученые.

Главная задача теории государства  и права при изучении правонарушений в обществе состоит в раскрытии  социальной сущности этого явления. Но для того, чтобы анализировать  их социальную сущность, необходимо прежде всего знать, что такое правонарушение. Иначе говоря, следует охарактеризовать те общие признаки, которые свойственны всем разновидностям правонарушений (преступлений, гражданско-правовых, административных и иных проступков) и отличают их от других общественных явлений.Правонарушения, во-первых, совершаются людьми, не силами природы, предметами или животными. Правонарушения неразрывно связаны с правом, которое регулирует только общественные отношения, т. е. отношения людей (отдельных индивидов или их организаций). Лишь применительно к древности и средним векам, когда людям еще не была достаточно ясна природа права и юридической ответственности как чисто общественных явлений, когда юридическая ответственность распространялась в некоторых случаях не только на животных, но и на неодушевленные предметы, можно весьма условно говорить о правонарушениях как действиях не только людей, но и сил природы, животных. Новейшая история человеческого общества таких случаев не знает.

Правонарушения могут  совершаться отдельными индивидами - гражданами России (в качестве граждан или должностных лиц), лицами без гражданства, иностранцами. Субъектами правонарушений могут быть также организации. Субъектом правонарушения может быть, однако, не всякий индивид. Современное право признает самостоятельную возможность выполнять юридические обязанности только за людьми, достигшими определенного возраста и вменяемыми. Правонарушения связаны, прежде всего, с неисполнением юридических обязанностей. Поэтому неправомерными не могут быть поступки детей, которые не достигли указанного законом возраста, а также действия лиц невменяемых. Теория государства и права не может свести свою работу к компилятивному изложению выводов отраслевых дисциплин об отдельных видах правонарушений. Она должна, прежде всего раскрыть социальную сущность правонарушений. Но это только одна сторона дела. Исследование социальной сущности правонарушений должно служить более глубокому и правильному решению юридических вопросов, связанных с этим явлением. Поэтому в задачи науки теории государства и права входит также раскрытие юридической формы общественной вредности правонарушений, выявление необходимых элементов их объективной и субъективной стороны, анализ основных специфических черт преступлений и проступков, разграничение смежных правонарушений. Раскрытие понятия правонарушения — важная предпосылка для глубокой научной разработки проблемы ликвидации рассматриваемого общественного явления. Но это только одна предпосылка. Другая состоит в систематическом и планомерном изучении динамики всех видов правонарушений, детальном исследовании конкретных условий, способствующих их совершению, и т. д. Вторая предпосылка требует длительной работы большого коллектива ученых. Поэтому в настоящей работе проблема преодоления правонарушений рассматривается лишь с общих позиций их социальной природы. Сначала мы сформируем понятие правонарушения, сопоставив его социологическую и юридическую стороны, и выделим признаки каждой из них, потом рассмотрим виды правонарушений, подробнее остановившись на проступках и преступлениях и, в свою очередь, составим их внутреннюю классификацию, и в конце постараемся охарактеризовать основные причины этого общественного явления, ознакомившись со взглядами ученых различных направлений, которые, каждый в свое время, развивали или создавали заново теории мотивации правонарушений. Наука о преступности и ее причинах сформировалась во второй половине XIX века и получила название криминология. Некоторое время ее называли также уголовной этиологией, уголовной социологией или биологией — в зависимости от того, специалистами каких наук являлись изучавшие преступность ученые.

Развитие начинается, как правило, с эволюции производительных сил, изменяющей количество и качество социальных позиций, в частности, структуру рабочих мест, а, следовательно, и те пропорции, в которых индивиды распределяются по общественным классам и группам. От состояния производительных сил зависит и доля общественного продукта, получаемая каждой социальной группой, а, в конечном счете, и каждым индивидом. Наконец, уровень производительных сил определяет и те культурно-образовательные свойства, которыми должен обладать индивид, чтобы занять ту или иную социальную позицию. Этот спрос обусловливает и качества функционирующей в обществе системы образования, и общий уровень культуры населения, и его социальные возможности. Таким образом, складывается объективная очередность изменений производительных сил, производственных отношений и институтов культуры и быта, а, следовательно, и отношений между социальными позициями в этих сферах общественной жизни. Поэтому изменения в этих сферах не совпадают во времени и могут совпадать лишь случайно. Ближайший результат такого несовпадения —.

Основная часть

1 Понятие и основные признаки административного правонарушения

Под административным правонарушением (проступком) согласно ст. 2.1 КоАП РФ понимается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Сформулированное понятие  отражает специфические признаки (черты) административного правонарушения, его антиобщественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

Некоторые правонарушения имеют комплексный характер, являясь  одновременно дисциплинарным и административным правонарушением. Их иногда называют административно-дисциплинарными  правонарушениями.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие "деяние". Деяние - это действие, поступок, свершение. В целом, это акт волевого поведения, который включает в себя два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение прав охоты, рыбной ловли, неостановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГИБДД и т.д.).

Бездействие есть пассивное  невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние содержит признаки административного правонарушения.

Противоправность заключается  в совершении деяния, нарушающего  нормы права. Эти нормы могут  принадлежать не только административному, но и ряду других отраслей права. Принципиально  то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога - нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или но неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности (например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов).

С одной стороны, административное правонарушение - основание административной ответственности, с другой, такая  ответственность- признак административного  правонарушения, определяющий его юридическую  природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д. (например, расточительное расходование электрической и тепловой энергии и т.д.).

Признаки административного  правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание  этого вопроса имеет не столько  теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ч.2 ст. 2.3 КоАП РФ).

1.1 Виды правонарушений  или их классификация - это  деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам:  характеру регулируемых отношений,  степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

По областям регулируемых отношений  правонарушения различаются:

гражданские - правонарушения в области  гражданского законодательства.

трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.

уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность

административные - правонарушения, за которые настоящим Кодексом или  законами, субъектов Российской Федерации  установлена административная ответственность.1

процессуальные

По общественной опасности правонарушения принято делить на:

преступления

иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Существует также классификация  правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:

-  в области экономических  отношений (собственность, труд, распределение, и другие)

- в области социально - бытовых  отношений (семья, быт, общественный порядок)

- в сфере управления (деятельность  государственного аппарата, общегражданские  обязанности).

Можно также различать правонарушения, посягающие на:

- духовные или материальные  блага

- общественные или личные интересы

2 Юридический состав административного правонарушения

Наличие состава правонарушения является, таким образом, необходимым основанием для всех видов юридической ответственности. При этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности.

Юридический состав административного правонарушения представляет собой совокупность четырех элементов: объект противоправного посягательства;  субъект деликта (юридическое лицо); содержание деликта (объективная сторона),  психоэмоциональный статус участников (субъективная сторона).

Информация о работе Причины правонарушения