Причины правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Проблема правонарушений была и остается одной из самых значимых для общества на протяжении всего времени существования человечества. Данная проблема не утрачивала своей актуальности ни при каких общественных строях и формациях. Правонарушения существовали всегда. Поэтому нельзя не согласиться с французским социологом Эмилем Дюркгеймом, который считал, что преступления являются элементом любого здорового общества.
Те или иные криминологические концепции высказывались еще древними мыслителями. Первые теоретические построения в этой области мы находим еще у Платона и Аристотеля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Понятие и основные признаки административного правонарушения…………….5
1.1 Виды правонарушений …………………………………………………………….5
1.2 Понятие и основные черты административной ответственности …………………9
1.3 Понятие административных взысканий и их наложение…………………………14
2 Юридический состав административного правонарушения……………………..17
2.1 Возбуждение дел об административных правонарушениях…..……………….21
2.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях……..…………….24
2.3 Административные комиссии…………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………………..34
Глоссарий……………………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Бйцур Е. А. Теория государства и права.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Отсутствие  любого из них исключает как наличие  состава в целом, так и соответственно, применение мер государственного принуждения.

Рассмотрим  состав административного правонарушения применительно к юридическим  лицам:

Объектом административного правонарушений являются общественные отношения, которые регулируются и охраняются нормами административного права в сферах исполнительной власти, предусматривающими применение видов административного наказания (ст. 3.2 КоАП РФ). Объектами административных правонарушений, согласно ст. 1.2 являются: защита личности; охрана прав и свобод человека и гражданина; охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения; защита общественной нравственности; охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти; общественного порядка и общественной безопасности, собственности; защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.

Данные объекты по своей правовой характеристике являются родовыми объектами административных правонарушений, которые составляют неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Общим же профилактическим объектом является предупреждение административных правонарушений.

В особенной части раздела второго  при формулировании родовых объектов указаны два правовых критерия –  отрасль и объект посягательства.

Различают также видовой объект – специфическая юридическая группа общественных отношений, являющаяся разновидностью родового объекта. В КоАП видовой объект достаточно полно и объемно регулирует административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг, таможенные дела.

Объективная сторона административного правонарушения характеризуется системой законодательных норм и правил, регулируемых административно-правовыми средствами и юридически значимыми признаками, важным внешним проявлением которых является деяние.

Объективная сторона правонарушения - это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и др. обстоятельства. Объективная сторона правонарушения может характеризоваться и такими признаками, как повторность, систематичность, злостность.

Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение, применительно к рассматриваемой  теме - юридическое лицо.

Для характеристики юридического лица как субъекта административного правонарушения его понятие заимствовано из гражданского права. В ч.3 ст.2.1 КоАП РФ закрепляется важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Одновременно привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Следовательно, орган, рассматривающий конкретное дело об административном правонарушении, должен будет доказать вину как юридического лица, так и физического.

Заключение

Единственным основанием административной ответственности, является наличие состава административного правонарушения как в нормативном, так и в фактических аспектах. Понятие административного правонарушения появилось в 80-х г. Впервые в Кодексе об административных правонарушениях в 1984 г. было сформулировано правонарушение.

В последние годы в  России было принято  множество законов  и других нормативных актов по организации и деятельности органов  исполнительной власти. Однако порядок  их функционирования, вопросы процедуры  еще не нашли необходимого правового закрепления. Процессуальные нормы  общего характера содержатся по существу лишь в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, в котором административная процедура лишь частично урегулирована.  Рассмотрение органами исполнительной власти  заявлений  граждан по их индивидуальным делам,  не носящим характера административных правонарушений, и в особенности нормотворческая процедура, не получило еще должного нормативного регулирования. Из-за этого российские  граждане и юридические лица  остаются зачастую беспомощными перед лицом нашей  бюрократии.

Практическое значение состава административного проступка  состоит в том, что он представляет собой законодательную модель квалификации конкретных административных проступков, то есть административное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требований недопустимы, т.е. квалификация административного проступка по аналогии не допускается и является грубым нарушением закона.

В настоящее время  существует новая категория субъектов  административной ответственности  в виде индивидуальных предпринимателей, а также политических общественных объединений (например, за нарушения  законодательства о выборах и референдумах) и юридический лиц.

Вообще в 90-е гг. было принято много законодательных  актов, посвященных административной ответственности, что свидетельствовало  об усилении начал государственного регулирования, рассчитанного преимущественно на утратившие государственный характер объекты (например, Налоговый кодекс РФ).

В этом наглядно проявляется  приоритет публично-правовых интересов  над частными, стремление государства  обеспечить проведение в жизнь правовых и организационных основ экономической и иных областей общественной жизни, создание правового режима, рассчитанного как на государственный, так и негосударственный секторы.

Таким образом, существуют объективные условия, которые имеют  прямое отношение к возрастанию  количества административных запретов в КоАП. Конечно, не все эти запреты равноценны.

Административное принуждение, необходимость которого не должна подвергаться сомнению и в современных условиях (в цивилизованных странах оно  наиболее существенно, хотя его цели нередко не соответствуют нашим условиям), является наиболее реальным правовым средством (методом), обеспечивающим соблюдение законности и государственной дисциплины, должное, т.е. соответствующее правопорядку, поведение разнообразных по своим качествам участников управленческих общественных отношений.

Производство по делам  об административных правонарушениях  является одним их видов административно-процессуальной деятельности и урегулирована нормами  Кодекса об административных правонарушениях  Российской Федерации, которая представляет собой организационную структуру совокупности конкретных процессуальных стадий, каждая из которых имеет свое процессуальное назначение и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий.

Эти действия возникают, развиваются и прекращают свое существование на основе норм материального и процессуального административного права.

Нормы административного  материального права как правило  регулируют правовое положение участников производства, определяют понятие административного правонарушения, нормы административного процессуального права регулируют ход, развитие, процедуру действий различного рода субъектов административной юрисдикции, в том числе при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

Вместе с тем производство по делам об административных правонарушениях  имеет ряд проблем: это несовершенство административной нормативной базы; слабое информационно - методическое обеспечение применяющих право; отсутствие единообразных образцов административных процессуальных документов и другие.

С целью устранения выше указанных проблем необходимо в  полном объеме реализовать требования ч.2 ст. 26 Федерального конституционного закона Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации», о  создании специализированных федеральных судов, которые рассматривали бы административные дела, вытекающие из административно-властных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Кроме выше указанного необходимо разработать и принять административное процессуальное законодательство, которое устанавливало бы процедуру рассмотрения и разрешения различных видов дел об административных правонарушениях.

В цивилизованных странах  суды обладают высшей юридической властью, поскольку согласно писаным законам или обычаям они являются последней инстанцией, разрешающей споры о праве. Их толкование законов и других  нормативных  актов является самым авторитетным и окончательным. Юристы, изучающие право или практикующие, прежде всего, анализируют судебную практику. В выступлениях судей, постановлениях судов дается  основательный анализ  норм Конституции, законов, подзаконных  актов, судебной практики, трудов видных ученых. И это часто бывает достаточным для того, чтобы уяснить себе, какую позицию  занять по тому или иному спорному вопросу права.

Разнообразие компетенции  органов внутренних дел, средств  и методов деятельности, присущих их отдельным службам, позволяет  им эффективно воздействовать почти  на все известные криминогенные  факторы, на самые различные обстоятельства, обусловливающие совершение преступлений, и на так называемые фоновые явления преступности (пьянство, наркоманию, паразитический образ жизни). Так, органы внутренних дел ведут профилактическую работу во всех основных сферах социальной жизни, где проявляется действие причин и условий преступности (семья, ближайшее бытовое кружение, коллективы). Они осуществляют профилактические мероприятия в отношении самых различных категорий лиц, склонных к совершению преступлений (несовершеннолетних правонарушителей; лиц, состоящих под административным надзором, и других категорий освобожденных из мест лишения свободы; осужденных условно, к исправительным работам и д. р. ). Методы и формы деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений различаются в зависимости от её видов (направлений). Основным методом индивидуально-профилактической работы является убеждение. Задачи индивидуальной профилактики решаются и путём выявления и устранения объективных (внешних) условий, способствующих совершению преступлений, в частности путём оказания социальной помощи в решении вопросов жизненного устройства. Наконец, в случаях, предусмотренных законом, в качестве вспомогательного метода индивидуальной профилактики используется принуждение. Для решения задач общей профилактики преступлений органы внутренних дел осуществляют следующие основные мероприятия: анализируют данные о совершённых преступлениях и иных правонарушениях; систематически обследуют расположенные на обслуживаемой территории объекты, где наиболее часто совершаются правонарушения; изучают соответствующие материалы печати, сообщения должностных лиц, представителей общественности, письма и заявления граждан; самостоятельно осуществляют в пределах своей компетенции меры, непосредственно направленные на устранение выявленных обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. Если методы индивидуальной профилактики, как это уже видно из её названия, полностью подчинены задаче предупреждения, недопущения конкретных преступлений со стороны определённых лиц, могущих встать на преступный путь, то методы общей профилактики применяются в более широких целях - для воздействия на обстоятельства, которые могут порождать, продуцировать преступность в относительно массовых масштабах, способствовать совершению многих преступлений.

Таким образом, профилактика правонарушений направлена на ликвидацию истоков преступности и является основным видом упреждающего воздействия  на криминогенные факторы, которое  осуществляется на ранних стадиях их развития.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Административный арест

наиболее строгий вид  административного взыскания. Устанавливается  и применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

2

Административная ответственность

ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная  ответственность.

3

Административное правонарушение

посягающее на государственный  или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

4

Административное принуждение

особый вид государственного принуждения, состоящий в применении органами государственного управления в установленных законом случаях  и порядке, закрепленном нормами  административного права, принудительных мер к правонарушителю с целью защиты охраняемым правом общественных отношений.

5

 

Деяние

основной признак объективной  стороны состава преступления, характеризует  акт внешнего поведения человека, направленный на совершение правонарушения.

6

Доказательства

это не сами факты, подлежащие установлению по делу, а сведения об этих фактах, информация о них, их отображения

7

Задержание

кратковременное ограничение  свободы физического лица, которое  может применяться только в исключительных случаях и если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела

8

Изъятие

обмен эмитентом ценных бумаг одного вида на другие или  наличность, обычно по истечении срока  действия ценных бумаг.

9

Санкция

Элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой

10

Юридическое лицо

 организация, которая  обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать  гражданские права и обязанности,  выступать истцом и ответчиком  в суде и арбитражном суде

Информация о работе Причины правонарушения