Причины возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование вопроса происхождения государства и права с точки зрения классических и современных теорий.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, связанных с происхождением государства и права.
Предмет исследования: античное и современное государство

Содержание работы

Введение
4
1 Причины возникновения государства
1.1 Предпосылки возникновения государства
7
7
1.2 Причины возникновения государства
8
2 Основные теории происхождения государства
2.1 Классические теории происхождения государства
12
12
2.2 Современные теории происхождения государства
16
3 Особенности возникновения права.
3.1 Понятие права
22
22
3.2 Источники возникновения права
23
Заключение
30
Список использованных источников
31

Файлы: 1 файл

КУрсач тгп.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

По своей сущности государство чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей [18, с. 98].

Следующая теория, которая будет рассмотрена в рамках курсовой работы, это будет расовая теория.  Данная теория уходит истоками в эпоху рабовладения,  когда  для оправдания  существующего строя, его принципов и основных  идей, оправдывалось деление населения на рабов и рабовладельцев, на основе прирожденных качеств.

Но наибольшее значение теория получила распространение в конце XIX - первой половине XX в. Ярким примером, распространения расовой теории образования государства является фашистская политика и идеология.

Содержание теории заключается в наличии принципов физической и психологической неравноценности человеческих рас.

Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые же не способны ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.  

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие. 

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялись войны. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: "война для государства такая же необходимость, как раб для общества", "любите мир как средство к новым войнам".  

Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику "узаконенного" уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев. 

После печально известной речи У. Черчилля В марте 1946 года в городе Фултоне (США), положившей начало "холодной" войне, в советской прессе тут же последовала весьма примечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использования расовой теории для оправдания колониальных войн. "Гитлер, отмечалось в прессе, начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира".

В ходе исторического развития общества расовая теория превратилась в пережиток истории и исчерпала себя полностью. Сегодня в условиях активизации расовой теории среди   общественных движений, становится актуальным вопрос о преемственности расовой теории и его роли и месте в современном обществе. Как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время

Заключительной теорией, которая будет рассмотрена – это материалистическая (марксистская) теория.

Данная теория базируется на принципах, что  государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности возникновения права.

    1. Понятие права

 

Прежде чем рассматривать истоки возникновение права, как элемента общественного института необходимо отчетливо понимать специфику данного элемента, его значение,  функции и признаки.

Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке [20, с. 76].

Говоря  об определении понятия права, обратимся к интерпретации данного явления регулирующего общественные отношения в словарях.

Так в  Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывалось:

«Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем» [25 ст. 209].

В Большой советской энциклопедии было представлено классическое для марксистко-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция):

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Либертарно - юридическая концепция:

Право — единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости [10, с. 306].

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

Итак, рассмотрев основные определения права, перейдем к вопросу о рассмотрения истоков происхождения права как социального института.

 

    1. Источники возникновения права

 

В первую очередь необходимо сказать, что право, как и государство, возникает одновременно, и призваны  обеспечивать эффективность действия друг друга. Государство не может существовать без права, но и право не может существовать без государства.

Право  в государственной структуре выполняет, роль фундамента в системе построения политической власти и зачастую выступает средством проведения политики конкретного государства. В свою очередь государство становится тем необходимым элементом в системе права, которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы.

Именно органы государственного устройства становятся теми основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Если учитывать, тот факт, что  государство призвано по средствам экономического и политического воздействия управлять всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право - единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

Исходя из этого можно констатировать, что основными причинами и условиями, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако следует отметить, что между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Возникновение права - длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения [22,с. 72]. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Исторически право возникло как элемент классового проявления и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов.

Рассматривая исторические этапы развития права, следует отметить, что в той форме, в которой право существует в настоящее время оно не зародилось изначально. Так, в  первобытном обществе право, как нормативно-социальный регулятор было в форме норм и обычаев — правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. В тот конкретный исторический период это было обычное право, т.е. система норм, опирающихся на обычай.

Нормы и обычаи основывались на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.

В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы морали, религии, правовых начал [19].

По своей сущности мононормы не давали ни какого превосходства одного члена общества над другим, при этом закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода [24, с. 81]. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.

В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» — обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, — истоки формирования права.

Основами возникновения права — в обособлении суда, организованного политической властью, от суда общественного. Как только политическая власть стала обнаруживать свое значение, так сделалось вполне естественным обращение к ней за помощью для защиты своих интересов. К новой силе обращались за защитой те, которые не надеялись на общественный суд или потому, что не считали достаточным его решение, или потому, что боялись неблагоприятного решения. Для князей, королей вмешательство в суд составляло интерес с точки зрения сборов, взимаемых за оказанную помощь.

Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба. Некоторые учёные не останавливаются на достигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:

1. Необходимость установления единого  порядка.

2. Необходимость его поддержания.

3. Оформление товарно-денежных отношений.

4. Смягчение противоречий между  различными слоями общества.

Человек духовно развивался и от обычаев перешел к нормам, религиозным догмам, становился индивидуумом, укреплялись брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся:

1.  Право выражает волю экономически господствующего класса.

2.   Право является средством навязывания этой воли всему населению.

3.   Право направлено на обеспечение классового господства и поддерживается принудительной силой государства. Государство не возможно без права.

Информация о работе Причины возникновения государства