Применение норм права: понятие, стадии и субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе изучаются стадии процесса применения права, дается общая характеристика механизма правоприменения, обосновывается его необходимость, общие и специальные условия; раскрывается внутренняя структура, обозначаются его элементы. Составные элементы механизма правоприменения характеризуются в качестве правовых средств, от правильного выбора которых зависит достижение целей правового регулирования при решении конкретных социально-экономических задач, а значит, эффективность права в целом.
Актуальность выбранной тематики обусловлена тем, что право опережает в своем развитии законодательный процесс.

Содержание работы

Введение.
1. Применение права как особая форма его реализации.

2. Характерные черты применения права.

3. Основные стадии процесса применения права.

Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовик ТГП.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина: Теория государства  и права

 

Тема:

Применение  норм права: понятие, стадии и субъекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а):

студент (ка) факультета юриспруденции

заочной формы обучения

1544 учебной группы

Пируева А.И.

254/1544/ЗФО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

П Л А Н:

 

 

Введение.

 

  1. Применение права как особая форма его реализации.

 

  1. Характерные черты применения права.

 

  1. Основные стадии процесса применения права.

 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Юридическая наука призвана разработать теоретическую концепцию  сложного механизма реализации нормативно-правовых предписаний, включающую в себя деятельность субъектов по наиболее эффективному и целесообразному использованию всех правовых средств в решении многообразных социальных задач.

В настоящей работе предпринята  попытка исследования применения права  в качестве сложного комплексного механизма. При этом заметим, что данная правовая категория появилась в общей теории государства и права сравнительно недавно. Ее возникновение связано с объективной ситуацией, сложившейся в юридической науке и практике, правовой системе в целом.

В период проведения социально-экономических  и политико-правовых реформ в стране развернулась широкая законотворческая работа. Но новые законы, имеющие в своих концепциях весьма прогрессивные идеи, без продуманных мер по их реализации, не дают должного эффекта на практике. В силу этого в обществе крайне обострилась проблема неисполнения законов, а также повышения их эффективности.

Проведенные на эту тему дискуссии показали, что, как в  теории, так и практике, назрел новый  концептуальный подход к прежним, во многом классическим, канонам применения права.

Механизм правоприменения является составной частью механизма правового регулирования, имеет определенные точки соприкосновения с такими правовыми категориями как механизм социального действия права, механизм его убеждающего воздействия, механизм реализации нормативно-правовых предписаний и другими.

Механизм правоприменения  включает в себя определенный набор  правовых средств, используемых государством, его органами и должностными лицами в процессе осуществления юридических  норм путем их применения.

При анализе структуры механизма правоприменения следует иметь в виду, что это сложное образование, состоящее из множества взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов.

Цель исследования. В  настоящей работе изучаются стадии процесса применения права, дается общая характеристика механизма правоприменения, обосновывается его необходимость, общие и специальные условия; раскрывается внутренняя структура, обозначаются его элементы. Составные элементы механизма правоприменения характеризуются в качестве правовых средств, от правильного выбора которых зависит достижение целей правового регулирования при решении конкретных социально-экономических задач, а значит, эффективность права в целом.

Актуальность  выбранной тематики обусловлена  тем, что право опережает в  своем развитии законодательный процесс. Оно более подвижно и поэтому более оперативно, учитывает изменяющуюся правовую действительность. Поэтому вопрос стадий процесса применения норм права является важным аспектом судопроизводства.

Право исторически призвано сохранять социальное единство и упорядоченность. Несмотря на достаточно большое количество разнообразных теорий право пока не находит четкого и однозначного объяснения. Появление в последнее время новых разнообразных подходов к правопониманию обусловлено тем, что в качестве сущностных признаков выделяют различные составляющие права. Широкий спектр точек зрения о праве свидетельствует не столько о неопределенности и неустойчивости юриспруденции, сколько о попытках углубления и расширения горизонта наших знаний о праве. Теоретическая значимость концепции правопонимания состоит в возможности определения природы права, генезиса его различных исторических типов, четкой дифференциации правовых и неправовых явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Применение права как особая форма его реализации.

 

Применение  права – одна из форм государственной  деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение  – это решение конкретного  дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации.1 Это – «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. «Правоприменение есть операция не над нормой, а над фактом с использованием нормы. Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя».2

Правоприменение – организующая деятельность. Действия правоприменяющего лица или органа направлены на то, чтобы развития отношений  между людьми и их объединениями  шло в русле закона. Применение права, как одна из форм государственной  деятельности, составляет основное содержание (по удельному весу и значимости) деятельности органов внутренних дел при осуществлении как внешнего, так и внутреннего управления и осуществляется от имени государства.

Путем применения права государство в своей  деятельности осуществляет две основные функции:

1) Охрану и  защиту права от нарушения

2) Организацию  выполнения предписаний правовых  норм, позитивное регулирование  посредством индивидуальных актов

На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Это позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Примерами являются, согласно российскому законодательству, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политике социальных сил, господствующих в обществе. Для современного цивилизованного государства эта форма применения права является основной, посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д.

Правоохранительная  деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения. Такая деятельность характерна в первую очередь для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекция), для органов контроля и арбитража.3 В то же время и органы управления, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение начета на работника и т.д.).4

Правоприменительная деятельность в правоохранительной форме касается таких отношений, в которых осуществляющие ее компетентные органы сами не участвуют и к которым не имеют собственного интереса. Правоприменительный орган является не участником юридического конфликта, а его арбитром и судьей.

В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий  полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющий возможность ошибок и неправильных решений. Правоприменение всегда носит подзаконный (а точнее поднормативный) характер, поскольку осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом или подзаконным актом полномочий компетентного органа.5

Применение  права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных  черт.

В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Применение права необходимо в ряде случаев:

» отношения в сфере  государственного управления, когда предусмотренные юридические субъективные права и  обязанности непосредственно не вытекают из закона, не могут возникнуть и реализоваться без государственно-властной деятельности, и требуется издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом, приказ ректора о зачислении в вуз, директора — на работу и т.п.);

» отношения   в  области   распределения   материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков);

» отношения при разрешении споров о праве, когда имеются  определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями (например, при судебных спорах, при наличии препятствий осуществления права собственности);

» отношения по привлечению  к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания, когда совершено правонарушение и нужно определить соответствующую  меру  наказания  нарушителю  (приговор суда, дисциплинарное взыскание, гауптвахта и др.) или когда юридические обязанности не исполняются добровольно (например, не выполняется договор поставки);

» иные общественные отношения, когда сами граждане в силу специфики  юридического действия не полномочны самостоятельно осуществлять его (решение  о награждении отличившихся граждан).

 

 

2. Характерные черты применения права

 

Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких границ начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.

Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы), которым с целью активизации участие масс в управлении общественными делами в юридической сфере передаются некоторые государственно-властные функции по применению права. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам, потребительской кооперации), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени не теряют своих властных авторитарных качеств.

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это  не означает, что граждане не участвуют в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права6 (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).

Такая общепризнанная на современном этапе развития общества позиция в известной мере расходится с той, которая развивалась отечественными и зарубежными учеными раньше. Применение права, писал, например, Г.Ф. Шершеневич, есть не что иное, как «подведение конкретных бытовых отношений под абстрактные нормы права». Исходя из этого делался вывод о том, что применяются нормы права всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указанием права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо «произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права».

Однако даже при таком, весьма широком подходе  к определению субъектов правоприменительного процесса в первую очередь выделялись все же агенты государственной власти, которые «выполняют задачу управления на основании действующего права», а среди них – суды, в деятельности которых «с наибольшей яркостью раскрывается процесс применения права.

Информация о работе Применение норм права: понятие, стадии и субъекты