Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:40, курсовая работа
В настоящей работе изучаются стадии процесса применения права, дается общая характеристика механизма правоприменения, обосновывается его необходимость, общие и специальные условия; раскрывается внутренняя структура, обозначаются его элементы. Составные элементы механизма правоприменения характеризуются в качестве правовых средств, от правильного выбора которых зависит достижение целей правового регулирования при решении конкретных социально-экономических задач, а значит, эффективность права в целом.
Актуальность выбранной тематики обусловлена тем, что право опережает в своем развитии законодательный процесс.
Введение.
1. Применение права как особая форма его реализации.
2. Характерные черты применения права.
3. Основные стадии процесса применения права.
Заключение.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Тема:
Применение норм права: понятие, стадии и субъекты
Выполнил (а):
студент (ка) факультета юриспруденции
заочной формы обучения
1544 учебной группы
Пируева А.И.
254/1544/ЗФО
Санкт-Петербург
2011
П Л А Н:
Введение.
Заключение.
Введение.
Юридическая наука призвана
разработать теоретическую
В настоящей работе предпринята попытка исследования применения права в качестве сложного комплексного механизма. При этом заметим, что данная правовая категория появилась в общей теории государства и права сравнительно недавно. Ее возникновение связано с объективной ситуацией, сложившейся в юридической науке и практике, правовой системе в целом.
В период проведения социально-экономических и политико-правовых реформ в стране развернулась широкая законотворческая работа. Но новые законы, имеющие в своих концепциях весьма прогрессивные идеи, без продуманных мер по их реализации, не дают должного эффекта на практике. В силу этого в обществе крайне обострилась проблема неисполнения законов, а также повышения их эффективности.
Проведенные на эту тему дискуссии показали, что, как в теории, так и практике, назрел новый концептуальный подход к прежним, во многом классическим, канонам применения права.
Механизм правоприменения является составной частью механизма правового регулирования, имеет определенные точки соприкосновения с такими правовыми категориями как механизм социального действия права, механизм его убеждающего воздействия, механизм реализации нормативно-правовых предписаний и другими.
Механизм правоприменения включает в себя определенный набор правовых средств, используемых государством, его органами и должностными лицами в процессе осуществления юридических норм путем их применения.
При анализе структуры механизма правоприменения следует иметь в виду, что это сложное образование, состоящее из множества взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов.
Цель исследования. В настоящей работе изучаются стадии процесса применения права, дается общая характеристика механизма правоприменения, обосновывается его необходимость, общие и специальные условия; раскрывается внутренняя структура, обозначаются его элементы. Составные элементы механизма правоприменения характеризуются в качестве правовых средств, от правильного выбора которых зависит достижение целей правового регулирования при решении конкретных социально-экономических задач, а значит, эффективность права в целом.
Актуальность выбранной тематики обусловлена тем, что право опережает в своем развитии законодательный процесс. Оно более подвижно и поэтому более оперативно, учитывает изменяющуюся правовую действительность. Поэтому вопрос стадий процесса применения норм права является важным аспектом судопроизводства.
Право исторически призвано сохранять социальное единство и упорядоченность. Несмотря на достаточно большое количество разнообразных теорий право пока не находит четкого и однозначного объяснения. Появление в последнее время новых разнообразных подходов к правопониманию обусловлено тем, что в качестве сущностных признаков выделяют различные составляющие права. Широкий спектр точек зрения о праве свидетельствует не столько о неопределенности и неустойчивости юриспруденции, сколько о попытках углубления и расширения горизонта наших знаний о праве. Теоретическая значимость концепции правопонимания состоит в возможности определения природы права, генезиса его различных исторических типов, четкой дифференциации правовых и неправовых явлений.
Применение права – одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение – это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации.1 Это – «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. «Правоприменение есть операция не над нормой, а над фактом с использованием нормы. Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя».2
Правоприменение – организующая деятельность. Действия правоприменяющего лица или органа направлены на то, чтобы развития отношений между людьми и их объединениями шло в русле закона. Применение права, как одна из форм государственной деятельности, составляет основное содержание (по удельному весу и значимости) деятельности органов внутренних дел при осуществлении как внешнего, так и внутреннего управления и осуществляется от имени государства.
Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:
1) Охрану и защиту права от нарушения
2) Организацию
выполнения предписаний
На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Это позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Примерами являются, согласно российскому законодательству, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политике социальных сил, господствующих в обществе. Для современного цивилизованного государства эта форма применения права является основной, посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д.
Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения. Такая деятельность характерна в первую очередь для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекция), для органов контроля и арбитража.3 В то же время и органы управления, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение начета на работника и т.д.).4
Правоприменительная деятельность в правоохранительной форме касается таких отношений, в которых осуществляющие ее компетентные органы сами не участвуют и к которым не имеют собственного интереса. Правоприменительный орган является не участником юридического конфликта, а его арбитром и судьей.
В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющий возможность ошибок и неправильных решений. Правоприменение всегда носит подзаконный (а точнее поднормативный) характер, поскольку осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом или подзаконным актом полномочий компетентного органа.5
Применение
права как особая форма реализации
отличается от соблюдения, исполнения
и использования рядом
В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Применение права необходимо в ряде случаев:
» отношения в сфере государственного управления, когда предусмотренные юридические субъективные права и обязанности непосредственно не вытекают из закона, не могут возникнуть и реализоваться без государственно-властной деятельности, и требуется издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом, приказ ректора о зачислении в вуз, директора — на работу и т.п.);
» отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков);
» отношения при разрешении споров о праве, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями (например, при судебных спорах, при наличии препятствий осуществления права собственности);
» отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания, когда совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру наказания нарушителю (приговор суда, дисциплинарное взыскание, гауптвахта и др.) или когда юридические обязанности не исполняются добровольно (например, не выполняется договор поставки);
» иные общественные отношения, когда сами граждане в силу специфики юридического действия не полномочны самостоятельно осуществлять его (решение о награждении отличившихся граждан).
2. Характерные черты применения права
Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких границ начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы), которым с целью активизации участие масс в управлении общественными делами в юридической сфере передаются некоторые государственно-властные функции по применению права. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам, потребительской кооперации), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени не теряют своих властных авторитарных качеств.
Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не означает, что граждане не участвуют в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права6 (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).
Такая общепризнанная на современном этапе развития общества позиция в известной мере расходится с той, которая развивалась отечественными и зарубежными учеными раньше. Применение права, писал, например, Г.Ф. Шершеневич, есть не что иное, как «подведение конкретных бытовых отношений под абстрактные нормы права». Исходя из этого делался вывод о том, что применяются нормы права всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указанием права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо «произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права».
Однако даже
при таком, весьма широком подходе
к определению субъектов
Информация о работе Применение норм права: понятие, стадии и субъекты