Применение норм права: понятие, стадии и субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе изучаются стадии процесса применения права, дается общая характеристика механизма правоприменения, обосновывается его необходимость, общие и специальные условия; раскрывается внутренняя структура, обозначаются его элементы. Составные элементы механизма правоприменения характеризуются в качестве правовых средств, от правильного выбора которых зависит достижение целей правового регулирования при решении конкретных социально-экономических задач, а значит, эффективность права в целом.
Актуальность выбранной тематики обусловлена тем, что право опережает в своем развитии законодательный процесс.

Содержание работы

Введение.
1. Применение права как особая форма его реализации.

2. Характерные черты применения права.

3. Основные стадии процесса применения права.

Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовик ТГП.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 

На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, то есть решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие.

Установление юридической основы дела начинается с выбора нормы  права, подлежащей применению. При этом полномочный орган вначале определяет отрасль права, регулирующую подобные отношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяемую на данный жизненный случай.

Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяет необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела.17 При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института или отрасли права.

Если законодатель в пределах общего правила установил особое регулирование  для специального круга отношений (например, в рамках общего порядка  купли-продажи особое правило купли-продажи домостроений), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет при решении соответствующих дел.

После этого осуществляется проверка выбранной нормы на предмет ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц. В частности, устанавливают:

  1. действует ли она на момент разрешения конкретного дела
  2. действует ли она на той территории, где решается дело
  3. распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся участниками возникающего правоотношения

Здесь же необходимо руководствоваться  общим положением – «закон обратной силы не имеет», согласно которому нельзя применять норму права, хотя и  действующую в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые  отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую в законную силу.18

Наконец, осуществляя проверку выбранной  нормы, необходимо установить ее подлинный  текст. Для этого следует пользоваться официальным текстом нормативного акта, опубликованного в официальных  источниках, например в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», кодексах.

Работники правоприменительных органов  часто пользуются различного рода сборниками законодательства, справочниками, составленными  издательствами, фирмами, информационными изданиями ведомств и другими неофициальными материалами. Обычно пользование такими текстами не вызывает каких-либо недоразумений. Однако на неофициальные издания не распространяется презумпция (предположение) их полного соответствия оригиналу акта и, следовательно, в каждом конкретном случае их использования следует сличать эти издания с официальными источниками. Во избежание нарушений законности недопустимо основываться при применении права на изданиях, лишь перелагающих содержание нормативных актов.

 

3.3 Толкование закона и подзаконных актов

 

Выбор правовых норм в ходе правоприменения  неизбежно связан с уяснением  их содержания. Часто в этом помогают правоприменителю разъяснения нормативно-правовых актов, которые дают разные органы и  лица в официальном и неофициальном порядке. И уяснение требований норм, как внутренний интеллектуальный процесс, и разъяснение их, как выражение вовне своих заключений о содержании права с целью показать, как надо понимать правовой акт, чаще всего объединяют одним понятием – «толкование права».19

Толкование подразделяется на виды прежде всего в зависимости от того, идет ли речь об уяснении нормативных  актов или об их разъяснении. Уяснение актов достигается рядом способов. Способы толкования – это относительно обособленные совокупности приемов анализа правовых актов. Выделяют следующие способы толкования:

- Грамматическое толкование представляет собой совокупность специальных приемов, направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта. Оно охватывает уяснение отдельных слов и терминов, грамматического смысла всего предложения, группы предложений. Здесь выясняются род, число, падеж, имен существительных и прилагательных; лицо, время, число и вид глаголов; значение употребляемых предлогов, союзов, знаков препинания и т.д.

- Логическое толкование  предполагает самостоятельное использование законов и правил логики для уяснения смысла нормы, который иногда не совпадает с буквальными смыслом по причине неудачного избрания законодателем словесных форм.

- Систематическое толкование  – уяснение содержания и смысла правовых требований в их взаимосвязи, в связи с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права в целом. Все нормы нуждаются в систематическом толковании, особенно нормы отсылочная и бланкетная.

- Специально-юридическое  толкование – это совокупность приемов, обособившихся от остальных способов толкования в связи с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя.

- Историко-политическое  толкование – уяснения содержания законодательской воли в связи с исторической обстановкой издания акта; расстановкой политических сил; социально-экономическими и политическими факторами, обусловившими инициативу и само появления акта.

- Телеологическое (целевое)  толкование – установление целей издания правовых актов.

Результаты использования всех способов обуславливают объем толкования. По объему толкования подразделяются на следующие виды:

- Адекватное

- Ограничительное

- Расширительное

Важными моментом в определении  видов разъяснения правовых актов  является субъект – лицо или орган, дающий это разъяснение.

- Официальное толкование  дается тем органом, который издал данный акт (и тогда оно носит название аутентичного), или же органами, на которые возложена обязанность толковать законы или другие нормативные акты (легальное толкование). Акты официального толкования обязательны для правоприменителей.

- Неофициальное толкование  не является юридически обязательным. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. Соответственно выделяют обыденное толкование, даваемое гражданами; компетентное, которое дается сведущими в праве людьми (специалистами); доктринальное, исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении.20

В зависимости от сферы действия актов разъяснения правовых норм проводится деление толкования на нормативное  и казуальное.

- Нормативное толкование  изначально предназначено для распространения его результатов не неопределенный круг лиц и случаев. Оно имеет абстрактный характер, то есть не привязывается к конкретной ситуации.

- Казуальное толкование вызывается вполне определенным случаем, его основная цель – правильное решение именно данного дела.21

 

3.4 Принятие решения по делу

 

Это завершающая и вместе с тем  основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном  смысле слова, в то время как все  предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу. В нем властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащем разрешению.

Решение по делу сопровождается одновременно совершением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуально-правового  акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения.

Официальной формой и итогом выражения  правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством  которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.22 Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, а именно:

Во-первых, акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений

Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства

В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную законом форму. Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь его отмену или необходимость изменения. Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов, постановлений, распоряжений и т.д.

В-четвертых, акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения права регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.

С учетом вышеизложенного можно  сформулировать понятие акта применения права. Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.23

 

 

3.5 Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций

 

Осуществляется или сразу после  вынесения решения (например, оглашение  приговора или решения суда), или  позже. В каких бы формах доведение  решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь  место. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их.24

 

Заключение.

 

Итак, мы выяснили, что  применение права –— это особая форма воплощения требований юридических норм в отношениях людей, которая является одной из форм государственной деятельности, в ходе которой компетентный орган организует и контролирует соблюдение юридических норм.

Она имеет ряд  существенных признаков:

  • Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством.
  • Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер.
  • В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах.
  • В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний.
  • В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм.

Три основные стадии правоприменения – установление фактических обстоятельств дела, определение юридической основы дела и вынесение решения по делу, имеют результатом вынесение правоприменительного акта, главное отличие которого от нормативно-правового акта в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера.

На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация – юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие.

Правоприменение должно отвечать таким требованиям, как законность, справедливость, целесообразность и обоснованность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

 

  1. Нормативно-правовые акты:
  1. Конституция Российской Федерации // Российская Газета. - № 237 от 25.12.1993.
  1. Гражданский кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
  1. Литература:
  1. Алексеев. С.С. Государство и право. М.: Изд. БЕК, 1994.
  2. Анишина В.И. Решения российских судов в системе праворегулирования: некоторые проблемы теории и практики // Государство и право. - 2007 - № 7.
  3. Анюков С. Г. Проблем правотворчества // Российская газета. - 2008- № 34 (4591). - 16 февраля.
  4. Боннер А.Т. Применение нормативных актов в гражданском процессе. - М., 1999.
  5. Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М. 1992 г.
  6. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. - Саратов, 1993.
  7. Коваленко А. И. Общая теория государства и права. - М., 1996.
  8. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М., 1997.
  9. Корельский В.М. Теория государства и права. - М., 2000.
  10. Лазарев В.В. Теория государства и права. - М., 2006.
  11. Марченко М.И. Теория государства и права. М.: БЕК, 2002.
  12. Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления.М.,1979г.

 

 

1 Балкин А.А., Аналогия в праве. СПб.:Правоведение, 2007, С.112

2 www.law.edu.ru.

3 Конституция РФ // Российская газета. 25.12.1993. №237

4 Абушенко Д.Б. Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. М.: ТК Велби, 2004, С.89

5www.law.edu.ru.

6 Бошно С.В. Судебная практика: способы выражения // Государство и право, 2007, № 6, С.17

Информация о работе Применение норм права: понятие, стадии и субъекты