Применение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:24, реферат

Описание работы

Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном поведении субъектов права. Но имеются правовые нормы иного рода. Предусмотренные ими права и обязанности по своему характеру не могут возникнуть у конкретных лиц только благодаря их собственному желанию и воле, только благодаря их собственным действиям.

Содержание работы

Содержание
Введение 3
1 Понятие правоприменения 5
1.1 Признаки правоприменения 6
1.2 Причины правоприменения 7
1.3 Формы правоприменения 8
2 Принципы (идеология) правоприменения 9
3 Стадии правоприменения 10
3.1 Акты применения права 11
Заключение 13
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

реферат Применение права - копия.docx

— 41.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение3

1 Понятие правоприменения  5

1.1 Признаки правоприменения  6

1.2 Причины правоприменения 7

1.3 Формы правоприменения 8

2 Принципы (идеология) правоприменения  9

3 Стадии правоприменения  10

3.1 Акты применения права 11

Заключение 13

Список использованных источников 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном  поведении субъектов права. Но имеются  правовые нормы иного рода. Предусмотренные  ими права и обязанности по своему характеру не могут возникнуть у конкретных лиц только благодаря  их собственному желанию и воле, только благодаря их собственным  действиям. Для возникновения таких  прав и обязанностей в каждом отдельном  случае требуется издание уполномоченным органом государства (судом, административным органом) властного индивидуального  акта, предписания индивидуального  характера, касающегося конкретного  лица (приговор, решение суда, акт  регистрации брака). Такая деятельность органов государства называется правоприменением.

 Правоприменение  или  предшествует возникновению правоотношений, или обеспечивает их реализацию. Без предписаний индивидуально-конкретного  характера, исходящих от компетентных  органов государства, нельзя иногда  устранить возможные препятствия  при осуществлении права, а  также применить меры государственного  принуждения (санкции) к нарушителям  предписаний правовых норм.

Актуальность темы определяется тем, что, применяя норму права, уполномоченные на это органы государства, включаются в механизм правового регулирования, как бы добавляют властную энергию, обеспечивают реализацию правовых норм до конца, до наступления необходимого результата.

Правовые нормы существуют для того, чтобы целенаправленно  воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как  предписывает законодательство, регулировать общественные отношения.

В целом правоприменительная  деятельность направлена на то, чтобы  решить конкретный вопрос на основе юридического предписания, имеющего общий (абстрактный) характер. «Особенно важным становится применение права в нашу сложную эпоху кризисов и реформ, так как только государство в состоянии обеспечить оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений.»1

Объектом курсовой работы является  правоприменение  как  особой формы реализации права, которая  рассматривается в виде сложного комплексного социально-правового  явления.

Предметом является действующее  законодательство, комментарии к  нормативно-правовым актам, учебная  и монографическая литература, судебная практика.

Цель работы заключается  в том, чтобы изучить природу  правоприменения как особой формы  реализации права.

Указанная цель реализуется  посредством поэтапного решения  ряда взаимосвязанных задач. К числу  таковых относятся:

• понятие правоприменения: доктринальный анализ и современный  подход;

• исследование признаков, видов и моделей правоприменения;

• рассмотрение стадий правоприменения.

 

 

 

 

 

1 Понятие правоприменения

 

Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов  государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая  состоит в принятии персонифицированных  правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.2

Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда  полная реализация правовой нормы не возможна при использовании непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает  механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи можно сгруппировать в несколько больших групп:

-  когда правоотношения, определенные права и обязанности  не могут возникнуть у конкретных  физических или юридических лиц  без вмешательства государства  в лице компетентных органов  (например, назначение пенсии или  призыв на военную службу);

-  когда нужно установить  наличие или отсутствие конкретных  юридических фактов или официально  зарегистрировать определенные  юридические действия (например, признание  человека умершим или нотариальное  удостоверение какой-либо сделки);

- когда правовой спор  не может быть разрешен субъектами  правоотношения самостоятельно  из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства  гражданина, раздел имущества при  разводе);

- когда совершено правонарушение  и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания).

Перед субъектами  правоприменения  всегда должна стоять цель не только восстановить нарушенное субъективное право, принудить лицо к исполнению социально необходимого поведения, но и ликвидировать причины и условия, которые привели к конфликту.

Среди компонентов структуры  правоприменения можно обособить:

1. Субъектный состав правоприменительного  процесса – это, прежде всего,  органы государства, должностные  лица и другие субъекты, управомоченные делать эту работу, а также другие, участвующие в деле лица: свидетели, эксперты, истцы и др.

2. Правоприменительные производства  – производство дознания, предварительное  расследование уголовных дел  и др., а также исковое производство, производство из административных  правоотношений и др. Здесь усматривается  предметная сторона правоприменительного  процесса.

3. Процедурную сторону  правоприменительной деятельности  и её стадии. 3

 

1.1 Признаки правоприменения 

 

Применение права обладает рядом существенных признаков.

- применение права - это  деятельность, которую могут осуществлять  только органы, специально уполномоченные  на это государством (остальными  формами реализации права могут  заниматься все субъекты права). К числу таких органов относятся  законодательные, исполнительные, судебные, надзорно-контрольные, негосударственные организации;

- применение права носит  государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему  волеизъявлению уполномоченного  органа, выступающего от имени государства;

- правоприменительная деятельность  протекает в особых, установленных  нормативными актами процедурах. Соблюдение процедуры правоприменения  служит важной гарантией охраны  и защиты прав и интересов  граждан, организаций и государства;

- правоприменительная деятельность  осуществляется на основе правовых  норм. Уполномоченные органы должны  постоянно отслеживать изменения  в законодательстве, изучая нормативно-правовые  акты, издаваемые правотворческими  органами не только федерального, но и местного уровней;4

- «применение права сопровождается всегда c вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения»5;

- делится на определенные  стадии;

- осуществляется только  в случаях, очерченных законом,  когда невозможно непосредственное  осуществление права (реализация).6

 

    1. Причины правоприменения

 

Государственные органы вмешиваются  в процесс реализации права субъектами права неслучайно. Однако объем правоприменения  может быть разным. Если в государстве  правоприменение занимает слишком  большое место, это говорит о том, что свобода в данной стране не в почете, а само оно является отнюдь не демократическим. И наоборот. Обойтись без правоприменения не представляется возможным по следующим причинам:

1) ограниченность общественных  ресурсов (финансовых, материальных, природных,  человеческих и т. п.) и необходимость  обеспечить справедливое их распределение  и использование;

2) возможность злоупотребления  своими правами со стороны  субъектов права, а отсюда необходимость  контроля, с тем чтобы предотвратить  вред и обезопасить других  лиц;

3) различия в интересах  субъектов права и их нежелание  это учитывать;

4) совершение правонарушений.

Именно эти причины  и вызывают необходимость подключения  применения права к различным  формам реализации права.7

 

    1. Формы правоприменения

 

Различают четыре формы правоприменения:

1) Конкретизация. Это такая  ситуация, когда правоотношение  не может возникнуть без властного  решения государственного органа  исполнительной власти, который  должен конкретизировать имеющееся  у субъекта права субъективное  право (например, произвести начисление  пенсии, проверить основания для получения льготы);

2) Контроль. Имеются в  виду случаи, когда содержание  правоотношения должно подвергнуться  предварительной проверке со  стороны исполнительного органа;

3) Разрешение споров;

4) Наложение санкции.8

 

2 Принципы (идеология)  правоприменения

 

«Под идеологией  правоприменения  понимается совокупность идей, взглядов на то, как должны применяться нормы  права. Идеология определяет, какие  ценности должны реализоваться в  ходе  правоприменения . Можно (несколько упрощенно) говорить о принципах правоприменения . К числу ценностей (принципов), которые должны утверждаться в ходе  правоприменения , относятся:

  1. Оперативность (быстрота)  правоприменения  — условие эффективной борьбы с правонарушениями и защиты законных интересов субъектов;
  2. Объективность  правоприменения  в данном контексте понимается как беспристрастность правоприменителя. Объективности способствует строгое соблюдение порядка, процедуры рассмотрения дел, установленных законом;
  3. Единообразие  правоприменения  состоит в том, что по однотипным делам выносятся однотипные решения;
  4. Справедливость решения состоит в том, что оно должно соответствовать представлениям о справедливости, сложившимся в обществе. Однако справедливость решения не должна противоречить его законности9.
  5. Эффективность и целесообразность решения.

Правоприменительные решения  будут эффективными тогда, когда  они являются целесообразными, т. е. когда они в наибольшей степени  достигают цели, предусмотренной  нормами права.

  1. Законность  правоприменения.

Основные требования законности состоят в следующем: правоприменительное  решение должно основываться на достоверных, истинных фактах. Решение должно быть вынесено только в пределах компетенции  соответствующего органа и с соблюдением  процедуры его принятия.»10

3 Стадии правоприменения

 

«Применение права – единый и вместе с тем сложный процесс. Он складывается из ряда самостоятельных  разнохарактерных и взаимосвязанных  действий, имеет начало и окончание».11

Стадии правоприменения  – это относительно обособленные комплексы правоприменительных  действий, последовательно направленные на взаимообусловленное достижение целей, связанных с обеспечением надлежащей реализации юридической  нормы по урегулированию проблемной жизненной ситуации.

  1. Установление фактических обстоятельств юридического дела,
  2. Выбор и анализ юридической нормы, подлежащей применению. На этой стадии происходит юридическая квалификация содеянного. Юридическая квалификация – это деятельность уполномоченных на то субъектов по сопоставлению и юридической констатации реально происходивших фактических обстоятельств и их типовой модели, зафиксированной в правовой норме.
  3. Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения.12

Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основной. На третьей стадии применяется  властное решение – акт применения права.

На основе полученной законным образом, допустимой и достаточной  информации правоприменитель дает окончательную  юридическую оценку содеянного, оформив  ее официальным юридическим актом, влекущим юридические последствия.13

 

    1. Акты применения права

 

Акты применения права  — это официальный акт, содержащий индивидуально-властное решение компетентного  органа по конкретному юридическому делу (приговор суда, приказ о принятии на работу и т.д.).

Акты правоприменения  не только являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные  признаки:

Информация о работе Применение права