Применение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:24, реферат

Описание работы

Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном поведении субъектов права. Но имеются правовые нормы иного рода. Предусмотренные ими права и обязанности по своему характеру не могут возникнуть у конкретных лиц только благодаря их собственному желанию и воле, только благодаря их собственным действиям.

Содержание работы

Содержание
Введение 3
1 Понятие правоприменения 5
1.1 Признаки правоприменения 6
1.2 Причины правоприменения 7
1.3 Формы правоприменения 8
2 Принципы (идеология) правоприменения 9
3 Стадии правоприменения 10
3.1 Акты применения права 11
Заключение 13
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

реферат Применение права - копия.docx

— 41.85 Кб (Скачать файл)

— издаются государственно-властными  компетентными органами;

— имеют государственно-властный характер;

— обязательны для исполнения;

— содержат индивидуально-конкретные предписания;

— рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;

— обеспечиваются силой  государственного принуждения.

Требования к содержанию правоприменительного акта:

  1. Законность – правоприменитель должен выносить акт не выходя за границы своих полномочий при обстоятельствах, предусмотренных правовой нормой, соблюдая процедуру рассмотрения дела и вынесения решения;
  2. Обоснованность – должны быть выявлены, изучены и юридически закреплены все относящиеся к делу факты, сомнительные и недосказанные факты не должны приниматься во внимание;
  3. Целесообразность – в границах нормы выбирается решение, максимально полно соответствующее как смыслу закона, так и обстоятельствам конкретного дела;
  4. Справедливость – убедительность, согласованность содержания акта с моральными воззрениями большинства членов общества.14

Доведение содержания решения  до сведения заинтересованных лиц и  организаций осуществляется или  сразу после вынесения решения (например, оглашение приговора либо решения суда), или позже. В каких  бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно  должно иметь место. Государственные  органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их.15

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Применение права - это форма реализации права, субъектами которой являются компетентные органы, наделенные властными полномочиями. Исполнение этих полномочий обеспечивается принудительной силой государства. Применение права является особой формой реализации права. Применение права от других форм реализации отличает то обстоятельство, что здесь немыслимо бездействие, право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью ее осуществить. Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других. Отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность.

Правоприменение - это властная деятельность, это решение конкретного  дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это приложение закона, общих правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам. Правоприменение - организующая деятельность, направляющая развитие отношений между людьми и их объединением в русло закона.

 Применение закона  и других правовых норм занимаются  только компетентные государственные  органы и должностные лица. Причем  они осуществляют эту деятельность строго в рамках, предоставленных им полномочий.

Государственные органы, которые  занимаются правоприменительной деятельностью, как правило осуществляют и другие правовые функции правотворческую и правоохранительную.

Применение права - после  правотворчества - второй по значению, а при известных социальных условиях и не менее важный фактор, столь  существенно влияющий на правовое регулирование, притом влияющий в самом ходе, в процессе воздействия права на общественные  отношения.

Применение права может  выступать как способ и средства организации осуществления правовых норм, как стадия в механизме реализации, как юридический факт, в результате которого возникают, изменяются, прекращаются правоотношения, и как форма осуществления  права.

В курсовой работе выявлены проблемы применения права такие  как:

  1. Отставание законодательства от жизни;
  2. Невозможность на нормативном уровне урегулировать все многообразие жизненных ситуаций;
  3. Ошибки законодателя.

Основные пути решения  проблем

В целях наиболее результативного  устранения проблем в реализации права можно предложить следующие  приоритетные направления деятельности.

1. Предусмотреть ответственность  законодателя. Потому что если  «незнание закона не освобождает  от ответственности», то, необходимо  чтобы законодатель был ответственен  перед рядовыми правоприменителями. Закон должен быть таким, чтобы  его можно было знать. Для  адекватного правоприменения закон должен быть стабильным.

2. Другой необходимой  составляющей является выработка  четких критериев качества нормативных  правовых актов, которые должны  быть обязательными для реализации. Также свою роль может сыграть  практика включения в законы  механизма определения его эффективности.  В частности, положения закона  могут предусматривать, что правительство  обязано представлять ежегодные  доклады о ходе применения  закона.

3. Повышение грамотности  правоприменителя. В настоящее время,  уровень качества, к примеру, предварительного  следствия ужасно низкий. Существует необходимость в юридически грамотных кадрах (грамотные чиновники и следовали, грамотные судьи), особенно в тех областях правоприменения, которые напрямую затрагивают основные права человека, гарантируемые Конституцией.

4. Устранение пробелов  законодательства и юридических  коллизий. Сегодня на всех уровнях  власти и в обществе сложилось  восприятие принимаемого законодательства  как чрезвычайно сложного, неполного,  противоречивого, бессистемного  массива правовых норм, не отвечающего  в полной мере замыслам законодателей,  правоприменителей и, главное, ожиданиям граждан. В связи с этим объективно возникает необходимость создания в стране комплексного механизма оценки системы действующего законодательства, ее соответствия задачам общества и государства.

Особому мониторингу должны подвергнуться международные договоры Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, являющиеся согласно статьи 15 Конституции РФ, составной частью Российской правовой системы.

5. Гармонизация законодательства  в соответствии международными  требованиями.

6. Снижение влияния ведомственности  и лоббирования корпоративных  структур, как в законотворчестве, так и в правоприменении. Учет  и исследования теневой экономики  и теневой политики. Возможно, какие-то  «лазейки» всегда будут присутствовать  в законодательстве, но было бы  ошибкой не стремиться к их  максимальному уменьшению.

7. Успех правоприменения  существенно зависит от системно  осуществляемой координации правотворческой  работы, гармонизации законов и  иных актов нормотворчества на  всех уровнях власти. Закрепленный  статьей 10 Конституции РФ принцип  разделения властей на законодательную,  исполнительную и судебную ветви  не в полной степени учитывает  реальную систему государственных  органов власти. Под принцип разделения властей не подпадает целый ряд органов государственной власти, обладающих, тем не менее, властными полномочиями. Среди них: Президент РФ, Прокуратура. Счетная палата, Центробанк, Уполномоченный по правам человека, Центризбирком. Согласованность в правотворчестве в последующем найдет свое подтверждение и в правоприменении.

С одной стороны, правоприменительная  деятельность несет в себе правообеспечительную функцию, а с другой, функцию индивидуально-правового  регулирования общественных отношений  и разрешения конкретных юридических  дел.  Таким   образом ,  применение   права можно определить как одну из важнейших гарантий наиболее полного осуществления прав граждан, обеспечиваемую государственным авторитетом.

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993;
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012);
  3. Справочно-правовая система «Консультант-Плюс», 2010 г.;
  4. Галаган И.А., Василенко А.В.  К   проблемам   теории   правоприменительных   отношений  // Государство и право. - 1998. - № 3;
  5. Емельянов Б.М., Правкин С.А. - Теория государства и права, часть 2, учебный курс (учебно-методический комплекс), гл. 19.2.;
  6. Кашанина Т.В., Юридическая техника: уч.-М.:Эксмо, 2007.-397;
  7. Корнев В.Н. - Правотворчество, правоприменение и содержание права - Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. Т. 8. № 4. С. 35-42.;
  8. Кулапов В.Л., Малько А.В., Теория государства и права: уч.-М.: Норма, 2009 – 289 с.;
  9. Правоприменительная деятельность как этап реализации права: понятие и признаки -  Ефремова Т.Д., Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2010. № 1. ;
  10. Теория государства и права - А.В. Черданцев, гл. 17.6.;
  11. Теория государства и права : учебник / Г. А. Борисов. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. – 209 с.;
  12. Теория государства и права Учебник /Под общ. ред. А.С. Пиголкина. 2003 г.;
  13. http://www.studzona.com/referats/view/16623.

1 Правоприменительная деятельность как этап реализации права: понятие и признаки -  Ефремова Т.Д., Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2010. № 1. С. 55-62.

2 В.Л.Кулапов, А.В.Малько – Теория государства и права, 2009 – с.287.

3 Теория государства и права : учебник / Г. А. Борисов. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. – 209 с.

4 http://www.studzona.com/referats/view/16623

5 Правоприменительная деятельность как этап реализации права: понятие и признаки -  Ефремова Т.Д., Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2010. № 1. С. 55-62.

6 Емельянов Б.М., Правкин С.А. - Теория государства и права, часть 2, учебный курс (учебно-методический комплекс), гл. 19.2.

7 Кашанина Т.В., Юридическая техника: уч.-М.:Эксмо, 2007.-397 с.

8 Кашанина Т.В., Юридическая техника: уч.-М.:Эксмо, 2007.-397 с.

9 Корнев В.Н. - Правотворчество, правоприменение и содержание права - Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. Т. 8. № 4. С. 35-42.

10 Теория государства и права - А.В. Черданцев, гл. 17.6.

11 Галаган И.А., Василенко А.В.  К   проблемам   теории   правоприменительных   отношений // Государство и право. - 1998. - № 3.-С. 18.

12 Кулапов В.Л., Малько А.В., Теория государства и права: уч.-М.: Норма, 2009 – 289 с.

13 Кулапов В.Л., Малько А.В., Теория государства и права: уч.-М.: Норма, 2009 – 291 с.

14 Кулапов В.Л., Малько А.В., Теория государства и права: уч.-М.: Норма, 2009 – 294 с.

15 Теория государства и права Учебник /Под общ. ред. А.С. Пиголкина. 2003 г.

 


Информация о работе Применение права