Применение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является само право.
Цель исследования состоит в раскрытии содержания понятия реализации права, в определении и характеристике путей и форм реализации права.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1 Изучить понятие реализации права и выявить пути реализации права.
2. Изучить понятие форм реализации права и рассмотреть основные формы их реализации.
В связи со всем изложенным, перейдем к более обширному рассмотрению темы: Реализация права: Понятия, пути и формы.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________
1. Понятие и пути реализации права________________________________
1.1 Понятие реализации права_____________________________________
1.2. Пути реализации права________________________________________
2. Формы реализации права________________________________________
2.1. Понятие и виды форм реализации права__________________________
2.2. Применение права как особая форма реализации права_____________
2.3 Акты применения права, их виды. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам_______________________________________
Заключение______________________________________________________

Файлы: 1 файл

Курсач ёптэ.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Практические потребности  потребовали отступить от понимания  правоотношения как непременно двусторонней связи участников отношений типа кредитор – должник. Общественная практика и опыт правого регулирования уже обнаружили и продолжают обнаруживать все больше многосторонних правоотношений. В нормальном правоотношении в рамках судебного процесса (неважно, уголовного или гражданского) три участника: две стороны и суд. Во многих правоотношениях, апробирующих трудовую деятельность, также несколько участников: работник, наниматель и трудовой коллектив; работник, наниматель и государственный орган; работник, наниматель и профсоюз. В правоотношениях в акционерных кампаниях, кооперативах участников могут быть десятки и даже сотни. Таким образом, усложнение общественных отношений с необходимостью приводит к увеличению числа участников этих отношений. Соответственно и правоотношения охватывают уже не две стороны, не двух участников, а множество сторон, участников. В зависимости от содержания правового отношения права – обязанности сторон в этих отношениях могут совпадать (например, у акционеров) или различаться (стороны в судебном процессе).

Многосторонние правоотношения отличаются от двусторонних числом участников. Это отличие количественное, оно  не затрагивает замкнутого, ограниченного  характера правоотношения и не требует  новых теоретических подходов.

Реализация норм через  правоотношения – один из признаков  зарегулированности общественных отношений. Не регулирования, а именно зарегулированности, когда правовое регулирование дает не свободу поведения, а намечает конкретные, заранее предопределенные поступки. В перспективе главным правовым предметом может стать запрет, на что обращалось внимание в литературе. Запрет охватывает определенную сферу поведения, большую или меньшую. Но он оставляет свободным любое поведение за пределами запрета. Вот почему запрет, несмотря на его кажущуюся недемократичность, на самом деле является правовым средством свободы поведения в гораздо большей степени, чем дозволение и предписание. А свобода поведения, когда субъект права свободен в своих поступках, когда он защищен недопустимостью вмешательства в его действиях, такая свобода поведения не вписывается в привычные рамки правоотношения. Соответственно внимание науки и поиск правовых моделей переключается от правоотношения к другим формам, в большей степени апробирующим свободу. В развитых демократических странах широко используется в тех или иных модификациях механизм невмешательства государственно-правового регулирования в поведение участников общественных отношений. С помощью правовых норм устанавливаются рамки  возможного поведения, его пределы, причем широко используется форма запретов. С помощью правовых норм устанавливаются также процедуры разрешения разногласий. Нетрудно убедиться, что подобный механизм реализации норм противоположен правоотношениям с точно предопределенным поведением их участников. Разумеется, мы в перспективе непременно перейдем в более широкому использованию механизма свободы и запретов, но еще долгие годы будет преобладать типичный для нас механизм правоотношений. Было бы неверно отказаться от механизма правоотношений и разрушить его. Реализация норм через правоотношения и вне их – два самостоятельных равноценных пути применения права. Каждый из этих путей связан с определенными группами общественных отношений и с определенными правовыми средствами.

Практика правого регулирования  выявила две крупные области, где реализация норм идет не через  правоотношения. Во-первых, это область  прав человека. Правовое регулирование  в этой сфере по мере продвижения  к правовому государству будет  развиваться и усугубляться. Во-вторых, область применения запретов, прежде всего область уголовной и административной ответственности. Будущее развитие выявит и новые области. 

 

 

2. Формы реализации права  

 

2.1. Понятие и виды форм реализации  права 

 

Реализация права  - это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

По этому признаку – критерию обычно выделяются четыре основных формы  реализации права: осуществления (использование) норм права, исполнение норм права, соблюдение норм права, применение норм права. Рассмотрим каждую форму реализации права.

Осуществление (использование) представляют собой такую форму их реализации, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие  им права. Использование прав выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права общественных отношений.

Пример – осуществление гражданами России своих конституционных прав на образование, прав на объединение, включая  право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и  демонстрации, шествия и пикетирования; право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Речь идет также  о реализации правомочий государственными и иными органами  и  организациями, которые являются участниками правовых отношений. Действуя  в соответственных со своими уставами, положениями или иными актами, определяющими их правовой статус, они беспрепятственно осуществляют свои функции, а тем самым и присущие им правомочия.

Существует  значительное различие в осуществлении прав гражданами и использованием правомочий государственными органами и должностными лицами. Рассмотрим их.

Использование и не использование  субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. Никто  не может  принуждать     их к использованию ими своих прав и  никто  не может нести никакой ответственности за неиспользование этих прав.

По-иному  обстоит дело с осуществлением правомочий государственными органами и должностными лицами. Здесь осуществление является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Например  в соответствии с Конституции России и специальным законом Высшей Арбитражный Суд Российской Федерации имеет  не только правомочие, но и обязанность выступать в качестве высшего судебного органа по  разрешению  экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществлять в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной практики. 

Исполнение норм права – это  такая форма их реализации, которая  требует активного поведения  субъекта права по осуществлению  возложенных на него обязанностей. Это форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм. Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права. Действия, связанные с выполнением обязательств, могут предусматриваться также в договорах и в индивидуальных актах, издаваемых в процессе правоприменения.

Так, согласно трудовому законодательству администрация предприятий, организаций  обязана представлять всем рабочим  и служащим ежегодные отпуска  с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

В качестве примера обязательств, содержащихся в нормах права, могут служить, в частности, конституционные обязанности граждан. Они содержатся в текстах самих конституций, а также других конституционных актов. Это  обязанность соблюдать действующее законодательство, своевременно и в полном объеме уплачивать налоги. Обязанность сохранять природу и окружающую. Среду, бережно относиться к природным богатствам.

Исполнение обязательств путем  совершения определенных  действий  в ряде случаев приравнивается к воздержанию от совершения тех или иных действий. Исполнение независимо от того, каким путем оно достигается – путем активных действий или же  воздержания от них, путем бездействия, всегда связано с претворением в жизнь обязывающих предписаний.

Соблюдение норм права – это  такая форма их реализации, которая  заключается в воздержании субъекта права от совершения запрещенных правом деяний. Иногда  соблюдение норм права рассматривают лишь как соблюдение обязанностей. Однако  смысл вкладывается всегда один и тот же : воздержание от совершения действий, находящихся под запретом, запрещенных нормами права.

Социальная роль и  назначение данной формы реализации права заключается в том, чтобы  не допустить совершения действий, которые бы причинили вред не только обществу и государству, но и личности. Соблюдение обязанностей в силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию от совершения запрещенных законом действий. Примером может служить правовое предписание, обязывающее граждан не нарушать правил уличного движения.

Применение норм права  – это форма их реализации, осуществляемая государством в лице своих органов  применительно к конкретным случаям  жизни. Например, в соответствии с  нормами уголовного права суд  выносит приговор подсудимому за совершение им преступления.

Применение норм права  является одной из важнейших форм реализации норм права. 

 

2.2. Применение права  как особая форма реализации  права 

 

Существует неоднозначность  и множественность подходов к  понятию «применение права». Нередко  применение права понимается как «особая форма» реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах и компетенции в форме властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строго соблюдения законности. Другое трактование как «властная деятельность» органов государства или иных органов по уполномочию государства, которые, используя свои социальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни общества. Довольно часто применение права рассматривается как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной юридической и организационной деятельности «по обоснованному существованию правовых норм относительно конкретных субъектов», фактов отношений реальной общественной жизни в рамках закона.

После этих понятий хотелось бы рассмотреть, что выделяет правоприменительный  процесс как форму реализации нормы права среди других форм реализации права, каковы ее особенности и черты.

Правоприменительная деятельность, в отличии от других форм реализации права, в которых участвуют самые  различные субъекты права – физические и юридические лица, может осуществляться уполномоченным на то государственными органами и должностными лицами. В соответствии с Конституцией и текущим законодательством России это могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных рангов, общественные органы и организации по поручению государства. Граждане, не являющиеся должностными лицами, правоприменительной деятельностью заниматься не могут.

Правоприменение – один из важнейших видов государственной  деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечет за собой государственное принуждение. Применение права как государственное властное деяние всегда осуществляется от имени государства. Различают две формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Под оперативно-исполнительной формой деятельности подразумевают организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов.

Под правоохранительной формой деятельности имеют в виду деятельность, направленную на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению правонарушений.

Необходимость в правоприменительной  деятельности возникает, таким  образом, всегда, когда осуществление субъективных прав и исполнение предусмотренных законом обязанностей невозможно без использования государственно-властных полномочий.

Применение норм права  осуществляется не в произвольной форме, а строго установленном законом порядке. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинаковы.

Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных  лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными  во всех странах принципами. Среди  них важнейшее значение имеют  принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.

Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных  лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.

Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах  не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся  к делу материалов, принятие решения  только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов.

Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и справедливости – с другой, нередко входят в противоречия. Суть их заключается в том, что в  процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или иных жизненных условиях, в процессе их применения.

Информация о работе Применение права