Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:12, курсовая работа
Предметом исследования является само право.
Цель исследования состоит в раскрытии содержания понятия реализации права, в определении и характеристике путей и форм реализации права.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1 Изучить понятие реализации права и выявить пути реализации права.
2. Изучить понятие форм реализации права и рассмотреть основные формы их реализации.
В связи со всем изложенным, перейдем к более обширному рассмотрению темы: Реализация права: Понятия, пути и формы.
Введение_______________________________________________________
1. Понятие и пути реализации права________________________________
1.1 Понятие реализации права_____________________________________
1.2. Пути реализации права________________________________________
2. Формы реализации права________________________________________
2.1. Понятие и виды форм реализации права__________________________
2.2. Применение права как особая форма реализации права_____________
2.3 Акты применения права, их виды. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам_______________________________________
Заключение______________________________________________________
Правоприменительной процесс осуществляется в определенной последовательности. В государственно-правовой теории и практике выделяются ряд относительно самостоятельных ступеней, или стадий, данного процесса. Наиболее типичными признаются следующие: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действие ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта); г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.
Правоприменительная деятельность государственного органа или должностного лица всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его стремлением. На данной, завершающей стадии правоприменительного процесса вырабатываются и оформляются юридические последствия применения нормы права к конкретному случаю или лицу.
А актах применения норм права или индивидуальных актах всегда усматриваются авторитет и сила государства. Им неизменно придается государственно-властной характер. За нарушение предписаний, содержащихся в этих актах, следует государственное воздействие. Они охраняются и обеспечиваются государством в той же мере, как и нормы права, на основании и во исполнение которых эти акты принимаются.
Основные требования,
применяемые к актам, заключается
в том, чтобы они: а) строго соответствовали
нормативно-правовым актам, на основе
которых они принимаются; б) издавались
в пределах компетенции
В отличие от нормативно-правовых актов, индивидуальные акты рассчитаны на однократное применение, обращены к строго установленному лицу или кругу лиц, издаются применительно к строго определенному случаю или случаем, влекут за собой юридические последствия, выступают в качестве юридических фактов, служат основанием для возникновения, изменение или прекращения конкретного правоотношения.
По своей природе и характеру индивидуальные акты далеко неодинаковы. В зависимости от формы регулятивного воздействия на общественные отношения их подразделяют на два вида: исполнительные и правоохранительные.
Исполнительные акты направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю.
Например: акт регистрации брака, приказы о повышении в должности.
Правоохранительные акты предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений. Они издаются, как правило, или в связи с предупреждением правонарушения, в профилактивных целях, или же в связи с совершением правонарушения.
Существуют и иные критерии классификации индивидуальных актов.
Применение права – важный фактор, столь существенно влияющий на правовое регулирование, притом влияющий в самом ходе. В процессе воздействия права на общественные отношения, является особой формой претворения норм права в практику.
2.3 Акты применения права, их виды. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам.
Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.
Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.
Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.
Каждый акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного.
Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности.
Правоприменительные акты можно разделить на группы. Ученые в последнее время предпринимали много попыток выделить и описать отдельные группы актов. Широкое распространение получило разделение на группы ученым Ш.Берени, который дал характеристику их системы в области руководства народным хозяйством:
а) "Собственнические" акты управления;
б) властные акты в области применения права;
в) акты прямого осуществления центрального руководства;
г) координационные акты;
д) ориентировочные индивидуальные акты.
Такие классификации носят локальный характер и не могут представить всю систему применительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны бить положены все четыре правила деления объема понятия :
а) наличие одного и того же основания;
б) равенство объема членов классификации объему классифицируемого класса;
в) необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов классификации;
г) логическая непрерывность деления на классы.
Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:
а) цель правоприменительного акта;
б) сферу использования;
в) характер регулируемых отношений;
г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;
д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;
е) орган, издающий правоприменительный акт;
ж) способ принятия акта;
з) особенности содержания акта;
и) форма выражения.
Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
· по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.
· по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.
· в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.
Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.
Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.
Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.
· по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные. Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда). Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий);
Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт вступает в законную силу в целом, а не одной лишь резолютивной частью. Все составные части находятся в неразрывном единстве. Вместе с тем, каждая из них имеет относительно самостоятельное значение:
· в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);
· по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;
· в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;
· по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;
· по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;
· в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция.
· по степени отражения нормативного веления в содержании актов:
а) первичные
б) производственные
в) смешанные
· по сферам использования:
а) хозяйственные
б) социально-культурные
в) административно-политические.
Выявление эффективности
Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменение также всегда связано с уяснением смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительным актам являются:
Заключение
Право (объективное и субъективное) таково по природе, что требует своей реализации в деятельности людей. Порожденное общественными отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление. Сказанное относится к нормам законодательства, поскольку они представляют собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. Без выполнения правовых предписаний в жизнь, нормы мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное значение.
Реализация права – это
Динамичная правовая система представляет собой постоянное «воспроизводство» права, исторически непрекращающийся процесс правообразования и непрерывное, исключительно многообразное его осуществление в общественных отношениях, постоянно действующий процесс правореализации. Оба эти процессы связаны и проникают друг в друга. При первом пути правообразования, еще до принятия закона, существует и реализуется субъективное право, защищенное судебными актами – в процессе становления юридических норм вкраплены элементы правореализации. При втором пути правообразования субъективное право вкраплено в уже начавшийся процесс реализации юридических норм. В одном случае правообразования включает не только установление, но и какое-то осуществление субъективного права. В другом – правореализация включает продолжающийся процесс правообразования в условиях, когда объективное право уже начало осуществляться. Правообразование – предпосылка правореализации, в то время как социальные последствия последней образуют новые условия, вызывающие вновь правообразование.
К формам реализации права относятся: соблюдение норм права, исполнение норм права, использование норм права и применение норм права. Применение норм права является основной из форм реализации права и проходит несколько стадий применения права.
Установление или анализ фактических обстоятельств юридического дела – эта стадия характеризуется тем, что по ней выясняется, обладает ли рассматриваемый случай юридической значимостью, попадает ли он под действие норм права или нет, выбрать нормами какой отрасли права регулируется то или иное деяние, являющееся объектом его анализа.
Выбор правовой нормы, подлежащей применению – это стадия предполагает отыскание нормы права, которая связывает с теми или иными фактами юридические последствия.
Следующая стадия применения права – «уяснения и разъяснения смысле и содержания (толкование) нормы права». Она имеет своей целью правильное применение содержащихся в них предписаний к конкретным случаям жизни. Толкование норм права это деятельность государственных органов, различных организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержание общеобязательной воли общества, выраженный в нормах права.