СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Принцип разделения властей
уже много лет действует в мировой конституционной
практике. Он является основополагающим
началом в механизме государственной
власти Российской Федерации, который
представляет собой систему конституционно-правовых
норм, регламентирующих разделение государственной
власти в Российской Федерации на законодательную,
исполнительную и судебную, не лишая ее
целостности и единства. Это означает,
что законодательную деятельность осуществляет
законодательный орган, исполнительную
деятельность - орган исполнительной власти,
а правосудие - органы судебной власти.
Такое распределение функций
нужно для того, чтобы исключить сосредоточение
всех полномочий в ведении какого-то единого
органа власти, осуществлять взаимодействие
всех ветвей власти, а также взаимный контроль,
который не допустит возможности нарушений
законов, и занимается рассмотрением необходимых
для повседневной жизни политических
ситуаций, имеющих немаловажное значение
в жизни людей. Разделение властей основывается
на естественном разделении таких функций,
как законотворчество, государственное
управление, правосудие и государственный
контроль.
Чтобы разобраться, что означает
принцип разделения властей в современном
российском государстве, мы выявим содержание
принципа разделения властей и рассмотрим
систему государственных органов с точки
зрения разделения властей.
Цель работы: раскрыть принцип
разделения властей и его отражение в
Конституции РФ.
Задачей данной работы является
определение содержания принципа разделения
властей.
Объект исследования – организация
государственной власти в РФ
Предмет исследования – формы
реализации принципа разделения государственной
власти.
Глава 1. Содержание
принципа разделения властей
1.1 Сущность принципа
разделения властей в Российской Федерации.
Разделение властей — это теоретическая
доктрина и реальная практика разделения
власти между несколькими политическими
институтами. Суть разделения заключается
в ограничении абсолютизма власти монарха,
президента, парламента и других политических
институтов, то есть предотвращение захвата
государственной власти и использования
ее в ущерб публичным интересам. Разделение
властей основывается на естественном
разделении таких функций, как законотворчество,
государственное управление, правосудие,
государственный контроль и т.п. Он является
сегодня одним из основных конституционных
принципов всех демократических государств.
Конституционный принцип разделения
властей выступает в качестве правовой
структуризации государственной власти
в Российской Федерации и включает в себя
разделение государственной власти на
3 ветви. В свою очередь, полномочия разделенной
власти представляют собой формы структуризации
государственной власти согласно рассматриваемому
принципу разделения властей. Конституционный
принцип разделения властей предполагает
не только самостоятельность и независимость
отдельных ветвей государственной власти
(законодательной, исполнительной и судебной),
но и их координацию. В настоящее время
Конституция РФ располагает механизмами
взаимоконтроля ветвей власти.
Законодательная, исполнительная
деятельность и организация правосудия
органически взаимосвязаны, они выполняют
определенные государственные функции
в более общей системе. Ни одна из трех
ветвей государственной власти не может
вмешиваться в прерогативы другой власти
и сливаться с другой. Это обеспечивается:
- различными источниками формирования
ветвей власти;
- различными сроками полномочий;
- степенью защиты одной власти
от другой.
Разделение властей рассматривают
в двух направлениях: по горизонтали и
по вертикали: разделение власти между
законодательной, исполнительной и судебной
ветвями, и разделение власти между федеральным
центром и регионами. Президент РФ
не входит ни в одну из ветвей государственной
власти.
1.2 Принцип разделения
властей в Конституции РФ
Принцип разделения властей
в Конституции Российской Федерации отражен
и закреплен в статье 10 главы «Об основах
конституционного строя». Он гласит, что:
«Государственная власть в
Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Согласно действующей Конституции,
носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ.
Захват власти кем бы то ни было противоправен.
Власть может осуществляется народом
либо непосредственно, высшим выражением
чего служат референдум и свободные выборы,
либо через посредство органов государственной
власти и самоуправления (ст.3). Органами
осуществления государственной власти
на общефедеральном уровне выступают
Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство
Российской Федерации, суды РФ1
Защита прав и свобод человека
- это обязанность государства. Для исключения
противоправной захвата власти и нарушения
прав и свобод устанавливается принцип
разделения властей.
В Российской Федерации носителем
законодательной власти и представительным
органом является Федеральное собрание.
Исполнительной властью наделено Правительство
РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная
власть реализуется посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного
судопроизводства. Президент Российской
Федерации, будучи главой государства,
является верховным представителем Российской
Федерации внутри страны и в международной
жизни. На него возложены выполнения задач,
связанных с гарантией осуществления
Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета,
независимости и целостности государства.
Президент должен обеспечить координацию
и согласованность деятельности всех
органов власти. Президент действует совместно
с другими ветвями власти, принимая в той
или иной степени участие в каждой из них.
В сфере взаимодействия с парламентом
Президенту РФ принадлежат весьма значительные
полномочия. Он назначает выборы в Государственную
Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных
Конституцией, пользуется правом законодательной
инициативы, может вернуть одобренный
парламентом законопроект для повторного
обсуждения (отлагательное вето), подписывает
и обнародует законы. Таким образом, Президент
России может оказывать весьма активное
воздействие на работу парламента. Однако
он не подменяет его. Он не может принимать
законы, а издаваемые Президентом нормативные
акты не должны противоречить Конституции
и основным законам.2 Он назначает Председателя
Правительства и по его представлению
заместителей председателя и федеральных
министров, принимает решение об отставки
правительства с согласия Государственной
Думы. Если же Государственная Дума трижды
отвергнет кандидатуру Председателя Правительства,
то Президент вправе сам его назначить
и при этом распустить Государственную
Думу и объявить о новых выборах.
Важнейшей конституционно-правовой
гарантией обеспечения разделения властей
и предупреждения злоупотреблений со
стороны исполнительной власти – это
механизм ответственного правления (Правительство
РФ подконтрольно парламенту и несет политическую
ответственность за свои действия).
Законодательную власть в Российской
Федерации согласно Конституции (ст.94
Конституции РФ) осуществляет Федеральное
Собрание Российской Федерации.
Конституция РФ учреждает Федеральное
Собрание (Совет Федерации и Государственная
Дума) как один из органов, осуществляющих
государственную власть в Российской
Федерации (ч.1 ст.11).
Важная гарантия, закрепленная
в "Основах конституционного строя",
состоит в том, что орган законодательной
власти как часть системы разделения властей
самостоятелен по отношения к другим органам
государственной власти.
По Конституции РФ судебная
власть является трехзвенной. Высшими
судебными органами являются Верховный
суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный
Суд.
Принцип разделения властей
в сегодняшней России признан, конституционно
закреплен и применяется в построении
и функционировании государственных институтов.3
Глава 2. Разделение
властей в Российском государстве
2.1 Законодательная
власть
Законодательная власть — это
ветвь государственной власти, которая
занимается разработкой и принятием законов
и др. нормативных актов, регулирующих
общественную жизнь, принимает и контролирует
бюджет страны.4
Высшим представительным и
законодательным органом власти является
Федеральное Собрание Российской Федерации,
состоящее из двух палат: Государственной
Думы, депутаты, которой избираются населением
страны путем всеобщих, равных и прямых
выборов (450 депутатов) и Совета Федерации,
который выбирается путем косвенных выборов
и включает представителей субъектов
Федерации (по два от каждого субъекта).
К основным полномочиям
Совета Федерации (в сфере отношений с
другими государственными органами) относятся:
назначение на должность судей Конституционного
Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного
Суда; назначение на должность и отрешение
от должности Генерального Прокурора;
отрешение Президента от должности. К
ведению же Государственной Думы относятся:
дача согласия Президенту на назначение
Председателя Правительства, решение
вопроса о доверии Правительству, выдвижение
обвинения против Президента для отрешения
его от должности. В законодательном процессе
палаты Федерального Собрания занимают
очень важное место, однако, они не играют
в законодательном процессе решающую
роль. Законы принимаются Государственной
Думой, одобряются Советом Федерации,
направляются на подпись к Президенту;
однако, законодательный процесс, установленный
в Конституции, имеет массу недостатков:
если вето Совета Федерации Государственная
Дума может реально преодолеть, то вето
Президента преодолеть очень сложно, так
как закон не действует, пока он не подписан
президентом и не опубликован. Законы,
с которыми Президент принципиально не
согласен, могут быть им не подписаны неограниченное
количество времени.
У Федерального Собрания нет
самостоятельности, серьезных контрольных
рычагов ни в кадровой, ни в финансовой
области. Не имеют реальных полномочий
по распоряжению государственной казной.
Финансовые законопроекты и решения о
выделении средств из бюджета могут быть
внесены либо Правительством, либо при
наличии его заключения. Искусственное
разграничение полномочий двух палат
Федерального Собрания приводит к утрате
целостности единого органа представительной
власти. Некоторые важнейшие вопросы решает
немногочисленный Совет Федерации , половина
депутатских мест в котором отведена "
сослуживцам " Президента по исполнительной
линии: например, вопрос об утверждении
указа о чрезвычайном положении или назначении
по предложению Президента Генерального
Прокурора. Совет Федерации свои решения
по конституционным законопроектам должен
принимать большинством в три четверти
голосов.
2.2 Исполнительная
власть
“Исполнительную власть Российской
Федерации осуществляет Правительство
Российской Федерации”, — гласит ст.110
п.1 Конституции РФ.
В соответствии с теорией разделения
властей одна из самостоятельных и независимых
публичных властей в государстве. Представляет
собой совокупность полномочий по управлению
государственными делами, включая полномочия
подзаконодательного регулирования, внешнеполитического
представительства, полномочия по осуществлению
различного рода административного контроля,
а иногда и законодательные полномочия
(в порядке делегированного или чрезвычайного
законодательствования), а также систему
государственных органов, осуществляющих
вышеперечисленные полномочия.
Председатель Правительства
РФ назначается Президентом России с согласия
Думы. При назначении Президенту придется
считаться с парламентским большинством.
Председатель Правительства предлагает
кандидатуры Президенту на должности
его заместителей и федеральных министров.
Правительство Российской Федерации
обладает широкими полномочиями по осуществлению
внутренней и внешней политики государства.
Статья 114 Конституции перечисляет полномочия
Правительства.
Правительством Российской
Федерации осуществляется разработка
государственного бюджета, проведение
финансовой, социальной и экономической
политики. Осуществляет меры по обороне
страны и защите прав населения.
Механизм парламентской ответственности
Правительства описан в российской Конституции
в общих чертах.
Сильная исполнительная власть
в России нужна. Многие называют исполнительную
власть доминирующей в системе государственных
органов. Такая тенденция государственно-правового
развития России прослеживается достаточно
ясно. Также это отвечает общим тенденциям
усиления исполнительной власти во всем
мире.
2.3 Судебная власть
Конституция Российской Федерации
главой 7 выделяет третью самостоятельную
ветвь власти — Судебную. Судебная власть
и органы её осуществляющие, обладают
значительной спецификой (ч.2ст.118) Конституции
РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
Конституция Российской Федерации чётко
определяет, что правосудие в России осуществляется
только судами РФ. При этом подчеркивается
независимость судов. Конституцией Российской
Федерации предусмотрены:
- а) Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ;
- Высший Арбитражный Суд РФ.
Согласно Конституции РФ действуют другие
федеральные суды.