Принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 14:28, реферат

Описание работы

Цель работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.
Задачей данной работы является определение содержания принципа разделения властей.
Объект исследования – организация государственной власти в РФ
Предмет исследования – формы реализации принципа разделения государственной власти.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Содержание принципа разделения властей
1.1 Сущность принципа разделения властей в Российской Федерации.
1.2 Принцип разделения властей в Конституции РФ
Глава 2. Разделение властей в Российском государстве
2.1 Законодательная власть
2.2 Исполнительная власть
2.3 Судебная власть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принцип разделения властей уже много лет действует в мировой конституционной практике. Он является основополагающим началом в механизме государственной власти Российской Федерации, который представляет собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную, не лишая ее целостности и единства. Это означает, что законодательную деятельность осуществляет законодательный орган, исполнительную деятельность - орган исполнительной власти, а правосудие - органы судебной власти.

Такое распределение функций нужно для того, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий в ведении какого-то единого органа власти, осуществлять взаимодействие всех ветвей власти, а также взаимный контроль, который не допустит возможности нарушений законов, и занимается рассмотрением необходимых для повседневной жизни политических ситуаций, имеющих немаловажное значение в жизни людей. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие и государственный контроль.

Чтобы разобраться, что означает принцип разделения властей в современном российском государстве, мы выявим содержание принципа разделения властей и рассмотрим систему государственных органов с точки зрения разделения властей.

Цель работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.

Задачей данной работы является определение содержания принципа разделения властей.

Объект исследования – организация государственной власти в РФ

Предмет исследования – формы реализации принципа разделения государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Содержание принципа разделения властей

1.1 Сущность принципа разделения властей в Российской Федерации.

Разделение властей — это теоретическая доктрина и реальная практика разделения власти между несколькими политическими институтами. Суть разделения заключается в ограничении абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов, то есть предотвращение захвата государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Он является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств.

Конституционный принцип разделения властей выступает в качестве правовой структуризации государственной власти в Российской Федерации и включает в себя разделение государственной власти на 3 ветви. В свою очередь, полномочия разделенной власти представляют собой формы структуризации государственной власти согласно рассматриваемому принципу разделения властей. Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), но и их координацию. В настоящее время Конституция РФ располагает механизмами взаимоконтроля ветвей власти.

Законодательная, исполнительная деятельность и организация правосудия органически взаимосвязаны, они выполняют определенные государственные функции в более общей системе. Ни одна из трех ветвей государственной власти не может вмешиваться в прерогативы другой власти и сливаться с другой. Это обеспечивается:

    • различными источниками формирования ветвей власти;
    • различными сроками полномочий;
    • степенью защиты одной власти от другой.

Разделение властей рассматривают в двух направлениях: по горизонтали и по вертикали: разделение власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями, и разделение власти между федеральным центром и регионами.  Президент РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти.

1.2 Принцип разделения властей в Конституции РФ

Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации отражен и закреплен в статье 10 главы «Об основах конституционного строя». Он гласит, что:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляется народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст.3). Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ1

Защита прав и свобод человека - это обязанность государства. Для исключения противоправной захвата власти и нарушения прав и свобод устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации внутри страны и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы, а издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.2 Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства с согласия Государственной Думы. Если же Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти – это механизм ответственного правления (Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия).

Законодательную власть в Российской Федерации согласно Конституции (ст.94 Конституции РФ) осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11).

Важная гарантия, закрепленная в "Основах конституционного строя", состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношения к другим органам государственной власти.

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и применяется в построении и функционировании государственных институтов.3

Глава 2. Разделение властей в Российском государстве

2.1 Законодательная  власть

Законодательная власть — это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.4

Высшим представительным и законодательным органом власти является Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Государственной Думы, депутаты, которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов) и Совета Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта).

  К основным полномочиям Совета Федерации (в сфере отношений с другими государственными органами) относятся: назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда; назначение на должность и отрешение от должности Генерального Прокурора; отрешение Президента от должности. К ведению же Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности. В законодательном процессе палаты Федерального Собрания занимают очень важное место, однако, они не играют в законодательном процессе решающую роль. Законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, направляются на подпись к Президенту; однако, законодательный процесс, установленный в Конституции, имеет массу недостатков: если вето Совета Федерации Государственная Дума может реально преодолеть, то вето Президента преодолеть очень сложно, так как закон не действует, пока он не подписан президентом и не опубликован. Законы, с которыми Президент принципиально не согласен, могут быть им не подписаны неограниченное количество времени.

У Федерального Собрания нет самостоятельности, серьезных контрольных рычагов ни в кадровой, ни в финансовой области. Не имеют реальных полномочий по распоряжению государственной казной. Финансовые законопроекты и решения о выделении средств из бюджета могут быть внесены либо Правительством, либо при наличии его заключения. Искусственное разграничение полномочий двух палат Федерального Собрания приводит к утрате целостности единого органа представительной власти. Некоторые важнейшие вопросы решает немногочисленный Совет Федерации , половина депутатских мест в котором отведена " сослуживцам " Президента по исполнительной линии: например, вопрос об утверждении указа о чрезвычайном положении или назначении по предложению Президента Генерального Прокурора. Совет Федерации свои решения по конституционным законопроектам должен принимать большинством в три четверти голосов.

2.2 Исполнительная  власть

“Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации”, — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

В соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. При назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры  Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Многие  называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Такая тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

2.3 Судебная власть

Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет третью самостоятельную ветвь власти — Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой (ч.2ст.118) Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

    • а) Конституционный Суд РФ;
    • Верховный Суд РФ;
    • Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.

Информация о работе Принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ