Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 17:26, курсовая работа
Цель работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.
Достижение поставленной цели осуществлялось в ходе решения следующих задач:
- рассмотреть появление и становление концепции разделения властей;
- раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации;
- исследовать принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации;
- проанализировать проблему реализации конституционного принципа разделения властей в современной России.
Введение
3
Глава 1. Появление и становление концепции разделения властей
5
1.1. Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность
5
1.2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власти
11
Глава 2. Принцип разделения властей в России
18
2.1. Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года
18
2.2. Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в современной России
24
Заключение
31
Библиографический список
33
Как было сказано выше, государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ. Следуя структуре Конституции РФ необходимо выделить особое положение Президента РФ в системе государственных органов. Президент наделен полномочиями, позволяющими ему обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. При этом Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека, выступает как самостоятельная ветвь государственной власти, причём целый ряд конституционных норм определяет верховенство президентской власти над другими.
Президент обладает мощными рычагами воздействия на законодательную и исполнительную ветви государственной власти. На законотворческую работу парламента он вправе влиять, пользуясь правом отлагать федеральные законы, причем Конституция не требует юридического обоснования данного действия.
Другим средством воздействия на парламентариев является право Президента на роспуск Государственной Думы. Первый случай, в котором Президент может распустить нижнюю палату Федерального Собрания, предусмотрен в процедуре формирования Правительства РФ. Президент начинает формирование Правительства с внесения в Государственную Думу предложения о кандидатуре Председателя Правительства, которое рассматривается Государственной Думой в течение недели со дня внесения предложения. При этом Конституция не обязывает Президента не предлагать кандидатуры, ранее отвергнутые Государственной Думой.
После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Причём роспуск Государственной Думы является обязанностью Президента, а не правом. Вместе с тем, ч. 4 ст. 111 Конституции РФ предполагает, что решения о назначении Председателя Правительства и о роспуске Государственной Думы должны приниматься одновременно. Президент не может назначить Председателя Правительства и отложить роспуск Думы на неопределенный срок.
Таким образом, Президент при назначении Председателя Правительства имеет возможность распустить нижнюю палату Федерального Собрания, троекратно предлагая заведомо неприемлемые или некомпетентные кандидатуры, которые будут отклонены Государственной Думой. После этого Президент назначает Председателя Правительства, причем совершенно не обязательно, что новый Председатель будет выбран из трех предыдущих кандидатур и распускает нижнюю палату Федерального Собрания.
Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, и в случае если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Также Президент Российской Федерации может оказывать большое влияние на исполнительную власть. Обусловлено это тем, что Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации.
Являясь формально главой исполнительной власти, Президент оказывает решающее воздействие на работу Правительства. Многие полномочия Президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближенны к исполнительной власти. При этом необходимо отметить сложность переплетения сфер деятельности и полномочий Президента и Правительства. Это вызвано тем, что Конституция закрепила ряд функций государственного управления одновременно за Президентом и Правительством, не обеспечив четкого разделения между ними.
Наибольшей критики заслуживает порядок отрешения Президента от занимаемой должности. Он включает несколько этапов. Сначала Государственная Дума должна выдвинуть обвинения против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. При этом не выделяются в отдельную категорию нарушения норм Конституции РФ. После выдвижения обвинения Верховый Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, а Конституционный Суд РФ - о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Наконец, вопрос об отрешении Президента от должности поступает на рассмотрение в Совет Федерации, который должен принять решение в трехмесячный срок после выдвижения обвинения Государственной Думой.
Однако, отрешение Президента от должности на основании обвинения, подтвержденного заключением Верховного Суда, еще не означает, что впоследствии он будет непременно признан судом виновным в совершении преступления. Заключение Верховного Суда, подтверждающее обвинение, - это еще не вступивший в законную силу обвинительный приговор компетентного суда. Следовательно, возможна ситуация, когда отрешенный от должности, теперь уже экс-президент, будет признан судом невиновным в совершении преступления, обвинение в котором послужило формальным основанием для отрешения его от должности. Но экс-президент не будет восстановлен в должности.
Таким образом, окажется, что отрешение от должности произошло без причин юридического характера. И, наоборот, вопреки заключению Верховного Суда, подтверждающему обвинение, Совет Федерации по политическим соображениям может не принять решение об отрешении Президента от должности. Наконец, Государственная Дума может либо выдвигать, либо не выдвигать обвинение против Президента по тем же политическим соображениям, независимо от причин юридического характера.
Одним из главных недостатков Основного закона следует считать ограниченный набор контрольных полномочий парламента. Специфической формой контроля может считаться возможность отрешения Президента от должности, о чем говорилось выше. Особого внимания требуют контрольные полномочия парламента в отношении органов исполнительной власти. Конституция по существу сводит их к контролю за исполнением федерального бюджета, решению вопроса о доверии правительству в целом и ратификации международных договоров.
В практике многих стран выработаны разнообразные формы контроля парламента: вопросы к правительству и непосредственно к премьер-министру, дебаты по общей политике правительства и отдельным вопросам, интерпелляция, постановка вопроса о недоверии или вынесение резолюции порицания, парламентские слушания, парламентские расследования, контроль за делегированием законодательства.
Правительство РФ, согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» является высшим органом исполнительной власти. Однако исполнительная власть осуществляется на современном этапе, как уже было сказано выше, под значительным влиянием Президента. Во многом от него зависит состав правительства, именно Президент может принять решение об отставке правительства.
Конституция РФ допускает существование лояльного Президенту правительства при любом раскладе политических сил в Государственной Думе. Детальный анализ соответствующих конституционных положений приводит к предположению о том, что авторы Основного закона стремились лишь к формальному обозначению разделения президентской и исполнительной ветвей власти. Закрепление целой группы функций государственного управления одновременно за Президентом и Правительством вызвало появление правовых коллизий.
Справедливо ставится вопрос о том, несколько способствует реализации правомочий правительства подчинение отдельных министерств и ведомств непосредственно Президенту. Отсутствие последовательного разграничения сфер управления правительства и Президента привело к дуализму в руководстве единой системы исполнительной власти. Широкий диапазон направлений деятельности Президента в области внутренней и внешней политики пересекается с функциями Правительства.
Наконец, важной проблемой практического осуществления принципа разделения властей в Российской Федерации является то, что тремя основными «ветвями власти», даже вместе с институтом главы государства, система государственных органов РФ (и многих других государств мира) не ограничивается. В современном Российском государстве такими органами являются избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией РФ, органы при Президенте, Центральный Банк России, органы судебного сообщества и квалификационные коллегии судей, а также органы прокуратуры, органы финансового контроля, омбудсманы.12
К сожалению, место этих органов в системе разделения властей не всегда освещается должным образом, в различных учебниках по теории государства и права эти органы при рассмотрении принципа разделения властей игнорируются, а во многих научных источниках информации о таких органах ничего не говорится об их месте в системе разделения властей. Отчасти это можно объяснить тем, что система разделения властей в современном виде существует в нашей стране только с 1994 года, а при советской власти вопрос о разделении властей и о статусе различных государственных органов не стоял, так как все государственные органы были подконтрольны и подотчётны Советам. Зачастую такие органы искусственно относятся к одной из основных «ветвей власти», особенно хорошо это видно на примере прокуратуры. Имеют место даже политические заявления о нелегитимности таких органов именно по той причине, что они не укладываются в классическую схему разделения властей. Между тем, некоторые решения данного вопроса всё-таки существуют.
Таким образом, исследование реализации принципа разделения властей наиболее эффективно при рассмотрении государственного механизма как единой системы органов. Единство государственного механизма достигается на основе распределения функций между государственными органами, закрепления самостоятельности каждого органа возможностью противопоставить собственное мнение решениям других органов, а также алгоритма согласования позиций. Последнего крайне не хватает Конституции РФ с ее несбалансированной системой сдержек и противовесов и конъюнктурной моделью разделения властей. Настал момент для того, чтобы внести в законодательство коррективы, сделать шаг к провозглашенному правовому государству.
Заключение
Итак, исследовав историю возникновения принципа разделения властей, изучив его сущность и содержание, поняв условия, необходимые для осуществления этого принципа на практике, мы можем сделать следующий вывод.
Принцип разделения властей был выработан мировой практикой развития демократических государств, вызван к жизни в результате политического и социального развития общественного строя людей. В тот момент, когда сформировалось общественное сознание, возникла необходимость защиты прав и свобод граждан государства, учета их интересов - в этот момент и возникла идея разделения властей. Родителями этих идей считаются английский философ Джон Локк и французский общественный деятель Луи Монтескье.
Суть этого принципа заключается в том, что демократическим может считаться лишь такой государственный режим, который основан на разделении функций государственной власти между самостоятельными органами государственной власти - законодательными, исполнительными и судебными. Эти органы выполняют основные функции государства: издают законы, реализуют их исполнение и следят за правильностью и законностью, как самих издаваемых законов, так и их исполнением.
Необходимость такого разделения вполне очевидна, так как соединение законодательной, исполнительной и судебной функции власти в ведении какого-либо одного органа государственной власти неизбежно приведет к концентрации власти в одних руках и создаст возможность установления в стране диктаторского режима. Особенно опасно такое сосредоточение власти в нашей стране, так как в России совершенно отсутствует опыт демократического правления.
Тем не менее, хочется отметить, что такое разделение властей вовсе не свидетельствует о многовластии, поскольку власть в нашей стране все же едина и принадлежит народу. Единство власти обеспечивается тем, что над всеми органами государственной власти, над всеми тремя ветвями этой власти стоит глава государства - Президент, который имеет особое значение в организации государственной власти. Кроме того в государстве выработана система взаимных сдержек и противовесов, которая не дает возможности одной ветви власти единолично принимать решения и вмешиваться в сферу влияния другой ветви власти. Такая организация деятельности ветвей власти не дает возможности сосредоточить власть в одних руках и заставляет учитывать интересы и мнения всех слоев населения государства, что и дает возможность считаться государству гражданским и демократическим.
На сегодняшний день в Российской Федерации законодательная власть находится в ведении Федерального Собрания, исполнительная власть представлена Правительством Российской Федерации, судебная власть - Верховным, Арбитражным и Конституционным, а также остальными судами.
Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.
Библиографический список
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс»
2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2007.
3. Головистикова, А.Н. Конституционное право России в схемах и таблицах: / Под ред. А.Н. Головистиковой, Л.Ю. Груциной. - М., 2009.
4. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник для вузов / Е. И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2007.