Принципы разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

В целом данные источники отражают современные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей. Так, например, в работах И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, М. Валуева показаны различные взгляды на роль и значение принципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. В научно–учебных пособиях З.М. Черниловского, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен анализ его практического осуществления в различных государствах мира, в том числе и Российской Федерации. Нормативные акты, в частности Конституция Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей.

Файлы: 1 файл

Содержание курсовая.docx

— 54.30 Кб (Скачать файл)

Ответственность при исполнении служебных обязанностей возможна за нарушение закона, за уголовные преступления (государственную измену и др.), за нарушение служебных обязанностей. Она может быть политической, уголовной, гражданской и дисциплинарной.

Министерства и ведомства. Министерства и ведомства являются отраслевыми органами исполнительной власти, имеющими специальную компетенцию  в определенных сферах государственного управления.

В различных странах существуют разные по профилю министерства, но типовыми из них являются: министерство обороны, иностранных дел, труда, финансов, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и др. Наряду с министерствами действуют ведомства (комитеты, департаменты, управления). Руководители правительственных ведомств утверждаются парламентом или назначаются президентом, имеют ранг министра и входят в состав правительства. Управление министерствами и ведомствами осуществляется по принципу единоначалия. Министр всегда имеет помощников, личных сотрудников, которые и составляют штат министерства, но не входят в состав правительства.

Внутри министерств создаются  дирекции, управления, департаменты, отделы. Ими руководят назначаемые министром  начальники. Группы управлений и отделов  курируют заместители министра. В  странах континентального права  особое значение имеет генеральный  секретариат министерства. Это своего рода министерский штаб.

4.Судебная власть

4.1. Понятие судебной власти

 

В любой стране существуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и т.п. Особое место  среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной  власти – судебной. Другие юридические  органы такой властью не обладают.

В отличие от законодательной  власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях  есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет  конкретный характер. Суд рассматривает  и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных  конфликтов в обществе (уголовные  дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются  судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение  суда, даже правильное по существу, отменяется вышестоящим судом и дело направляется на новое рассмотрение.

Суд рассматривает и решает те или иные конфликты в обществе, возникшие между его членами  – юридическим и физическими  лицами, - в  соответствии с законом  и правосознанием членов судейской  коллегии, рассматривающей дело, и  внутренним убеждением судей. Особенности  судебной власти как независимой  ветви предполагает судейское самоуправление­  – наличие высших квалификационных судейских коллегий. Только они могут  решить вопрос об отстранении судей  от работы, о наложении на них  взысканий, повышении их в должности  и т.п. Органы законодательной и исполнительной власти, как правило решать эти вопросы не вправе, хотя они могут избирать или назначать судей (с согласия кандидатов на судебные должности).

В отличие от законодательной  власти, которая теснейшим образом  связана с политикой, в отличие  от исполнительной власти, которая  тоже участвует в политике и поддается  политическому давлению со стороны  партий, при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено, равно, как и любое  другое давление с целью повлиять на решение суда. Для этого существует ряд привилегий, которыми располагают  судьи (статус судьи).

Важнейшим положением статуса  судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья не может  быть смещен с должности досрочно, до наступления установленного законом  предельного возраста, за исключением  случаев, когда он совершил преступление или недостойно вел себя, но он может  уйти в отставку и по собственному желанию. Несменяемость означает также, что смена партии у власти не влияет на положение судей.

Судьи независимы и подчиняются  только закону. Признаются принципы их деполитизации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях, забастовках и т.п. На судей распространяется принцип несовместимости должностей: они не могут заниматься другой оплачиваемой работой, торговой или промышленной деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Закон устанавливает, что вознаграждение судей не может быть уменьшено во время пребывания их в должности.

Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень  сильная власть, так как только она может осуществлять такие  меры, которые не вправе предпринимать  ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, это сравнительно слабая власть, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители – крайне слабый аппарат). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует, прежде всего, в странах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.

Обращение в суд, как правило, является для сторон платным. Судебный процесс стоит дорого, поэтому  во всех странах стоит вопрос о  доступности суда для бедных. Обычно, в некоторых случаях предусматривается  бесплатная юридическая помощь (бесплатное оказание адвокатских услуг и  др.), некоторые виды исков не подлежат обложению судебной пошлиной, например, дела об алиментах, трудовые споры.

Другая проблема – длительность судебного процесса. Иногда решение  дела занимает годы. Это снижает  эффективность судебной власти. Наконец, во многих странах остро стоит  проблема исполнения судебных решений: решения судов иногда игнорируется исполнительной властью, а сами суды не достаточно авторитетны, их материальное оснащение бедно

 

4.2. Осуществление судебной  власти

 

Судебная власть осуществляется единолично судьей или судебной коллегией, действующих в особом судебном процессе. Вне судебного процесса судья может обладать лишь другими полномочиями. Деятельность суда закрепляется принципами, закрепленными в конституциях. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности.

К числу общих конституционных  принципов относятся:

Осуществление правосудия только судом, другие должностные лица и  органы государства не вправе присваивать  себе функции правосудия;

Независимость судей и  подчинение их только закону. Ни один государственный  орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему  следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения. Если вышестоящий  суд отменяет судебное решение, то он опять-таки не указывает, как именно следует решить дело, а направляет его в иной состав судебной коллегии, и уже она решает дело;

Свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его  неясности. Суд обязан принять и  рассмотреть иск (он может отклонить  рассмотрение только по причине неподведомственности или неподсудности дела);

Коллективное отправление  правосудия. Мировой судья единолично может рассматривать только мелкие правонарушения;

Ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или  с обеспечением им переводчика за счет государства;

Гласность, т.е. открытый, публичный  суд. Закрытые заседания проводятся если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон;

Возможность обжалования  и пересмотра судебного решения  путем апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом), ревизий, которая сочетает черты апелляции и кассации;

Ответственность государства  за судебную ошибку. Государство возмещает  физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным  судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

 

 

Заключение

 

Власть в го­сударстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадле­жать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политичес­кой бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демо­кратический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция  разделения властей на за­конодательную, исполнительную и судебную примени­тельно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осу­ществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всена­родно, отражает суверенитет государства. Исполнитель­ная власть (производная от законодательной), назначае­мая представительным органом власти, занимается реа­лизацией законов и оперативно-хозяйственной деятель­ностью. Судебная власть выступает гарантом восстанов­ления нарушенных прав, справедливого наказания ви­новных.           

Таким образом, разграничение  единой государственной власти на три  относительно самостоятельные и  независимые отрасли предотвращает  возможные злоупотребления властью  и возникновение тоталитарного  управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе  государственной власти и выполняет  свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение  полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют  независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует  отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов  правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

Тематика принципа разделения властей показывает, насколько важна  теоретическая правовая база как  подготовительная ступень для реального  осуществления на практике — в  государственно-правовом строительстве. Правильно выведенное содержание, анализ и чётко определённый круг необходимых  критериев объективных и субъективных факторов, предложение различных  вариантов с сохранением основной конструкции в теории помогут  избежать болезненных “опытов” на практике, ломающих порой судьбы поколений  и отдельных людей. Естественно  при создании правового государства, в котором принцип разделения властей занимает важнейшее место, “творцам” надо учитывать как  богатый теоретический, так и  практический опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Монтескье Ш. « Избранные произведения», Москва, 1955г., с. 289.

2. Конституция США /США. Конституция и законодательные акты/ Москва/ Издательская группа "Прогресс" ."Универс"/ 1993.

3. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.// М.: Зерцало, 1998г., стр. 162.

4. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997г., стр. 267.

5. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997г. стр. 268.

6. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран // М.: Юристъ, 1997г., стр. 275.

7. Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова. Теория государства и права. Москва 2012г. – Проспект.

8. Лазарев В.В. Теория  государства и права. Учебник  для вузов. 2010 г. : - М. Юрайт.

9. Хропанюк  В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений – 3-е издание, изменения и дополнения. : - Интерстиль., Омега – Л. 2006г

 


Информация о работе Принципы разделения властей