Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:28, курсовая работа
Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбу миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и принципы гражданства РФ…………………………………5
Глава II. Основания приобретения и прекращения
гражданства Российской Федерации………………….………………………..12
Глава III. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве. Производство по делам о гражданстве…………………...…………………….26
Заключение…………………………………………………….…………………36
Список использованных источников…………………………….……………..38
Одним из традиционных способов приобретения
гражданства является оптация, то есть
выбор гражданства при
Подобные случаи имели место в нашей истории. Учитывая, что Российская Федерация имеет открытый характер, теоретически можно предположить, что какое-либо государство пожелает войти в состав РФ. Подобный процесс урегулирован Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г[9].
Согласно международному правовому договору будет решаться вопрос о гражданстве лиц, которые пожелают сохранить прежнее или получить новое гражданство.
Необходимо отметить, что с оптацией нельзя смешивать своеобразный выбор гражданства, который имеет место при самоопределении нации. Право на самоопределение предполагает возможность осуществления нацией выбора между полным государственным отделением от господствующей нации и вхождением вместе с ней на соответствующих уровнях в одно государство.
Разумеется, и оптация может
быть связана с принципом
2.2. Основания прекращения
Право на изменение гражданства является неотъемлемым личным правом каждого гражданина России.
Гражданин не может быть лишен права изменить свое гражданство[10]. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года предусматривает в ст. 8, что каждое государство-участник разрешает отказ от гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства.
Закон предусматривает, что прекращение
российского гражданства
1) вследствие выхода из гражданства РФ с учетом волеизъявления по инициативе самого гражданина;
2) по иным основаниям, предусмотренным действующим Законом о гражданстве (например, усыновление или удочерение ребенка иностранными гражданами);
3) на основании международного договора (оптация).
Выход из гражданства – это добровольная акция, то есть осознанное действие правоспособного и дееспособного лица. Выход из гражданства не прекращает юридическую связь конкретного лица с государством, их взаимные права, обязанности и ответственность.
Лицу, проживающему на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.
Выход из гражданства Российской Федерацией предусмотрен статьей 19 закона о гражданстве.
Настоящая статья предусматривает процедуру общего и упрощенного порядка выхода из гражданства. В том и в другом случае основанием решения вопроса о выходе из гражданства является волеизъявление, то есть личная инициатива самого гражданина.
Естественно, суверенное государство вправе предусмотреть исключение из общего правила, то есть ситуацию, когда выход из гражданства не допускается.
В общем порядке решаются дела о выходе из гражданства лиц, проживающих в России.
При выходе из гражданства РФ лиц, проживающих в России, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности об уплате налогов.
Дела о выходе из гражданства РФ россиянина, проживающего за границей, решаются в упрощенном порядке. Такие лица вместе с заявлением предоставляют:
– документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);
– документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);
– документ полномочного органа иностранного
государства о наличии у
– документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.
Исключение составляют случаи, когда действующий закон не разрешает выход из гражданства. Это касается лиц:
– имеющих не выполненные перед государством обязательства (призыв на военную или альтернативную государственную службу; непогашенная банковская ссуда; неоплаченные налоги);
– привлеченные к уголовной ответственности или отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы;
– не имеющих иного гражданства и гарантий его приобретения.
В упрощенном порядке решается вопрос о выходе из российского гражданства ребенка, если один из его родителей иностранный гражданин, а другой – гражданин России – не возражает против такого решения. Еще проще решается этот вопрос, если у ребенка имеется единственны родитель (отец или мать) и этот родитель иностранный гражданин.
Лицу, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, в том числе ребенку, выдается справка о прекращении гражданства Российской Федерации.
Каждое общее правило всегда имеет исключения. Поэтому не следует думать, что выход из гражданства это автоматический процесс и любой гражданин в любое время может легко и просто изменить свое гражданство.
Закон предусматривает три
Первая ситуация: наличие не выполненных перед Российской Федерацией обязательств.
Что в данном случае имеется в виду? Это, например, военная или альтернативная гражданская служба по призыву в Вооруженных силах РФ. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ[11]. Согласно Федеральному закону РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. Каждый гражданин России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет подлежит призыву на военную службу, если он не имеет официальной отсрочки или право на замену военной службы альтернативной гражданской службой[12].
Вторая ситуация. В выходе из гражданства будет отказано, если гражданин России, ходатайствующий об этом, привлечен правоохранительными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу (до завершения следствия прекращения этого дела) или если в отношении этого гражданина имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Приговор суда подлежит обязательному исполнению.
Третья ситуация: если гражданин, подавший заявление о выходе из гражданства, не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения. Это означает, что ни одно государство, куда обращался гражданин по поводу приобретения нового гражданства, не дало ему положительного ответа.
В случае выявления фактов, свидетельствующих
о наличии оснований для
Решения по вопросам гражданства принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство и восстановления в гражданстве Российской Федерации либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода и гражданства Российской Федерации либо отказа в выходе из гражданства.
Оптация является в равной мере, как основанием приобретения, так и основанием утраты гражданства.
В случае территориальных изменений в соответствии с международным договором, если какая-либо часть территории Российской Федерации отойдет от России, люди, проживающие на данной территории, будут иметь право сохранить или изменить свое гражданство.
Если же какое-либо государство или его часть присоединяется к России, люди, населяющие эту территорию, смогут в порядке оптации приобрести гражданство РФ.
Точно также решается вопрос об утрате
российского гражданства
Глава 3. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.
Решения по вопросам гражданства уполномочены принимать три вида органов.
Во-первых, глава государства – Президент РФ. Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища[14].
В целях реализации своих полномочий
по вопросам гражданства и предварительного
рассмотрения заявлений Президент
РФ образует совещательный и
В соответствии с положением о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1318[15], эта Комиссия обеспечивает реализацию конституционным полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также Положением о Комиссии по вопросам о гражданстве при Президенте РФ.
Вторым видом органов, принимающих
решения по вопросам гражданства, являются
Министерство внутренних дел РФ и
его территориальные
Третьим видом органов, занимающихся
вопросами гражданства, является Министерство
иностранных дел РФ, дипломатические
и консульские
Каждый из этих органов принимает решения по вопросам гражданства в пределах своих полномочий.
Детально полномочия каждого из
вышеназванных органов
Согласно Конституции РФ и действующему Федеральному закону о гражданстве Президент РФ решает вопросы приема, восстановления в гражданстве и выхода из гражданства РФ в общем порядке. Президент отменяет в необходимых случаях решения по вопросам гражданства РФ независимо от того, кем такое решение было принято. На Президента Российской Федерации возложена также координация, то есть обеспечение согласованного функционирования полномочных органов в связи с исполнением закона о гражданстве.
По вопросам гражданства Президент
РФ издает процедурный документ –
Положение о порядке
Президент РФ как глава государства
обеспечивает согласованное взаимодействие
всех органов государственной
Актами Президента РФ по вопросам гражданства являются указы нормативного и индивидуального характера.
Указ нормативного характера является правоустановительным актом, источником права. Он рассчитан на многократное применение и касается неограниченного круга лиц, оказавшихся в сфере действия этого акта.
Указы индивидуального характера по вопросам гражданства являются правоприменительными актами и не содержат норм права. Они касаются интересов конкретных лиц.
Предусматривается право Президента РФ рассмотреть вопрос о приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях будет отказано.
Настоящий закон о гражданстве
подробно определяет полномочия федерального
органа исполнительной власти, ведающего
вопросами внутренних дел, а именно
Министерства внутренних дел РФ и
его территориальных
Информация о работе Приобретение гражданства Российской Федерации