Признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Политическая природа государственной власти определяется тем, что она в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него относительно самостоятельное существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т. е. таким, где во многом отсутствуют единство, совпадение интересов у различных слоев, групп, общностей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение государственной власти заключается, во-первых, в регулировании этих отношений, что и делает её как власть публичную властью политической; во-вторых, успех в борьбе не совпадающих во многом интересов различных социальных слоев, групп, общностей в социально неоднородном обществе всегда будет на стороне того, кто обладает государственной властью.

Файлы: 1 файл

тгп контрольная.docx

— 38.76 Кб (Скачать файл)

1. Признаки государства

 

Государство – это организация политической власти, содействующая осуществлению определенных интересов (классовых, социальных, национальных религиозных и др.) в пределах определенной территории.

Государству присущи  следующие признаки:

1. Публичная (государственная) власть.

Политическая природа  государственной власти определяется тем, что она в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него относительно самостоятельное существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т. е. таким, где во многом отсутствуют единство, совпадение интересов у различных слоев, групп, общностей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение государственной власти заключается, во-первых, в регулировании этих отношений, что и делает её как власть публичную властью политической; во-вторых, успех в борьбе не совпадающих во многом интересов различных социальных слоев, групп, общностей в социально неоднородном обществе всегда будет на стороне того, кто обладает государственной властью. Овладение этой властью позволяет одной какой-либо части общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах. Последнее и придает публичной власти политический характер. Поэтому она и выступает всегда как власть публично-политическая.

В качестве признака публичная  власть раскрывает государство, прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных структур, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, не тождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи  с публичной властью на властвующих  и властных, управляющих и управляемых  не следует рассматривать как  недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро  или зло. И теоретически, и практически  он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим  может быть соотношение государства  и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение  общества к власти может принять  самые радикальные революционные  формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда  не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Итак, публичная власть как  признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным  воплощением, реализацией объективных  общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

В своем содержании, институциональном  составе, структуре и системе  государственного аппарата, соотношении  государственных органов, принципах  и организации их деятельности публичная  власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной  принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.

Следует отметить, что власть существовала и в до государственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных  органах и учреждениях, публичная  власть становится государственной  властью, т. е. той реальной силой, которая  обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит тем  или иным силовым структурам и  специальным учреждениям.

Государственную власть нельзя отождествлять с самим государством, ибо государство - это организация  данной власти, т. е. ее устройство, механизм ее осуществления в лице определенных органов: парламента, правительства, правосудия, контрольно-надзорных, военных и  т. д. Сама же по себе государственная  власть - это способ руководства  обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат  принуждения, так как основой  действенности государственной  власти является авторитет силы, а не сила авторитета.

2. Суверенитет (независимый).

Государство обладает высшей властью (суверенитетом) на занимаемой им территории. Только оно может  издавать и устанавливать общеобязательные законы, нормы, правила человеческого  поведения для постоянно проживающего на его территории населения. Кроме  того, государство обладает правом отменять постановления и решения  частных политических структур и  организаций, противоречащие его решениям. Тем самым государство устанавливает  для проживающих на его территории людей гражданский статус, означающий как признание властью собственной  ответственности перед ними, так  и установление за гражданами известных  прав и обязанностей перед государством. Обычно люди получают государственное  гражданство по факту рождения на территории данного государства.

   В рамках контроля  за вводимыми им правилами  общежития государство обладает  монополией на легальное применение  силы, на физическое принуждение отдельных граждан, групп или организаций к выполнению принятых им решений. Спектр применяемых государством средств контроля, таким образом, может простираться от сознательного побуждения и мотивации поведения граждан вплоть до физического уничтожения тех, кто не придерживается установленных им норм. Для такого обеспечения контроля у государства имеются особые органы – армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд, а также соответствующие средства – оружие, тюрьмы и др.

Различают внутренний и внешний  суверенитеты. Внутренний суверенитет – это верховенство в решении внутренних дел.  Полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенство по отношению к любым другим организациям общества.  Внешний суверенитет – это независимость во внешних делах. Полная независимость во внешнеполитической деятельности государства, т.е. независимость от других государств и международных организаций в международных отношениях, а также никакое государство не вправе вмешиваться во внутренние дела другого. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.

Суверенитет может быть абсолютным (полным) и ограниченным. Ограничение  суверенитета возможно в  добровольном порядке (самоограничение) и принудительном.

     Добровольное  ограничение суверенитета может  допускаться самим государством  по взаимной договоренности с  другими государствами ради достижения  каких-либо общих для этих государств  целей, либо вступления в международные  союзы, организации, а также  в случае объединения с другими  государствами в федерацию.

    Принудительное  ограничение суверенитета может  иметь место, например, по отношению  к государству-колонии или побежденному  в войне государству со стороны  государств-победителей.

     Государственный  суверенитет не следует путать  с народным суверенитетом и  суверенитетом нации. Народный  суверенитет - исходный принцип  демократии, который означает, что  власть принадлежит народу и  исходит от народа. На практике  государственная власть и суверенитет  порой не совпадают с народной  властью и суверенитетом.

     Под суверенитетом  нации понимается полновластие  нации, ее возможность и способность  определять характер своей жизни,  осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

     У государства  есть свои государственные символы  - герб, гимн, флаг, установившиеся правила  официального поведения, традиции, формы обращения людей друг  к другу и приветствия. Вместе с основными признаками они позволяют отделить государство от до государственной и негосударственной организации.

3. Территория. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).

Государство объединяет своей  властью и защитой всех людей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к  какому-либо роду или племени. Постоянное население данной территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь  с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Территориальные  пределы государственной власти распространяются и на находящихся  в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства (подданства). Однако их правовое положение отличается от правового статуса граждан (подданных).

4. Налоги и сборы. Это материальная основа деятельности государства. Каждый гражданин обязан платить налоги. Налоги это обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах, в определенные сроки, необходимых для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и др.).

5. Правовая система – это юридическая основа государства. Под правом понимаются общеобязательные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти. Характерными признаками права, отличающими его от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций), являются общеобязательность его предписаний, обеспеченность специальными принудительными мерами в случае их нарушения, распространение их действия на неопределенный круг субъектов, а также санкционирование его норм государством. Власть поддерживается через юридические нормы. Государство, его институты закреплены в праве и действуют в цивилизованном обществе опираясь на право и правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п.

6. Гражданство – это устойчивая правовая связь населения, с государством выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанности и ответственности. Государство — единственная организация власти в масштабе  всей  страны.   Ни  одна  другая  организация  (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

Информация о работе Признаки государства