Признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Политическая природа государственной власти определяется тем, что она в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него относительно самостоятельное существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т. е. таким, где во многом отсутствуют единство, совпадение интересов у различных слоев, групп, общностей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение государственной власти заключается, во-первых, в регулировании этих отношений, что и делает её как власть публичную властью политической; во-вторых, успех в борьбе не совпадающих во многом интересов различных социальных слоев, групп, общностей в социально неоднородном обществе всегда будет на стороне того, кто обладает государственной властью.

Файлы: 1 файл

тгп контрольная.docx

— 38.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика  федеративной формы государственного  устройства.

 

Федеративное  устройство - форма государственного устройства, при котором части сложного государства, являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.

Федеративное  государство - это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются  две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право  принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации  не имеет права выхода из состава  федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных  отношений. Действующей Конституцией РФ право на сецессию не предусмотрено. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств.

Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований.

При этой форме государственного устройства образуются общие для  всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются  высшие органы власти и управления у каждого из государственных  образований -  членов федерации (республик, штатов эмиратов, краев, областей, округов и т.п.). Территориальные образования в федерации называют субъектами, которые имеют равноправные функции.

     Признаки федерации:

1. Территория федерации  состоит из территорий ее субъектов : штатов, кантонов, республик.

2. Верховная законодательная,  исполнительная и судебная власть  принадлежит федеральным государственным  органам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией.

4. Субъекты федерации  имеют свои конституции, свои  высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

5.    Высший  законодательный  (представительный)  орган  федерации  имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

Виды федераций. Как и унитарные государства, федерации, далеко не одинаковы и обладают теми или иными существенными особенностями по путям своего возникновения, по своей структуре, по характеру взаимоотношений между федерацией в целом и ее субъектами и т.д. Совокупность таких своеобразных черт, не обязательных для всех федераций, но общих для их определенных групп, позволяет выделить различные виды, формы или модели федераций, классифицировать их. Чаще всего в науке конституционного права федерации подразделяются:

а) по способу своего возникновения  — на договорные (союзные) и конституционные (автономные);

б) по своей структуре — на симметричные и асимметричные; по характеру взаимоотношений между федерацией и ее субъектами — на централизованные и децентрализованные.

     В современном  мире существует 25 федераций. Это  крупные государства, существующие  на всех континентах планеты:  Германия и Россия – в Европе, Индия и Пакистан – в Азии, Нигерия и Эфиопия- в Африке, США и Бразилия – в Америке, Австралия в Океании и другие.  Среди них есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная республика Коморских островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).

     Существует несколько видов федеративных государств:

- основанные на национально-территориальном признаке (территориальные,  национальные и смешанные);   

- симметричные и асимметричные;

- договорные, учредительные  и конституционные.

       Территориальные  федерации.  В основу территориальной  федерации положен принцип разделения  страны по территориальному признаку.  Это делается в целях удобства  управления, как правило, в очень  больших по территории государствах (США, Мексика, Бразилия). Также,  федерации делятся по территориальному  признаку, потому что число их  субъектов федерации не соответствует  числу национальных групп.  В  США нет компактно проживающих  национальностей, но существует 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые  группы (используется французский,  немецкий, итальянский, ретороманский  языки) и более 20 кантонов, в  Германии проживают немцы (есть  компактно проживающее небольшое  славянское меньшинство - собры), но созданы 16 земель (субъектов  федерации).

      Национальные  федерации.  Субъекты создаются  на основе проживающих в них  национальностей.  Тезис о создании  федерации только по национальному  признаку был безусловным требованием  марксисткой теории.  Таким образом,  строились государства в СССР  и РСФСР, в Югославии (Союз  Сербии и Черногории), этот подход  был использован в 1968 году в  Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году).  Главным  в национальной федерации ставится  вопрос о преодолении национальных  противоречий и установления  их сотрудничества.

      Смешанная  федерация.  Особый вид федерации,  в основу формирования субъектов  которых положен и национальный, и территориальный принципы.  Примерами национально-территориальных  федераций являются: Российская  Федерация (32 субъекта, которые созданы  на основе, проживающей в нем национальности, 57 субъектов – территориальные образования, где проживают главным образом русское население); Федеративная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).

      Симметричная  федерация.  В идеале в юридически  симметричной федерации все образующие  ее составные части одинаковы  и равноправны.  Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих одинаковый правовой статус.  Только субъекты составляют федерацию в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), в Аргентине (провинции), в России (применяются разные названия к субъектам).  Однако, абсолютно симметричных федераций нет.  Хотя, с точки зрения правового положения составных частей федерации ближе к идеалу симметричной федерации можно отнести – Австрию, Мексику, Бразилию и Аргентину.

      Ассиметричные  федерации.  Состоят из различных  частей, неодинаковых по своему  правовому положению (субъектов  и не субъектов).  В США помимо  штатов (субъектов) существуют небольшие  территории (владения) – Виргинские  острова, Восточное Самоа, федеральный  округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые  пользуются правами штатов.

   Договорные федерации  создаются в результате свободного  объединения ряда государств  и государственных образований,  закрепленных в договоре (СССР, США).

    Учредительные  федерации возникают как результат  трансформации унитарных государств  и договорных федераций, сами  создают с своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для  крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип  суверенитета каждой нации может  найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому пример).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.       Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Проспект, ТК Велби. - С. 215.

2. Общая теория государства и права / Отв. ред. М. Н. Марченко. М.,2001.      

3.      Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: ПБОЮЛ М.А.

         Захаров, 2001. - С. 189.

 


Информация о работе Признаки государства