Признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

В истории политической и правовой мысли идея правового государства всегда являлась и является одной из самых гуманных и перспективных государственно – правовых идей. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей – прогрессивных мыслителей древности средневековья и современности. Какую страну можно назвать сегодня высокое звание правовое государство? У многих государств демократического устоя записано в конституции страны, что они является правовым государством, но к великому сожалению на практике выходит совсем иное. С таким же успехом можно было бы дать имя собаке «послушный», но от своего имени она не будет послушным. Как говорится: «одно говорить, совсем другое делать».
Разумеется, разные мыслители политические и общественные деятели вкладывали неодинаковый смысл идея правового государства. Если у одних государство ассоциировалось, в конечном счете, частной собственностью богатством определенных классов и слов с использованием в разных формах чужого труда то у других все выглядело как раз наоборот.

Файлы: 1 файл

Признаки правового государства.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

     Введение

   В истории политической и правовой мысли идея правового государства всегда являлась и является одной из самых гуманных и перспективных государственно – правовых идей. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей – прогрессивных мыслителей древности средневековья и современности. Какую страну можно назвать сегодня высокое звание правовое государство? У многих государств демократического устоя записано в конституции страны, что они является правовым государством, но к великому сожалению на практике выходит совсем иное. С таким же успехом можно было бы дать имя собаке «послушный», но от своего имени она не будет послушным. Как говорится: «одно говорить, совсем другое делать».

   Разумеется, разные мыслители политические и общественные деятели вкладывали неодинаковый смысл идея правового государства. Если у одних государство ассоциировалось, в конечном счете, частной собственностью богатством определенных классов и слов с использованием в разных формах чужого труда то у других все выглядело как раз наоборот.

   Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма широкой или ограниченной приверженности господствующего класса принципам демократизма свободы господств права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени мыслителей – философов историков писателей, и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и ряда других стран. Еще в знаменитых диалогах под названием «Государство», «Политика» и «Законы» древнегреческого философа-идеалиста Платона проводила мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-то властью», неизбежна «близкая гибель государства». Соответственно «там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях». Тирания, обязательно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде», когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабство, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут быть даровать государствам боги».

   Цель: узнать какие признаки имеет правовое государства. Сегодня существует множество определений правового государство с точки зрение философии, экономики, политики и даже обычного бытья.

   Задача: чтобы узнать, какие признаки имеет правовое государство необходимо изучить сперва право, государства и общества. Так, скажем, разложить книги по полкам и, исходя из этого мы сможем узнать какие признаки имеет правовое государство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Право и закон

   В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон – значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин «закон» понимается в широком смысле.

   Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим:

если под правом понимать только нормы права, то вывод  о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако права нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально – правовые притязания (естественное право) и субъективное права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально – правовые притязания трансформировать в субъективное права - «юридическую кладовую» всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное исполнение обязанностей). Право есть и регулятор, и проявляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

   При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. «возведение его в закон», осуществляется государством. Формула «Право создается обществом, а закон – государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым , если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом.

   Разграничение права и закона имеет большой гуманистические смысл, ибо тогда право рассматривается, как критерий качества закона, установления того, насколько последний признает права человека его интересы и потребности.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1.Признаки государства

   Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшие общественно-политического института. Каковы же эти признаки?

1.Территориальная  организация населения и осуществление  публичной власти в территориальных  пределах. В догосударственном обществе  принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел, строго определенного территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт – подданство или гражданство.

   С территориальной  организацией населения сопряжено  не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

   От негосударственных  организаций (профсоюзов, политической  партии и др.) государство отличается  тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2.Публичная (государственная)  власть. Публичной оно называется  потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

   Власть  существовала и догосударственном  обществе, но это была непосредственно  общественная власть, которая исходила  от всего рода и использовалось  им для самоуправления. Она не  нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

   Олицетворенная  в государственных органах и  учреждениях, публичная власть  становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т.п.).

3.Государственный суверенитет. Понятие «государственной суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион.

   Суверенитет  как свойство (атрибут) государственной  власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

   Верховенство  государственной власти внутри  страны обозначает:

а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);

в) наличие у  нее таких средств воздействия, которыми, никакая другая общественная власть не располагает (армия, милиция  или полиция, тюрьмы и др.)

   Самостоятельность  и независимость государственной  власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее  выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Неразрывная  связь государства и права.  Без права государство существовать  не может. Право юридически  оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимным, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву формируется демократическое правовое государство.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Типы  государств

        В последнее время весьма широко  применяется классификация государств  на тоталитарные, авторитарные, либеральные  и демократическое. 

       В тоталитарном государстве роль гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

        Авторитарное государство отличается  от тоталитарного главным образом  проникновением в него, хотя и  в ограниченном объеме, элементов  демократизма и законности.

        Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которое принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.

        В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

        В идеале государство должно  служить человеку, создавать все  необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развивать  и проявлять свои способности  и дарования, ибо человек –  высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и весьма противоречивы. Веками между человеком и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Для раба и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и свобод, а только несли обязанности перед государством и поэтому не могли стать личностями. С наступлением эры капитализма отношения между человеком-гражданином и государством круто меняются. Гражданин становиться носителем прав и свобод, которое придают ему автономный, независимый от государство статус. На государство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы.

        На развитие гражданских прав  и свобод большое влияние оказала либерально-демократическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свобод человека, на ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой на государство и его органы в независимый суд.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Признаки правового государства