Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:09, реферат
В истории политической и правовой мысли идея правового государства всегда являлась и является одной из самых гуманных и перспективных государственно – правовых идей. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей – прогрессивных мыслителей древности средневековья и современности. Какую страну можно назвать сегодня высокое звание правовое государство? У многих государств демократического устоя записано в конституции страны, что они является правовым государством, но к великому сожалению на практике выходит совсем иное. С таким же успехом можно было бы дать имя собаке «послушный», но от своего имени она не будет послушным. Как говорится: «одно говорить, совсем другое делать».
Разумеется, разные мыслители политические и общественные деятели вкладывали неодинаковый смысл идея правового государства. Если у одних государство ассоциировалось, в конечном счете, частной собственностью богатством определенных классов и слов с использованием в разных формах чужого труда то у других все выглядело как раз наоборот.
Введение
В истории политической и правовой мысли идея правового государства всегда являлась и является одной из самых гуманных и перспективных государственно – правовых идей. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей – прогрессивных мыслителей древности средневековья и современности. Какую страну можно назвать сегодня высокое звание правовое государство? У многих государств демократического устоя записано в конституции страны, что они является правовым государством, но к великому сожалению на практике выходит совсем иное. С таким же успехом можно было бы дать имя собаке «послушный», но от своего имени она не будет послушным. Как говорится: «одно говорить, совсем другое делать».
Разумеется, разные мыслители политические и общественные деятели вкладывали неодинаковый смысл идея правового государства. Если у одних государство ассоциировалось, в конечном счете, частной собственностью богатством определенных классов и слов с использованием в разных формах чужого труда то у других все выглядело как раз наоборот.
Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма широкой или ограниченной приверженности господствующего класса принципам демократизма свободы господств права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени мыслителей – философов историков писателей, и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и ряда других стран. Еще в знаменитых диалогах под названием «Государство», «Политика» и «Законы» древнегреческого философа-идеалиста Платона проводила мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-то властью», неизбежна «близкая гибель государства». Соответственно «там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях». Тирания, обязательно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде», когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабство, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут быть даровать государствам боги».
Цель: узнать какие признаки имеет правовое государства. Сегодня существует множество определений правового государство с точки зрение философии, экономики, политики и даже обычного бытья.
Задача:
чтобы узнать, какие признаки имеет правовое
государство необходимо изучить сперва
право, государства и общества. Так, скажем,
разложить книги по полкам и, исходя из
этого мы сможем узнать какие признаки
имеет правовое государство.
1.1. Право и закон
В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон – значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин «закон» понимается в широком смысле.
Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим:
если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако права нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально – правовые притязания (естественное право) и субъективное права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально – правовые притязания трансформировать в субъективное права - «юридическую кладовую» всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное исполнение обязанностей). Право есть и регулятор, и проявляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.
При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. «возведение его в закон», осуществляется государством. Формула «Право создается обществом, а закон – государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым , если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом.
Разграничение
права и закона имеет большой гуманистические
смысл, ибо тогда право рассматривается,
как критерий качества закона, установления
того, насколько последний признает права
человека его интересы и потребности.1
2.1.Признаки государства
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшие общественно-политического института. Каковы же эти признаки?
1.Территориальная
организация населения и
С территориальной
организацией населения
От негосударственных организаций (профсоюзов, политической партии и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.
2.Публичная (государственная) власть. Публичной оно называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
Власть
существовала и
Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т.п.).
3.Государственный суверенитет. Понятие «государственной суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион.
Суверенитет
как свойство (атрибут) государственной
власти заключается в ее
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми, никакая другая общественная власть не располагает (армия, милиция или полиция, тюрьмы и др.)
Самостоятельность
и независимость
4. Неразрывная
связь государства и права.
Без права государство
2.2.Типы государств
В последнее время весьма
В тоталитарном государстве роль гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».
Авторитарное государство
Либеральное государство
В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.
В идеале государство должно
служить человеку, создавать все
необходимые условия для того,
чтобы он мог максимально
На развитие гражданских прав
и свобод большое влияние оказала либерально-демократическая
доктрина, которая акцентировала внимание
на личностном аспекте демократии, на
незыблемости неотчуждаемых прав и свобод
человека, на ограничении вмешательства
государства в личную жизнь человека,
на возможности человека обратиться с
жалобой на государство и его органы в
независимый суд.3