Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:09, реферат
В истории политической и правовой мысли идея правового государства всегда являлась и является одной из самых гуманных и перспективных государственно – правовых идей. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей – прогрессивных мыслителей древности средневековья и современности. Какую страну можно назвать сегодня высокое звание правовое государство? У многих государств демократического устоя записано в конституции страны, что они является правовым государством, но к великому сожалению на практике выходит совсем иное. С таким же успехом можно было бы дать имя собаке «послушный», но от своего имени она не будет послушным. Как говорится: «одно говорить, совсем другое делать».
Разумеется, разные мыслители политические и общественные деятели вкладывали неодинаковый смысл идея правового государства. Если у одних государство ассоциировалось, в конечном счете, частной собственностью богатством определенных классов и слов с использованием в разных формах чужого труда то у других все выглядело как раз наоборот.
3.1.Общество и право
Право возникает как результат
объективной потребности
Возникнув в силу объективных
причин, право начинает активно
взаимодействовать с обществом.
С помощью права в обществе
обеспечивается необходимый
Право как искусство добра
и справедливости, воплощение достижений
мировой культуры и
Право служит мерой
Правовые нормы выполняют
Право не вытесняет другие социальные регуляторы, оно входит важнейшим элементом в единую нормативную систему общества, становиться регулятором самых важных (товарно-денежных и др.) общественных отношений.
В расколотом на классы, раздираемом
непримиримыми противоречиями
3.2.Гражданское общество
Анализ исторических данных и
приведенных суждений
Современное понимание
Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существование. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать, или не участвовать в выборах органов местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается, тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.
Гражданское общество суть
Гражданское общество и есть сложноструктурированная плюаристическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюаризм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической – это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической – наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.
Гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая межу собой разнообразные отношения, реализуя свой порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свое внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.
Гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.
Современный
цивилизованный взгляд на эти проблемы
состоит в том, что правовое государство
не противостоит гражданскому обществу,
а создает для его нормального функционирования
и развития наиболее благоприятные условия.
В таком взаимодействии содержатся гарантия
разрешения возникающих противоречий
правовым социальным цивилизованным путем,
гарантия исключения социальных катаклизмов,
гарантия ненасильственного поступательного
развития общества. Гражданское общество
– это свободное демократическое правовое
общество, ориентированное на конкретного
человека, создающее атмосферу уважения
к правовым традициям и законам, общегуманистическим
идеалам, обеспечивающее свободу творческой
и предпринимательской деятельности,
создающее возможность достижения благополучия
и реализации прав человека и гражданина,
органично вырабатывающее механизмы ограничения
и контроля за деятельностью государства.5
Заключения
Из всего
вышеизложенного можно
Основы правового государства:
1. политическая – основа, которая характеризуется наличием суверенитета, координирующего интересы субъектов политической системы общества и обеспечивающего справедливое правовое равновесие и свободное развитие этих интересов;
2. экономическая– основа, представляющая собой производственные отношения, которым присущи многоукладность, наличие различных форм собственности (частной, государственной, коллективной и т. д.);
3. социальная – основа, которая характеризуется созданием саморегулирующегося гражданского общества для реализации каждым гражданином государства своих творческих, трудовых возможностей, одновременно обеспечивая многообразие мнений, личных прав и свобод личности;
4. нравственная – основа, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности.
К основным признакам
правового государства
1. Прежде всего,
правовое государство
гражданского общества. Государство рассматривается
как средство обеспечения условий для
нормальной жизнедеятельности гражданского
общества путем разрешения общих проблем
государственной властью. Гражданское
общество выступает в качестве противовеса
государству, имеет своим главным назначением
наблюдать за действиями государства,
чтобы они не выходили за рамки законности
и принимать все дозволенные законом меры
для того, чтобы заставить государство
восстановить нарушенные права. "Не
человек существует для государства, а
государство для человека".
2.Верховенство права — один из важнейших
принципов правового государства. Государственная
власть действует лишь в границах, установленных
законом, государственные органы обязаны
без каких-либо исключений подчиняться
действующим правовым нормам. Государственным
органом позволено только то, на что их
уполномочил закон.
3. Верховенство закона. Оно означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые в государстве, должны соответствовать законам и не противоречить им.
4. Разделение властей. Суть власти в правовом государстве обусловлена не только господством права, связанности власти правом, но и тем как она организована, в каких формах и какими органами она осуществляется. И здесь целесообразно обратиться к теории разделения властей, которая была обоснована в работах англичанина Джона Локка а также француза Шарля Луи Монтескье. Согласно ей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, чтобы предотвратить возникновение власти, не связанной правом, все ветви власти должны быть разделены.
5. Признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью. Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека и общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов. Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения.