Проблема компетенции правотворческих органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правотворчества обусловлена значением данного правового явления для становления государственного устройства современной России.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в уяснении содержательной стороны понятия компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в сфере правотворчества. Цель работы предопределила следующие задачи:
- рассмотрение правотворчества органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации как качественной характеристики федеративного государства;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие правотворчества и его принципы…………………………....4
Компетенция правотворческих органов……………………………....7
Заключение………………………………………………………………..10
Библиографический список………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

 

Библиографический список

 

1. Бузун Е. В. Правотворчество  в Российской Федерации: проблемы  и перспективы [Текст] / Е. В.  Бузун // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 269-271.

2. Белоусова, М.С. Правотворческая функция российского государства [Текст] / М.С. Белоусова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 19 (200). Право. Вып. 24. – С.11-13.

3. Борисов Г.А. Теория государства и права: учебное пособие [Текст] / Г.А. Борисов. – Белгород: БелГУ, 2009. – 320 с.

4. Корнев, В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание права [Текст] / В.Н. Корнев // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. – 2008. – № 8 (48). – С. 35-42.

5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. для вузов [Текст] / В.С. Нерсесянц. – РАН; Акад. правовой ин-т. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2002. – 552 с.

6. http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-2/17.htm

7.http://www.moluch.ru/archive/39/4658/  
Задание 2. Прокомментируйте ст. 43 Конституции Российской Федерации по объему толкования.

 

 

   1. Каждый имеет право на образование.  
       2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.  
       3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.  
       4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.  
       5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

 

В ч. 1 ст. 43 признается право  каждого человека на образование  в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 13). Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

В ч. 2 ст. 43 гарантируются  общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Ограничения прав граждан  на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона РФ об образовании от 10 июля 1992 г. <53>.

Общие вопросы языковой политики в области образования  регулируются Законом РСФСР о  языках народов РСФСР (1991 г. ). Граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст. 6 Закона об образовании.

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Под системой образования  понимается совокупность:

- системы преемственных  образовательных программ и государственных  образовательных стандартов различного  уровня и направленности;

- сети реализующих  их образовательных учреждений  различных организационно-правовых  форм, типов и видов;

- системы органов управления  образованием и подведомственных  им учреждений и предприятий.

Образовательная программа  определяет содержание образования  определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и  общие требования к ним предусматриваются в ст. 9 Закона об образовании.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции государство гарантирует  получение на конкурсной основе бесплатного  профессионального образования  в государственных, муниципальных  образовательных учреждениях в  пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст. 5 Закона об образовании).

Затраты на обучение в  имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

Для реализации права  на образование граждан, нуждающихся  в социальной помощи, государство  полностью или частично несет  расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории  граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его  завершении являются обязательными. Конституционная  обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

Вместе с тем ст. 19 Закона об образовании устанавливает  обязательность основного общего образования  лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.

Получение основного  общего образования в общеобразовательном  учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом  обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен.

По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший четырнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.

Часть 5 ст. 43 предусматривает, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

Порядок разработки, утверждения  и введения государственных образовательных  стандартов определяется Правительством в соответствии со ст. 7 Закона об образовании.

Государственные образовательные  стандарты являются основой объективной  оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

В Российской Федерации  с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст. 10 Закона об образовании освоение образовательных программ в различных  формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

 

Задание 3. Статья 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации «Право на обязательную долю в наследстве».

1. Несовершеннолетние  или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).

2. Право на обязательную  долю в наследстве удовлетворяется из оставшейся незавещанной части наследственного имущества, даже если это приведет к уменьшению прав других наследников по закону на эту часть имущества, а при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю - из той части имущества, которая завещана.

3. В обязательную долю  засчитывается все, что наследник, имеющий право на такую долю, получает из наследства по какому-либо основанию, в том числе стоимость установленного в пользу такого наследника завещательного отказа.

4. Если осуществление  права на обязательную долю  в наследстве повлечет за собой  невозможность передать наследнику по завещанию имущество, которым наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался для проживания (жилой дом, квартира, иное жилое помещение, дача и тому подобное) или использовал в качестве основного источника получения средств к существованию (орудия труда, творческая мастерская и тому подобное), суд может с учетом имущественного положения наследников, имеющих право на обязательную долю, уменьшить размер обязательной доли или отказать в ее присуждении.

Гипотеза – это  элемент нормы права, указывающий  на условия ее действия (время, место, субъективный состав и т.п.). Т.е. в ст. 1149 гипотезой будет являться ч. 1, а именно: Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя.

Диспозиция -  это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. (см дома)

Санкция - это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В названной статье санкции нет.

Данная статья, по социальному назначению и роли в правовой системе норм, относится к обеспечительному виду норм.

 




Информация о работе Проблема компетенции правотворческих органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации