Проблема неурегулированных территорий России с соседними государствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Ушли в прошлое времена, когда территориальные претензии и споры упрощенно считались порождением капиталистического общества. Споры о территориальных пределах с древности были, являются ныне и останутся на все обозримое будущее главными в международном праве.
Прежде чем говорить о неурегулированныхтерриториях России, нужно сначала определить, что содержит в себе это понятие.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Неурегулированные территории России 4
1.1 Деление территорий после распада СССР 4
1.2 Проблема принадлежности южных Курильских островов 6
1.3 Неурегулированные территории с Прибалтикой 7
1.4 Территории Финляндии и России 10
1.5 Сверхдержавные споры 10
1.6 Территория Арктики 12
Глава 2. Изменения границ современной России 14
2.1 Урегулирование территориального спора с Китаем 14
2.2 Урегулирование территориального спора с Норвегией 17
2.3 Присвоение анклава в Охотском море 19
2.4 Воссоединение Крыма с остальной Россией 20
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа неурегулированные отношения.docx

— 455.95 Кб (Скачать файл)

К счастью для России, соглашение с США было введено в действие с существенными нарушениями союзного и российского законодательства, а именно в обход принятой в СССР процедуры ратификации Верховным советом и без согласования с заинтересованными республиками (в данном случае с РСФСР). В итоге сложилась неоднозначная ситуация: Вашингтон при определении своей ИЭЗ исходит из соглашения Бейкера – Шеварднадзе, а Москва его не признает. Возможно, через какое-то время сторонам удастся выйти на подписание более приемлемого договора. Однако шансов полностью все переиграть, видимо, нет: России придется смириться с потерей части своей суверенной акватории.

 
 

1.6 Территория  Арктики

 

Потепление климата и таяние льдов Арктики вызвали настоящий ажиотаж вокруг перспектив освоения ресурсов этого региона. По данным Минприроды РФ, только разведанные запасы здесь составляют 15,5 млрд тонн нефти и 84,5 трлн куб. м газа. Кроме того, освобождается ото льда российский Северный морской путь, позволяющий на 40% сократить маршрут между портами Западной Европы и Восточной Азии. В связи с этим со всей остротой встал вопрос о том, кому достанется «ничейная» Арктика. Причем на долю этого богатства претендуют не только приарктические державы – Россия, Соединенные Штаты, Канада, Норвегия и Дания, но и многие другие, в частности Германия и Китай. Первые стремятся с наибольшей выгодой для себя поделить Арктический континентальный шельф, последние – просто получить доступ к ресурсам.

Таким образом, здесь возникают притязания не столько на признанную российскую территорию, сколько на участки шельфа, над которыми Россия рассчитывает установить свою юрисдикцию. Это подводные хребты Ломоносова и Менделеева, простирающиеся до Северного полюса. Россия утверждает, что они являются продолжением Сибирской континентальной платформы, но Дания доказывает их принадлежность шельфу Гренландии (входящей в состав Королевства Дания). Спор продолжается, страсти постепенно накаляются – вплоть до предположений о возможности начала новой мировой войны из-за Арктики.

Тем временем МИД России всячески дает понять, что ни о каких конфликтах в регионе речи не идет. Посол по особым поручениям МИД РФ, представитель РФ в Арктическом совете Антон Васильев отмечает: в СМИ «часто можно слышать про развитие различных апокалиптических ситуаций в Арктике, про битву за шельф и третью мировую войну», что, по его мнению, свидетельствует либо о незнании фактов, либо об их сознательном искажении. «Такая точка зрения связана с внутриполитическими интересами некоторых государств, – пояснил журналу «РБК» г-н Васильев. – Во-первых, определенным группам выгодно придумывать различные угрозы, чтобы получать голоса избирателей либо финансирование тех или иных проектов. Во-вторых, это интерес прессы: СМИ гораздо проще и удобнее продавать конфликты, нежели какие-то позитивные истории. В-третьих, в нагнетании ситуации заинтересованы определенные круги в ряде стран, которые тоже хотели бы не опоздать за своим куском арктического пирога».

Экспертное же сообщество, в отличие от представителей МИД, не столь оптимистично в оценках. «И МИД, и Арктический совет всячески стараются не замечать того, что происходит на самом деле, – не скрывает тревоги директор Института управления и регионологии САФУ, директор центра «Институт Арктики» Юрий Лукин. – Военный конфликт вокруг Арктики, конечно, невозможен, но дипломатические и информационные баталии идут вокруг нее постоянно. Что такое Арктический совет? Это в основном страны НАТО, Россия там в явном меньшинстве. Отсюда проблема: как нам отстаивать свои интересы? Нашу заявку на 1 млн 200 тыс. кв. км континентального шельфа вполне могут и не пропустить. В этом заинтересованы и США, и Дания, и даже Норвегия, которая одновременно ведет себя как союзник и как противник».

Велика вероятность, что дело закончится установлением строгого международного контроля над шельфом и разработкой его ресурсов. Не самый лучший расклад для нашей страны. Впрочем, интернационализация части шельфа, которую Россия считает своей, не единственная перспектива передела Арктики. Не исключено, что этому процессу подвергнутся и арктические транспортные артерии, включая Севморпуть.

 

Глава 2. Изменения границ современной России

 

Территориальная политика современной России отличается большой практичностью и направлена не только на увеличение территории нашего государства, но и на планомерное урегулирование старых территориальных споров, которые приводят или потенциально могут привести к конфликтам с другими государствами.

2.1 Урегулирование  территориального спора с Китаем

 

До середины XIX века два речных острова близ Хабаровска, равно как и сам Хабаровск, находились на территории, которая в соответствии с Нерчинским договором 1689 признавалась нейтральной.

В середине XIX века Россия воспользовалась слабостью разорённого опиумными войнами Китая и забрала себе огромные области Приморья с Приамурьем.

Это приобретение было зафиксировано в серии нескольких неравных российско-китайских договоров, один из которых, Пекинский трактат 1860 года, был снабжён картой. На карте хорошо видно, что два острова на реке Амур, расположенные непосредственно у Хабаровска, были отмечены как российские.

В 1919 году, когда при подписании Версальского мирного договора была учреждена Лига Наций, был принят принцип, согласно которому речные границы проводились по середине главного фарватера. Тем не менее, в договоре были предусмотрены исключения, одним из которых являлось наличие уже демаркированной границы. Таким образом, Версальский договор никак не затрагивал два речных острова близ Хабаровска.

В 1960-х годах отношения между СССР и Китаем резко ухудшились. На фоне обострения отношений китайцы заявили свои права на небольшой остров Даманский, который принадлежал Советскому Союзу, но находился с китайской стороны главного русла Уссури. После значительного числа провокаций китайцы начали в 1969 году локальный военный конфликт с СССР, в ходе которого погибло около 800 китайских и около 60 советских военнослужащих.

По итогам конфликта, в октябре 1969 года, главы правительств Китая и СССР пришли к решению о необходимости пересмотра советско-китайской границы. Остров Даманский при этом фактически остался у китайцев.

Вокруг двух других островов — острова Тарабарова и Большого Уссурийского острова — китайцы развернули «ирригационную войну»: начали затапливать в протоке Казакевичева баржи с песком, чтобы соединить острова с китайским берегом и тем самым присвоить их. СССР, в свою очередь, углублял дно и укреплял берег.

Рисунок 2  - Карта к Пекинскому трактату 1860 года

 

В 1991 году настала очередь Китая воспользоваться слабостью России. Легко расстававшийся с территориями страны Горбачёв подписал с Китаем пограничный договор, согласно которому границу отодвинули от китайского берега и провели по фарватеру Амура.

Наконец, в октябре 2004 года Путин подписал с Ху Цзиньтао окончательное соглашение, по которому спорная территория двух островов в 380 квадратных километров делилась между странами поровну. Граница при этом не привязывалась к ориентирам на местности, а устанавливалась по абсолютным координатам.

По итогам раздела Россия получила 60 % острова Большой Уссурийский, а Китай получил остров Тарабаров и 40 % острова Большой Уссурийский. Как видно на карте, такое деление является самым логичным — так как при таком разделе граница получается наиболее прямой.

 

Рисунок 3   - Карта раздела островов Тарабаров и Большой Уссурийский

 

Подписанием договора 2004 года Россия достигла нескольких важных целей.

1. Граница с Китаем  протяжённостью в 4200 километров  была впервые в истории полностью  выверена и окончательно утверждена. Таким образом, Китай потерял  последний повод требовать возврата  отобранных у него Россией  в 1858—1860 годах огромных территорий.

2. Водозабор и водоотвод  остались на российской стороне, таким образом, мы сохранили контроль  над столь ценным в двадцать  первом веке ресурсом пресной  воды.

3. Границу удалось отвести  на значительное расстояние от  набережной Хабаровска.

Критики договора из России утверждали и продолжают утверждать в настоящее время, что Россия «уступила» Китаю острова. Однако никакой речи об уступках идти не может. С юридической точки зрения до подписания договора в 2004 году острова были нейтральной территорией и не принадлежали никому. С фактической же точки за острова велась ирригационная война, которая вполне могла закончиться через какое-то время полной победой Китая.

Критики договора из Китая, наоборот, полагают, что Ху Цзинтао «пошёл дорожкой предателя», передав русским исконно китайские земли и лишив Китай последнего casus belli — предлога к пересмотру неравных договоров середины XIX века.

2.2 Урегулирование  территориального спора с Норвегией

 

Спор о проведении морской границы между Россией и Норвегией существовал с момента ввода двухсотмильных экономических зон государствами в начале 1970-х годов. В 1978 году для урегулирования вопросов рыболовства в «серой зоне» была создана Совместная российско-норвежская комиссия.

СССР полагал, что морскую границу следует проводить вдоль побережья острова Шпицберген. Норвегия настаивала на равноудалённости границы от острова Шпицберген и российских Земли Франца-Иосифа и острова Новая Земля.

Урегулирование спора осложнялось тем, что согласно Шпицбергенскому трактату от 1920 года архипелаг Шпицберген хоть и принадлежит Норвегии, но находится при этом под международным контролем. Этот трактат не только не давал Норвегии прав на морские пространства вокруг Шпицбергена, но и позволял другим странам участникам договора (кроме Норвегии и России) притязать на акваторию Баренцева моря.

Международный суд ООН в своём решении по Северному морю от 1969 года указывал, что морская граница должна проводиться не по срединной линии и не по выступающим далеко вперёд мелким островам, а по принципу «необходимого баланса» между береговыми линиями сторон:

“…фактор, который должен приниматься во внимание, – элемент приемлемой пропорциональности, которую делимитация… должна создать между площадями морских пространств, принадлежащих заинтересованным государствам, и длинами их соответствующих побережий, которые измеряются в соответствии с их общим направлением, для того, чтобы установить необходимый баланс между государствами с прямыми и государствами с заметно вогнутыми или выпуклыми берегами, или для того, чтобы привести очень беспорядочные береговые линии к более правильным пропорциям…”

Таким образом, позиции России и Норвегии представлялись одинаково слабыми.

Спор обострился, когда в Баренцевом море в дополнение к богатым рыбным ресурсам были обнаружены значительные запасы углеводородов. В апреле 2010 года Россия и Норвегия решили разделить спорную территорию в 175 тысяч километров на две равные части.

Подписание соглашения вызывало шквал критики со стороны оппозиции: по логике критикующих, Россия должна была полностью проигнорировать аргументы норвежцев и продолжать настаивать на своём варианте границы.

Эту позицию можно понять, так как Россия (равно как и Норвегия) имела значительный запас юридических аргументов в пользу своего вариантов разграничения. В целом договор можно считать компромиссным.

Однако очень важно отметить, что стратегической целью России является получение прав на огромную область в 1 миллион квадратных километров вокруг хребта Ломоносова в Арктике. Если бы Норвегия имела неурегулированные территориальные споры с Россией, она могла бы помешать нам в этом вопросе.

Также договор открыл перед Россией дорогу к разработке месторождений углеводородов, которые находятся на спорной ранее территории.

2.3 Присвоение  анклава в Охотском море

 

До 2013 года внутри нашего Охотского моря находился вытянутый анклав значительных размеров, известный в международной литературе как «Peanut Hole Sea of Okhotsk». С точки зрения международного законодательства Россия не имела исключительных прав на добычу ресурсов со дна и из недр этого анклава. На территории этого анклава могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых государств — чем они вовсю и пользовались.

В ноябре 2013 года России удалось обосновать права на 52 тысячи квадратных километров этой части континентального шельфа Охотского моря.

Окончательное оформление исключительных прав России на добычу ресурсов континентального шельфа состоялось на очередной сессии Комиссия ООН по границам континентального шельфа по в марте 2014 года.

Успех был достигнут благодаря исследованиям наших учёных, которые доказали, что дно Охотского моря является континентальным шельфом нашего материка.

Обоснование прав на континентальный шельф Охотского моря ценно не только само по себе, его можно считать подготовкой к юридическому подчинению области вокруг хребта Ломоносова в Арктике, на которую помимо России могут теоретически претендовать ещё и Канада с Данией.

2.4 Воссоединение  Крыма с остальной Россией

 

Сразу после того, как на Украине в Киеве был осуществлён олигархическо-бандеровский государственный переворот, явившийся результатом проспонсированного американцами «Евромайдана», жители Крыма и Севастополя взяли власть в свои руки — 16 марта 2014 года в Крыму прошёл референдум, на котором за воссоединение Крыма с Россией проголосовали 96,77 % крымчан и 95,6 % севастопольцев. Явка в Крыму составила 82,71 % (с учётом Севастополя). 17 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым провозгласил Крым независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус. С момента подписания соответствующего межгосударственного договора 18 марта 2014 года Республика Крым, включая город Севастополь, является частью России. 21 марта, после принятия Государственной Думой и Советом Федерации необходимого законодательства, Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В тот же день был издан указ Президента РФ «Об образовании Крымского федерального округа». Таким образом, реализовалось существовавшее на протяжении нескольких последних десятилетий стремление крымчан, севастопольцев и россиян к воссоединению своей страны и своего народа.

Информация о работе Проблема неурегулированных территорий России с соседними государствами